Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время одной из задач высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная работа как гуманистический вид социальной деятельности
1.1. Гуманистическая сущность социальной работы
1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе
Глава 2. Подготовка специалистов социальной работы
2.1.Особенности подготовки специалистов для системы социальной работы
2.2. Роль профессиональной подготовки в формировании личности специалиста по социальной работе
Глава 2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе
2.1. Социально-духовные детерминанты социальной работы
2.2. Социально-гуманистические аспекты социальной работы
3. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе
3.1. Профессионально значимые требования к качествам личности специалиста
3.2.Экспериментальное исследование профессионально важных качеств специалиста по социальной работе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

работа моя.docx

— 77.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение

Глава 1. Социальная работа как гуманистический вид  социальной деятельности

1.1. Гуманистическая сущность социальной работы

1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе

Глава 2. Подготовка специалистов социальной работы

2.1.Особенности подготовки специалистов для системы социальной работы

2.2. Роль профессиональной  подготовки в формировании личности  специалиста по социальной работе

Глава 2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе

2.1. Социально-духовные детерминанты социальной работы

2.2. Социально-гуманистические  аспекты социальной работы

3. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе

3.1. Профессионально  значимые требования к качествам  личности специалиста

3.2.Экспериментальное исследование  профессионально важных качеств специалиста по социальной работе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность настоящей работы вытекает из того, что институт социальной работы в настоящее время проходит своё становление и существует необходимость в качественной профессиональной подготовке и интенсификации деятельности специалистов в данной профессии.

Социальная работа –  это такой вид профессиональной деятельности,  в  которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем  во многих других профессиях.  Отчасти  это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия  социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой  в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет  повышенные моральные требования к  профессионализму социального работника.

Поэтому  профессионализм  –  это не только владение  общекультурными  и профессиональными знаниями,  опытом,  но и способность оценивать  свои действия в моральном плане. Важную роль в развитии профессиональных качеств социального работника  играет его моральный облик,  личная привлекательность в общении  с другими людьми,  наличие  необходимых психологических черт характера.  Профессиональная мораль становится действенной основой  поведения социального работника  не сама по себе и не наряду с психологическими мотивами, личностными качествами, а всегда преломляясь через них. Профессионально-нравственные проблемы возникают у социального работника  во всех сферах его деятельности. Поэтому  теоретическое осмысление профессионально-этических  основ социальной работы в учебном  процессе должно способствовать  развитию умений  у будущих специалистов не только разрешать нравственные    проблемы,  но и предотвращать  возможность их возникновения. Реализация моральных принципов в деятельности социальных работников нередко затруднена объективными обстоятельствами, по причине  которых социальный работник не всегда может не допустить возникновение  нравственных конфликтов. Социальному  работнику приходится подчас реализовывать  моральные ценности в сложных, необычных  условиях. Последнее обстоятельство свидетельствует о том,  что  нормы профессиональной морали являются одним из видов знания,  которым  социальный работник должен овладеть.

 

Как самостоятельный вид  профессиональной деятельности в России социальная работа существует с 1991  года.  В странах Западной Европы и США социальная работа как особый вид профессиональной деятельности берет начало с конца Х1Х века. Как и в других профессиях,  в ней существуют определённые специальности  и специализации. Среди них можно  выделить следующие: социальные работники  управленческого уровня, социальные работники социальных служб, специалисты  по социальной работе с инвалидами, социальные работники служб занятости  миграции,  социальные педагоги,  социальные психологи и др. Как  видно, социальная работа по своему содержанию достаточно разнообразна,  что и  обусловливает многообразие её форм. 

В настоящее время одной  из задач высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично  меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи. Современное профессиональное образование в результате интенсивного развития науки, внедрения информационных технологий все больше ориентированно на выполнение социального заказа, то есть на подготовку специалистов, знающих свои должностные обязанности и права, уверенно ориентирующихся в технологиях профессиональной деятельности. Однако при таком подходе не всегда учитывается компонент профессионального образования, который отвечает за формирование личности специалиста, обладающего упорядоченной системой ценностей, служащих основой для становления профессиональных ориентаций. Это свидетельствует о необходимости осмысления роли ценностей как определяющего начала социальной деятельности, что позволит по-новому определить цели, принципы и содержание образования будущих специалистов по социальной работе.

Проблема целевой подготовки специалистов по социальной работе активно  обсуждается отечественными и зарубежными  исследователями (А.А. Деркач, И.А. Зимняя, В.И. Жуков, Е.А. Климов, А.К. Маркова, М.В. Фирсов, Н.Б. Шмелева, Д. О'Коннор, Д. Сеймор, В. Стайр и др.).

За последние десятилетия  проблеме профессионализации в современной  психологии посвящено достаточно много  исследований, которые определяют сущность и характеристики данного процесса (Н.П. Анисимов, А.А. Бодалев, В.А. Бодров, А.А. Деркач, Е.М. Иванова, Э.Ф. Зеер, А.И. Каптерев, Е.А. Климов, Л.Г. Лаптев,  А.К. Маркова, В.А. Машин, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова, А.И. Турчинов, В.Д. Шадриков и др.); рассматривают профессиональное становление как: овладение определенными знаниями, умениями, навыками, развитие профессионально важных качеств, усвоение общественной деятельности (А.В. Карпов, Е.А. Климов, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, Р.В. Шрейдер и др.); процесс становления субъекта деятельности под влиянием познания, общения и труда, их разнообразных конвергенций (Б.Г. Ананьев, Л.А. Головей, Е.И. Степанова); как процесс проектирования и организации профессионального развития и достижения его вершин (А.А. Деркач, A.M. Зимичев, К.В. Кузьмина, А.Л. Реан, А.К. Маркова, Н.Н. Нечаев, А.П. Ситников и др.).

В свете развития этих исследований большое значение приобретает разработка содержательно-методического обеспечения  профессионально- личностного развития будущего специалиста по социальной работе, концепции профессионального роста в процессе подготовки и целостного развития зрелой личности профессионала. Такой подход позволит развить в личности специалиста по социальной работе новые для него качества «профессионально-личностного Я».

Социальная работа как  профессиональная деятельность определяет специалиста как главного субъекта профессиональной деятельности в социальной сфере, выдвигает систему требований к его квалификации и морально-этическому поведению. Актуализируется необходимость изучения такой существенной проблемы как ценностная профессионально-личностная ориентация будущих специалистов. Это обусловлено рядом существующих противоречий:

  • обширностью исследовательских наработок, раскрывающих разные психологические аспекты организации подготовки специалистов по социальной работе, и ограниченностью работ, претендующих на их обобщение и построение целостной концепции по данной проблематике;
  • между достигнутым в психолого-педагогической науке уровнем знаний о сущности, структуре и функциях социального образования и реализацией этих знаний в подготовке специалистов по социальной работе;
  • между необходимостью профессионально-компетентного обеспечения условий для позитивного развития и ценностных ориентаций личности в процессе ее социализации и сложившейся практикой преобладания социальной помощи различным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • между ориентацией высшей педагогической школы на развитие социально и профессионально зрелой личности будущего специалиста и разнородностью социально-психологических характеристик современного студенчества, получающего профессию «Специалист по социальной работе»;
  • между высокой значимостью профессионально-личностного развития будущих специалистов по социальной работе и недостаточной разработанностью концептуального и технологического обеспечения этого процесса;
  • между необходимостью создания в вузе благоприятных условий для развития духовно-нравственных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в процессе их профессиональной социализации и традиционным подходом к высшему учебному заведению как к образовательному учреждению, обеспечивающему профессиональное обучение.

Необходимость разрешения выявленных противоречий определила тему исследования «Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в  период вузовского обучения».

Проблема исследования –  научное обоснование сути профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и определение условий эффективности психологического сопровождения процесса его профессионального становления.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: выявление роли духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личностных качеств специалиста

Для достижения цели и доказательства выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

    1. Выявить особенности подготовки специалистов социальной работы
    2. Изучить особенности профессиональной деятельности социальных работников и определить сущностные характеристики профессионализма специалиста по социальной работе.
  1. Определить особенности подготовки специалистов для системы социальной работы
    1. Выявить Профессионально значимые требования к качествам личности специалиста
    2. Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств специалиста по социальной работе

 

Объектом работы является сфера подготовки кадров и специфика работы социального работника.

Предмет исследования – формирование профессионально важных качеств социального работника

 

Теоретико-методологическая база исследования. При написании работы использовались теоретический (анализирующий, обобщающий) методы исследования.

Гипотезы исследования:

Профессиональное становление  специалиста по социальной работе является результатом развития специальных, личностных, деловых и нравственных качеств. Нравственное развитие входит в структуру профессионализма специалиста  по социальной работе, регулирует уровень  самосознания и саморазвития. Будущие  специалисты по социальной работе должны обладать комплексом личностных характеристик, позволяющим эффективно работать с  людьми, нуждающимися в социально  защите и помощи.

Системообразующим фактором профессионализма специалиста по социальной работе является духовно-нравственная направленность личности, в связи с чем ее развитие становится специальным предметом исследования. Нравственное основание профессиональной деятельности порождается и развивается в образовательном процессе при условии его специальной нацеленности на формирование и развитие личностной и профессиональной готовности специалистов к работе в учреждениях социальной сферы.

Психологическое сопровождение процесса профессионального становления  студентов является важным компонентом  необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственных качеств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальная работа как гуманистический вид  социальной деятельности

 

    1. Гуманистическая сущность социальной работы

 

Социальная работа относится  к такому виду человеческой деятельности,  целью которой является сотворение добра. По своим целям и задачам  – это «чистая» моральная деятельность, так как высшей целью социальной работы является не только «способствовать  решению проблем и условий  жизнедеятельности клиента».  Добро, с точки зрения различных мыслителей, выражает установку, нацеленность человеческого  поведения на идеал, на реализацию гуманистических  ценностей. 

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм во все времена проверялся на принципе: человек – цель или средство? Для гуманистов всех времён человек был единственной целью бытия. Именно человек - основное богатство.

Гуманистическое мировоззрение  основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права  на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или  социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией  гуманистического менталитета.

Такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется  на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными  изменениями в ходе всей ее истории  – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные же этические  проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации).

  Можно выделить несколько уровней  таких проблем:

зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач;

разработка  этических стандартов профессии;

этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблема  ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической  сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью  социальной работы выступает любая  личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как  высшему ценностному измерению  дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к  ним, без дискриминации по каким–либо основаниям. Гуманистические ориентиры  побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.

Информация о работе Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы