Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время одной из задач высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная работа как гуманистический вид социальной деятельности
1.1. Гуманистическая сущность социальной работы
1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе
Глава 2. Подготовка специалистов социальной работы
2.1.Особенности подготовки специалистов для системы социальной работы
2.2. Роль профессиональной подготовки в формировании личности специалиста по социальной работе
Глава 2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе
2.1. Социально-духовные детерминанты социальной работы
2.2. Социально-гуманистические аспекты социальной работы
3. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе
3.1. Профессионально значимые требования к качествам личности специалиста
3.2.Экспериментальное исследование профессионально важных качеств специалиста по социальной работе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

работа моя.docx

— 77.00 Кб (Скачать)

Глава 2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе

2.1. Социально-духовные детерминанты социальной работы

2.2. Социально-гуманистические  аспекты социальной работы

 

НЕТ!!!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе

 

 

3.1. Профессионально  значимые требования к качествам  личности специалиста Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника.  Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления его деятельности: 

1) социальный работник  изучает личностные особенности  своих клиен-

тов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

2) социальный работник  прогнозирует поведение клиентов,  события, 

которые могут произойти;

3) социальный работник  проводит мероприятия различной  направленности (психологические, юридические  и пр.) с тем, чтобы клиенты  могли избежать нежелательных  социальных, психологических и др. проблем; 

4) социальный работник  оказывает различного рода консультирования,

способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

5) социальный работник,  выявляя интересы клиентов в  различных видах деятельности, оказывает  им психолого-педагогическую и  организационную помощь в реализации  их интересов; 

6) социальный работник  способствует оказанию материальной  помощи

различным категориям клиентов;

7) социальный работник  участвует в организации служб  социальной за-

щиты населения, привлекая  к этому различные учреждения и организации.

 

 

В соответствии с направлениями  деятельности к социальному работнику  предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой  профессиограмме социального работника. 

Под профессиограммой социального работника понимают совокупность    психологических,  социо культурных,   нравственных качеств,

профессиональных знаний и умений, характеризующих его  как специа-

листа своего дела.

Е. Ярская-Смирнова включает в неё следующие требования к социаль-

ному работнику:

- быть профессионально  подготовленным; 

- быть эрудированным человеком  в области культуры, политики,  экономического и социального  развития общества;

- уметь предвидеть последствия  своих действий,  твёрдо проводить  в

жизнь ценности своей профессии;

- иметь навыки коммуникативного  общения, например, уметь правильно

общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми; 34

- иметь профессиональный  такт,  соблюдать профессиональную  тайну, 

быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны  жизни клиента;

- уметь принимать решение  в трудных ситуациях; 

- обладать эмоциональной  устойчивостью, быть готовым в  любых условиях выполнять профессиональный  долг, не теряя доброжелательности  и самообладания.

Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному  работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его  личностных качеств.  Личность обладает разноплановыми психологическими,

социально-психологическими,  религиозными,  эстетическими,  нравственными  и другими духовными качествами, и каждая из перечисленных групп  качеств может рассматриваться  как основание для построения относительно самостоятельной типологии  личности.

В этом смысле можно говорить о моральном типе личности и попытаться выявить профессионально-этические  требования к профессиограмме социального работника.

На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и

злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных  и безответственных, совестливых  и бессовестных, принципиальных и  беспринципных и т. д.

Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в по вседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению  необходимых нравственных качеств  социальных работников. В виду особенностей этой  "помогающей"  профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.  Всё это позволяет утверждать, что не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать при выборе профессии социального работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует о том, что выбор профессии социального работника диктуется

часто соображениями,  не связанными с моральными критериями.  На профессиональный выбор могут  оказывать влияние и случайные  факторы, обусловленные,  например,  делением профессий на  "важные"  и  "не важные",

"перспективные" и  "не перспективные" в массовом  сознании. Это, безусловно, имеет  негативное значение, так как  в профессию могут приходить  люди,  не имеющие соответствующих  для данного вида деятельности  нравственных качеств. 

Несмотря на их важность, не все нравственные качества равноценны для того, чтобы считать их личностно-образующими  для социального работника.

Поэтому моральная типология  личности,  построенная на противопоставлении  "положительные-отрицательные"  качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной. Как определить специфические нравственные качества,  необходимые для социальной работы? Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

- гуманистическая направленность  личности;

- личная и социальная  ответственность; 

- доброта и справедливость;

- чувство собственного  достоинства и уважение достоинства  других людей; 

- готовность понять других  и прийти к ним на помощь.

Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой связывать  нравственное поведение социального  работника с  "нравственными  и душевными"  качествами его  личности.  Это такие качества,  как честность,  совесть, объективность,  справедливость,  тактичность,  внимательность и наблюдательность,  терпимость,  выдержка и самообладание,  доброта,  любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию,  творческое мышление. 

Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в

своей совокупности характеризуют  требования к духовному развитию личности, вытекающие из особенностей профессии социального работника. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нём. Биологические  и нравственные факторы развития личности взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Так, внимание, как  психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость и др.), психические состояния (апатия, стресс, депрессия и др.) могут либо облегчать,  либо затруднять реализацию нравственной программы поведения. 

Широко известны случаи,  когда моральные поступки осуществлялись

только усилиями воли. Моральное  сознание, в свою очередь, определяет направленность воли,  являясь мощным фактором саморегуляции  (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности.  Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека.  Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею моральных ценностей.

 

 

3.2.Экспериментальное  исследование профессионально важных  качеств специалиста по социальной работе

 

 

Анкетирование сотрудников  Ногинского КЦСО «Надежда» было проведено 10.11.2008 года с помощью разработанной для этого исследования анкеты. Испытуемым было предложено отметить по десятибалльной шкале самые важные на их взгляд профессиональные качества социального работника в представленном в анкете списке, состоящем из 82 пунктов.    (См. Приложение №1).

В анкетировании прияли участие  сорок сотруднико Таким образом, 70% сотрудников Центра, имеющее среднее образование, отметили наиболее важное значение таких профессионально важных качеств социального работника, как качества:

1) Умение оказывать психологическую  поддержку; 

6) Коммуникабельность;

9) Духовное богатство и высокий интеллект;

11) Умение передать рациональную  и эмоциональную информацию;

12) Умение управлять групповой динамикой;

13) Умение конструктивно разрешать конфликты;

14) Владение техниками вербализации;

15) Оптимистичность;

27) Наблюдательность;

28) Принципиальность.

25% – качествам:

2) Умение понимать эмоциональное  состояние своё и другого человека;

3) Толерантность, честность  и добросовестность;

8) Осознанность и ответственность  к социальной деятельности и  роду занятий;

11) Умение передать рациональную и эмоциональную информацию;

12) Умение управлять групповой динамикой;

16) Творческая самореализация в труде;

17) Инициативность и предприимчивость.

19) Мотивированность повседневной   деятельности.

29) Пластичность поведения.

30) Аутентичность и адекватность в поведении.

5% – качествам:

4) Умение на практике  применять полученные знания;

5) Умение организовывать  и поддерживать диалог;

7) Умение распознавать  психологические механизмы защиты  клиента;

10) Потребность, стремление  и готовность к профессиональному  совершенствованию;

18) Скромность, тактичность и выдержка;

20) Проницательность в реальных взаимосвязях, отношениях и взаимодействиях;

21) Умение формировать и налаживать связи с организациями;

22) Уважение прав клиента;

25) Владение методами проведения мониторинговой работы;

26) Владение методами прогноза — экспертной работы.

А сотрудники Центра, имеющие  средне-специальное и высшее образование в своем большинстве (80%) отметили важное значение таких профессионально важных качеств социального работника, как качества:

1) Умение оказывать психологическую  поддержку; 

4) Умение на практике  применять полученные знания;

5) Умение организовывать  и поддерживать диалог;

6) Коммуникабельность;

8) Осознанность и ответственность  к социальной деятельности и  роду занятий;

10) Потребность, стремление  и готовность к профессиональному  совершенствованию;

17) Инициативность и предприимчивость;

19) Мотивированность повседневной деятельности.

21) Умение формировать и налаживать связи с организациями;

22) Уважение прав клиента;

10% –  качествам:

6) Коммуникабельность;

7) Умение распознавать  психологические механизмы защиты  клиента;

9) Духовное богатство и высокий интеллект;

16) Творческая самореализация в труде;

23) Способность к поиску новых подходов в решении известных задач;

24) Умение постановки решения принципиально новых задач в сфере социальной деятельности и в смежных областях;

25) Владение методами проведения мониторинговой работы;

26) Владение методами прогноза — экспертной работы;

29) Пластичность поведения;

30) Аутентичность и адекватность в поведении;

10% –  качествам:

2) Умение понимать эмоциональное  состояние своё и другого человека;

3) Толерантность, честность и добросовестность;

6) Коммуникабельность;

11) Умение передать рациональную  и эмоциональную информацию;

12) Умение управлять групповой динамикой;

13) Умение конструктивно разрешать конфликты;

14) Владение техниками  вербализации.

15) Оптимистичность;

27) Наблюдательность;

28) Принципиальность.

На основании проведенного анкетирования получены графики, отражающие количественное значение анкетирования.


 

 

Где:

1) Умение оказывать психологическую  поддержку; 

6) Коммуникабельность;

9) Духовное богатство и высокий интеллект;

11) Умение передать рациональную  и эмоциональную информацию;

12) Умение управлять групповой динамикой;

13) Умение конструктивно разрешать конфликты;

14) Владение техниками вербализации;

15) Оптимистичность;

27) Наблюдательность;

28) Принципиальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы