Роль семьи в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Семья и детский сад………………………………………………..6

1.1 Роль семьи в формировании личности ребенка………………………..6

1.2 Задачи работы детского сада с семьей………………………………….8

1.3 Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей……………...8

1.4 Сотрудничество ДОУ и семьи…………………………………………..9

1.5 Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка……………………………………………………………………………15

1.6 Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей…………………………………………………………………………….17

Глава II. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………...25

2.1 Установление контакта с семьей………………………………………25

2.2 Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе………………………………………..32

2.3 Здоровье дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи……………………………………………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………….38

Список литературы…………………………………………………………40

Приложение ………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...3

    Глава I. Семья и детский сад………………………………………………..6

    1.1 Роль семьи в формировании  личности ребенка………………………..6

    1.2 Задачи работы детского сада  с семьей………………………………….8

    1.3 Современные проблемы взаимодействия  ДОУ с семьей……………...8

    1.4 Сотрудничество ДОУ и семьи…………………………………………..9

    1.5 Авторитет родителей и его  влияние на развитие личности  ребенка……………………………………………………………………………15

    1.6 Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей…………………………………………………………………………….17

    Глава II. Сотрудничество семьи и дошкольного  учреждения в воспитании детей………………………………………………………………...25

    2.1 Установление контакта с семьей………………………………………25

    2.2 Взаимодействие с семьей как  главный способ приобщения родителей  к участию в образовательном процессе………………………………………..32

    2.3 Здоровье дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи……………………………………………………………………………...35

    Заключение………………………………………………………………….38

    Список  литературы…………………………………………………………40

    Приложение ………………………………………………………………...42 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    За  тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

    Издавна ведется спор, что важнее в становлении  личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали предпочтение общественным учреждениям. Так Ян Амос Коменский назвал материнской школой ту последовательность и силу знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.

    Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые  к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому наше исследование сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

    Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

    Возрастание роли образования, которое наблюдается  во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

    Однако  далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины  разные: одни семьи не хотят воспитывать  ребенка, другие – не умеют это  делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. В этом и заключается проблема. Во всех случаях необходимо квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

    Проблема  состоит в том, что очень трудно установить взаимодействие и сотрудничество с родителями в воспитании детей, так как родители считают, что воспитанием должны заниматься специалисты, педагоги.

    Целью курсовой работы является изучение форм и видов сотрудничества семьи  и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества.

    Объектом  исследования выступает воспитание детей.

    Предмет исследования – сотрудничество семьи  и дошкольного учреждения.

    Задачи:

    -провести анализ научно – методической литературы по данной проблеме;

    -изучить интересы родителей к участию в совместной работе с педагогическим коллективом ДОУ;

    - подвести итог исследования по  изучению сотрудничества семьи  и дошкольного учреждения в  воспитании детей;

    Методы, которые мы будем использовать в  практической деятельности:

    - анкетирование;

    - письменный опрос;

    - наблюдение за общением ребенка  с родителями в ДОУ и семье;

    - беседа;

    - стенды.

    Гипотеза: мы предполагаем, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует воспитанию разносторонне  развитых, физически и психически здоровых детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Семья и детский сад 

    1.1 Роль семьи в  формировании личности  ребенка 

    Воспитание  детей, формирование личности ребенка  с первых лет его жизни –  основная обязанность родителей. Семья  влияет на ребенка, приобщает его  к окружающей жизни. Главными воспитателями  своих детей являются родители.

    Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут  на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность  на бабушек, дедушек или на детское  дошкольное учреждение. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.

    Иная  позиция некоторой части отцов  и матерей является ошибочной. Она  приносит вред формирующейся личности ребенка и требует проведения со стороны педагогов детского сада серьезной разъяснительной и практической работы с такими родителями.

    Наиболее  распространенной является семья однопоколенная, в которой вместе живут мать, отец и их дети. Молодые семьи привыкают  к большей самостоятельности, а  значит и ответственности; меньше конфликтов между «отцами» и «детьми»: различие взглядов затрудняет семейные отношения при совместном проживании. Но вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи – традиции, объединяющие взрослых и детей; у старших исчезает возможность общения со своими внуками, участия в заботе о них и воспитании.

    В многопоколенной семье вместе живут  мать, отец, дети и представители  старшего поколения – бабушка, дедушка. Если это дружная семья, то создается  возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчен быт: старшие помогают в воспитании детей, в уходе за ними. Если совместная жизнь разных поколений не удается, то лучше по возможности разойтись, сохранив добрые взаимоотношения. Но во всех случаях необходимо стремиться с благодарностью и уважением относиться к представителям старшего поколения (родителям мужа, жены), иначе делу воспитания ребенка будет нанесен огромный вред.

    Независимо  от того, вместе или врозь живут  бабушки и дедушки, их дети и внуки, у дошкольников формируют умение и желание проявлять заботу о старших, оказывать им помощь. Пример отца и матери, их умелое регулирование поведения своих детей имеют решающее значение в семейной жизни, оказывают влияние на физическое и психологическое состояние младшего и старшего поколения в семье.

    Особую  группу представляют неполные семьи. Причины  этого социального явления различны, чаще всего это развод. При этом, как правило, ребенок остается с  матерью. Если мать воспитывает ребенка  без отца и ответственно относится  к этому, она достойна уважения, внимания, доброго отношения. Если разведенная мать живет вместе со своими родителями, обстановка в доме более семейная, радующая детей. Взрослым важно приложить все силы, чтобы дети, оставшиеся без отца, не чувствовали себя ущемленными. Ошибку допускают те матери, родственники, которые, жалея оставленного отцом ребенка, излишне балуют его, потакают неразумным желаниям.

    Непроста  и проблема встреч детей с отцом, ушедшим из семьи. Как не трудно это  для матери, но встречи с отцом  необходимы ребенку. Следует лишь предварительно обсудить этот вопрос, что важно лишь при высоком культурном уровне отношений взрослых. Драматическая ситуация часто наблюдается в распавшейся семье у мальчиков старшего дошкольного возраста. Они страдают, что в семье нет молодого мужчины – отца, отсутствует пример подражания. Девочки, наоборот, больше переживают при расставании с отцом в младшем дошкольном возрасте. Это происходит из–за потери эмоционального контакта с ним. В старшем дошкольном возрасте они реагируют на расставание с отцом более спокойно, так как отождествляют себя с образом матери.

    Совершено иное отношение вызывают те матери, которые отказываются от рожденных  ими детей; те родители, кого лишили родительских прав. Они заслуживают всяческого порицания, должны привлекаться к ответственности.

    Для нашей действительности характерным  является наличие семей с одним  ребенком. Беспокойство педагогов связано  с тем, чтобы не сформировать у  детей равнодушие к окружающим, эгоизм, т. е. те черты, которые могут развиваться в семьях с большим числом взрослых, окружающих ребенка.

    В семьях с двумя и более детьми создаются самые благоприятные  условия для разностороннего  развития мальчиков и девочек. В  многодетных семьях успех воспитания связан с личным примером отца и  матери, являющихся образцом для подражания, умением их разумно организовать жизнь и деятельность детей. 

    1.2 Задачи работы  детского сада  с семьей 

    1.Единство  требований к ребенку в процессе  воспитания Творческой личности;

    2.Педагогическое  просвещение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

    3.Изучение  лучшего опыта семейного воспитания;

    4.Ознакомление  родителей с жизнью дошкольного  учреждения. 

    1.3 Современные проблемы  взаимодействия ДОУ  с семьей 

    1.Отношение  семьи к дошкольному учреждению;

    2.Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

    3.Что  ожидают родители и детский  сад друг от друга;

    4.Семья  лишь объект воздействия;

    5.Незнание  жизни родителей

    Если  до революции основной целью дошкольного  воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нет его целью, стало – формирование, прежде всего гражданина советского государства.

    В 60 – 70г. идеи взаимодействия семейного  и общественного воспитания развивались  в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти  полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. 

    1.4 Сотрудничество детского  сада и семьи 

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка