Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:18, реферат
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего — в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Возможно, из этого интереса и возникла сама психология как наука.
Содержание:
1. Введение
2. Самооценка и уровень притязаний
3. Основные положения Я – концепции
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(научный исследовательский университет)
Факультет «Международный»
Кафедра «Международные коммуникации»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология»
по теме «Самооценка и её роль в формировании
личности»
Руководитель:
ассистент
кафедры психологии
_____________ Щелкова Е.Г.
___________________ 2011г.
Автор работы
студент группы МН-170
___________Садивская Ю.И.
___________________ 2011г.
Работа защищена с оценкой
________________________
___________________2011г.
Челябинск 2011
Содержание:
1. Введение
2. Самооценка и уровень притязаний
3. Основные положения Я – концепции
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего — в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Возможно, из этого интереса и возникла сама психология как наука.
«Есть только одна
и только одна вещь во вселенной, о
которой мы знаем больше, чем могли бы
узнать в результате наблюдения извне,
— сказал
К. С. Льюис. — Эта вещь — мы сами. У нас есть,
так сказать, внутренняя информация; мы
в курсе дела». Поведение человека всегда
так или иначе сочетается с его представлением
о себе («образ «Я») и с тем, каким он хотел бы
быть. Изучение свойств самосознания,
адекватности самооценок, структуры и
функций «образа «Я» представляет не только
теоретический, но и практический интерес
в связи с формированием жизненной позиции
личности.
Самооценка и уровень притязаний
Что такое самосознание?
В психологической науке
«образ «Я» (Кон И. С. Открытие «Я». — М.,
1987).
«Образ «Я»
— это не просто представление
или понятие личности о самой
себе, а социальная установка, отношение
личности к себе. Поэтому в образе
«Я» можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) — знание
себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный — ценностное
отношение к себе;
3) поведенческий — особенности регуляции
поведения.
Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т. е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
Все «Я» уживаются
в человеке одновременно. И если
одно из «Я» будет преобладать
над другими, это может отразиться
на его личности. Так, если перевес в
структуре личности фантастических представлений
о себе не сопровождается поступками,
которые способствовали бы осуществлению
желаемого, происходит дезорганизация
деятельности и самосознания человека.
Мальчик, которого все обижают, может в
своих мечтах быть сильным и наказывать
своих обидчиков. Но если эти мечты не
подкрепляются занятиями спортом, ситуация
в конце концов может его жестоко травмировать
ввиду очередного несовпадения желаемого
и действительного.
Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность
осуществляет самооценку? Известно, что
человек становится личностью в результате
совместной деятельности и общения с другими
людьми. Именно деятельность и общение
дают ему некоторые важные ориентиры для
поведения. Поэтому уже в детском саду
часто можно слышать:
«Коля — хороший мальчик, он всегда спит
в мертвый час»; или: «Игорь — плохой, он
плохо ест». Таким образом, воспитатель
дает ребенку точку отсчета для оценки
его поведения. По подобным ориентирам
мы постоянно сверяем то, что делаем, с
тем, чего от нас ожидают окружающие. В
конечном счете, все, что человек делает
для себя, он вместе с тем делает и для
других, даже если ему кажется, что он делает
что-то только для себя.
Уже сложившиеся оценки собственного
«Я» есть результат постоянного сопоставления
того, что личность наблюдает в себе, с
тем, что видит в других людях. Человек,
уже зная что-то о себе, присматривается
к другому человеку, сравнивает себя с
ним, предполагает, что и тот небезразличен
к его качествам, поступкам. Все это входит
в самооценку личности и определяет ее
психологическое самочувствие. Другими
словами, у личности всегда имеется круг
людей, с которыми она считается, среди
которых черпает свои ценностные ориентации.
Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.
Самооценка тесно
связана с уровнем притязаний
личности, с желаемым уровнем ее
самооценки. Уровнем притязаний называют
уровень образа «Я», проявляющийся
в степени трудности цели, которую
человек ставит перед собой.
Психолог Джемс вывел формулу, которая
показывает зависимость самооценки человека
от его притязаний.
Самооценка 8Успех
Притязания
Формула свидетельствует,
что стремление к повышению самооценки
может реализовываться двумя
способами. Человек может или повысить
притязания, чтобы пережить максимальный
успех, или снизить их, чтобы избежать
неудачи.
В случае успеха уровень притязаний обычно
повышается, человек проявляет готовность
решать более сложные задачи, при неуспехе
— соответственно, снижается. Уровень
притязаний личности в конкретной деятельности
может быть определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Психологи пришли
к выводу, что уровень своих
притязаний личность устанавливает
где-то между чересчур трудными и чересчур
легкими задачами и целями — так, чтобы
сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется
не только предвосхищением успеха или
неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой
прошлых успехов и неудач. Однако, в целом
для людей характерно некоторое завышение
своих способностей, приписывание себе
уникальности, непохожести на других.
Так, опрос взрослых людей показал, что
большинство считают себя более умными,
чем средний человек; каждый водитель
говорит, что он аккуратнее и осторожнее,
чем остальные; женщины полагают, что они
красивее большинства своих знакомых
и т. п. Следовало бы задать себе вопрос:
если все имеют показатели выше средних,
то у кого же тогда все-таки они средние
и у кого низкие?
Характер проявляется
не только отношением к другим людям,
но и к самому себе. Каждый из нас,
намеренно или сам того не осознавая,
нередко сравнивает себя с окружающими
и в итоге вырабатывает довольно устойчивое
мнение о своем интеллекте, внешности,
здоровье, положении в обществе, т. е. формирует
«набор самооценок», от которого зависит:
скромны мы или высокомерны, требовательны
к себе или самоуспокоенны, застенчивы
или кичливы. Человеку свойственна потребность
в достаточно высокой самооценке, т. е.
каждому хочется уважать себя.
Самоуважение — один из истоков психологической
устойчивости, хорошего настроения. Допустим,
человек совершил ошибку, сделал что-то
не так. Если этот человек обладает достаточно
высоким уровнем самооценки, он может
успокоить себя: «Ничего страшного, ведь
в целом я отнюдь не глупец и подобное
для меня не характерно», т. е. срабатывает
психологическая защита и человек успокаивается.
У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».
Какие же трудности
общения возникают у людей с завышенной
самооценкой?
Человек, считающий себя намного умнее
других и тем более намеренно это подчеркивающий,
неминуемо вызывает раздражение окружающих.
Это естественно
— ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает
пренебрежительное отношение к окружающим.
А кому приятно, чтобы его кто-то считал
глупым?
Неадекватное самомнение, подчеркивание
своих достоинств, надменность, пренебрежение
к другим — неиссякаемый источник негативизма
окружающих.
Нередко приходится общаться с людьми,
которые из-за неадекватно высокой самооценки
ревниво-завистливо относятся к успехам
сослуживцев. «Самый худший и злобный
вид зависти: зависть к умственному превосходству»,
— утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности
и успехи не сопровождаются скромностью,
они провоцируют и негативное отношение
окружающих. Завышенная самооценка способствует
и такой черте характера, как чрезмерная
обидчивость. Обида, как правило, - это
чувство, возникающее в ответ на несправедливое
к себе отношение окружающих. Но что значит
для человека
«несправедливое»? А то, что чье-то мнение
о нем ниже его собственного мнения о себе.
Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует
обидчивости, нетерпимости к малейшим
замечаниям (правда, бывает и другая крайность:
человек с высоты своего «Я» даже серьезную
критику не принимает близко к сердцу).
Человек с неадекватно высокой самооценкой
потенциально конфликтен в ситуациях,
когда речь заходит о вознаграждениях
и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой
и реальной наград закономерно выливается
в обиду и зависть, которые накапливаются
и, наконец, прорываются резким обвинением
в чей-либо адрес.
Информация о работе Самооценка и ее роль в формировании личности