Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время одной из задач высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная работа как гуманистический вид социальной деятельности
1.1. Гуманистическая сущность социальной работы
1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе
Глава 2. Подготовка специалистов социальной работы
2.1.Особенности подготовки специалистов для системы социальной работы
2.2. Роль профессиональной подготовки в формировании личности специалиста по социальной работе
Глава 2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе
2.1. Социально-духовные детерминанты социальной работы
2.2. Социально-гуманистические аспекты социальной работы
3. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе
3.1. Профессионально значимые требования к качествам личности специалиста
3.2.Экспериментальное исследование профессионально важных качеств специалиста по социальной работе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

работа моя.docx

— 77.00 Кб (Скачать)

2) сам факт деятельности  социального работника в качестве  помощника и в качестве контролера. Выступая в роли контролера  со стороны государства, социальный  работник обязан осознать этические  моменты этой роли и степень  применимости ее в соответствии  с основными этическими принципами  социальной работы;

3) противоречие между обязанностью  социального работника защищать  интересы клиента и необходимостью  действовать эффективно и рационально.  Проблема актуализируется в связи  с использованием информационной  технологии в сфере социальной  работы.

Этические дилеммы создают  для социальных работников значительные трудности. Так, например, социальный работник, считая независимость одной из базовых  ценностей, любое влияние на поведение  клиента будет считать недопустимым и противоречащим гуманистической  структуре профессии.

Нередко в практике социальной работы встречаются этические дилеммы, связанные с конфиденциальностью  и интересами общества; необходимостью говорить правду и интересами клиента; патернализмом и самоопределением; обязательством придерживаться законов  и защитой клиента; принципом  равенства и неравным распределением ограниченных ресурсов; соотношением между личными и профессиональными  ценностями. Рассмотрим некоторые из них.

Конфиденциальность и  интересы общества.

Среди социальных работников отсутствует единое мнение о том, в каких случаях возможно нарушение  права клиента на сохранение и  неразглашение сведений о себе. В  то же время считается возможным  нарушение конфиденциальности в  исключительных случаях (например, когда  имеется возможность нанесения  вреда клиентом другому человеку и др.).

Необходимость говорить правду и интересы клиента.

Большинство социальных работников считают, что правдивую информацию нельзя искажать или скрывать от клиента, хотя некоторая часть социальных работников придерживается мнения о возможности отступления от этого правила в некоторых ситуациях.

Обязательство придерживаться законов и защита клиента.

Большинство социальных работников считают недопустимым игнорирование  законов и постановлений, хотя часть  их коллег считает возможным нарушение  законов и этических норм в  интересах благополучия клиента.

В каждом отдельном случае, прежде чем принять решение, социальный работник должен взвесить обязательства  перед клиентом, работодателем, профессией и обществом. Вышеприведенные примеры  наглядно показывают сложность и  неоднозначность деятельности социальных работников. Поэтому важным условием ее успешного и адекватного выполнения является высокая духовно-нравственная культура социальных работников.

Таким образом, институт социальной работы, в качестве гаранта социальной помощи нуждающимся людям, призван  быть также носителем высокой  духовности и нравственности, важнейшим  этическим фактором общественного  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 2. Подготовка специалистов социальной работы

 

2.1.Особенности  подготовки специалистов для  системы социальной работы

 

В 90-х годах в России профессия «социальная работа»  была официально зарегистрирована в  государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы  научные школы, проводятся специальные  исследования в области социальной педагогики, формируются различные  модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях  трех типов, дающих образование  разного  уровня:

  • учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);
  • среднего  профессионального образования (училище, колледж и другие);
  • высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

В настоящее время принят государственный образовательный  стандарт высшего профессионального  образования, разработаны учебные  планы, учебные программы отдельных  курсов. Однако сложность в недостаточном  объеме литературы по этой профессии  и в специально подготовленных преподавательских  кадрах.

Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимо Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [9; 39] специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:

  • Внимание, стремление понять позицию других;
  • Дружелюбие, общительность;
  • Способность стать лидером;
  • Вежливость, обходительность;
  • Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
  • Жизнерадостность;
  • Толерантность, упорство;
  • Большое чувство ответственности;
  • Способность выполнить работу полную разнообразия;
  • Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
  • Способность взаимодействовать со специалистами;
  • Тщательность действий;
  • Аккуратность и последовательность в работе;
  • Способность к планированию своего будущего;
  • Способность к устным высказываниям;
  • Хорошая память, способность обучать других;
  • Умение заботится о других;
  • Реализация новых идей, самостоятельность суждений.

Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности  «социальная работа», влияющих в  последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [12; 9]:

В числе отрицательных  сторон:

  • Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;

.

  • Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
  • Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);

Есть и положительные  стороны этой работы:

  • Многообразие возможных мест работы;
  • Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;
  • Возможность коммуникативного общения;
  • Развитие творческих способностей.

При подготовке кадров по специальности  «социальная работа» нужно: развивать  профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести  более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью  учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». [13; 13]

Вышеизложенное показывает, что:

  1. Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;
  2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
  3. Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;
  4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.
  5. Социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:
  6. Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.
  7. Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристик социального работника.
  8. Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работа по: 1) ведению благотворительной деятельности, 2) оказанию помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи,
  9. нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости.

Должность социального работника  и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена  в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д., организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и м Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.

Определения вроде бы разные. Но в тоже время в каждом из них  есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).

Главными в этом перечне  являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается  цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и  дает представление об эффективности  деятельности. Не случайно определение: эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль профессиональной  подготовки в формировании личности  специалиста по социальной работе

 

Прежде чем рассматривать  специфику социальной работы как  формы практической деятельности и  профессиональный портрет социального  работника, следует определить, что  понимается под деятельностью.

В научной литературе термин "деятельность" имеет весьма широкое  распространение: "деятельность рек", "высшая нервная деятельность". Гегель, как известно, употреблял термин "деятельность" по отношению к  движению. В философии термин "деятельность" обозначает понятие инструмента  изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического  процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность - это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как  вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской  и психологической трактовки  деятельности, с другой, учитывать  специфические особенности и  факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.

В исследовании Кагана М.С. дан  морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность).

Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который  направляет свою активность на объекты  или другие субъекты; объект, на который  направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного  взаимодействия с другими.

По Ананьеву Б.Г., деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостной деятельности, как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, отдельного акта - действия, включающего в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, макродвижений, из которых строятся макродвижения.

Информация о работе Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы