Профилактика детского травматизма в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.
Задачами настоящей работы являются:
- проведение анализа литературы по проблеме предупреждения детского травматизма в школе;
- рассмотрение следующих вопросов:
а). статистика и возрастные особенности травм детей в школе;
б). психологические причины травматизма и способов их устранения;
в). особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении;
г). инструктаж, как метод обеспечения безопасности учебного процесса;
- Разработать рекомендации по снижению травматизма в школе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 ВИДЫ, СТАТИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА
1.2 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА. СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА УЧАЩИХСЯ
2.3 СТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ШКОЛЕ
2.4 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК МЕТОД ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА
2.5 ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
4.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
4.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
4.3 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.4 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

детский травматизм в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     Выводы  и полезные рекомендации целесообразно сразу или в конце занятия записать в тетрадь. Сам эпизод достаточно записать одной - двумя фразами. Предложите учащимся составить эти краткие фразы. Навык краткого изложения сути дела, потом пригодится в любом учреждении.

     Заканчивая  занятие, обозначьте тему следующего урока, дайте задания подобрать факты, рекомендации [44, с. 36-37].

     4. В процессе воспитания личности  безопасности типа нельзя забывать  о моральной готовности человека  к выживанию в опасных ситуациях.

     С целью формирования у учащихся данной моральной готовности на уроках ОБЖ можно использовать следующий метод.

     В начале занятия учащимся предлагаются следующие вопросы:

  1. Как преступники относятся к окружающим законопослушным людям? Как они относятся друг к другу?
  2. Какие нравственные качества присущи многим преступникам?
  3. Какие нравственные качества обычно проявляют преступники по отношению к своим жертвам?
  4. Какими благородными качествами людей нередко удается воспользоваться преступникам?
  5. Какие нравственные качества увеличивают риск подвергнуться нападению преступников?
  6. Какие нравственные качества помогают человеку обезопасить себя от злоумышленников?

     Затем на основе знакомства с конкретными  событиями учащимся предлагается подумать над сформулированными вопросами.

     Примеры событий должны быть самые разные. Например, «Помогите!» — кричал кто-то в подъезде, Николай, не раздумывая, распахнул дверь и шагнул в темноту, нащупал кнопку выключателя. В этот момент негодяи, затаившиеся у двери, сделали свое черное дело: удар обрезком трубы был точным и сильным. Заволокли в квартиру хозяина и стали собирать добро того, кто проявил благородство, желая помочь неизвестному человеку.

     - «Деньги у родителей есть?»  — спросил у Димы мальчишка  из соседнего двора. «Есть.  Папа каждый вечер приносит  с рынка по несколько толстых пачек», — был ответ. Через несколько дней Димин папа был ограблен в темном подъезде своего собственного дома. И не имеет значения — честность, болтливость или хвастливость сына тому причина [30, с. 19].

     В целях закрепления материала  учащимся можно предложить следующие задания.

     1. Проанализируйте поведение известных  вам преступников (по фильмам,  книгам, из газет). Какие нравственные  качества для них характерны?

     2. Дайте анализ собственных нравственных  качеств. Какими вашими нравственными  качествами могут воспользоваться злоумышленники? Как можно помешать преступникам воспользоваться вашими благородными качествами?

     3. Подумайте самокритично, нет ли  у вас качеств, которые понижают  уровень вашей безопасности. Если  такие нравственные качества  у вас имеются, определите, какое из них следует преодолеть в своем характере в первую очередь. Подумайте, от чего вам надо отказаться для этого. Какие привычки следует у себя сформировать? Что конкретно для достижения этой цели важно делать в ближайшее время?

     4. Какие нравственные качества, важные для выживания, у вас сформированы недостаточно? При наличии таких качеств подумайте, какие из них надо совершенствовать в первую очередь. Какие конкретно поступки вам следует совершать, чтобы эти качества совершенствовались и закреплялись в вашем характере? Наметьте конкретные ситуации, в которых вы будете так действовать.

     5. Представьте, что близкий вам  человек (младший брат, одноклассник) не понимает, что его нравственные  изъяны (лень, хвастливость, грубость, высокомерие, лживость, скупость, необязательность, жадность, эгоизм) могут при вести к беде. Подумайте, какие примеры из жизни можно привести, чтобы показать, как этими качествами людей пользуются злоумышленники. Подберите такие случаи, которые ваш слушатель воспринял бы как убедительные.

     6. Представьте ситуацию. Вы видите, как вооруженные преступники  напали на прохожего в темном  переулке. Что вы предпримете  в этом случае? Обсудите возможные  варианты развития событий с  родителями, одноклассниками. Совпали  ли ваши мнения? [30, с. 22].

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся профилактики детского травматизма в школе. Проанализирована соответствующая литература. Следует  отметить, что литературы по вопросам охраны труда достаточно, а конкретно по предупреждению детского травматизма в школе очень мало. Работникам образовательных учреждений, отвечающим за профилактику детского травматизма, приходится самостоятельно разрабатывать систему мер, способствующих предупреждению детского травматизма.

     В процессе работы проведен анализ опыта  профилактики детского травматизма  в средней общеобразовательной  школе и специальной коррекционной  общеобразовательной школе-интернате.

     Составлены  рекомендации по проблеме профилактике детского травматизма в школе.

     Следовательно, задачи, обозначенные в начале работы, выполнены.

     Но  проблема детского травматизма будет  актуальной всегда, значит необходимо регулярно проводить мероприятия  по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и  методы.

 

      ЛИТЕРАТУРА 

1 Абрамов Н.Р. Руководство по охране труда. Пособие по обучению отдельных категорий застрахованных. – М.: Изд-во «Безопасность труда и жизни», 2004.

2 Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / Под общей ред. С.В. Белова.- М.: Высш. шк., 2002.

3 Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. Учеб. Пособие для студентов средних спец. Учеб. Заведений. М.: Высш. шк., 2001.

4 Безопасность жизнедеятельности. Учеб. Пособие. Часть 2. //Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

5 Безопасность и охрана труда: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. О.Н. Русака. СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2001.

6 Библиотечка инженера по охране труда. Часть 2. Порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших в организациях. – СПб.: ЦОТПБСППО, 2007.

7 Вавилин А.Я. Охрана труда на предприятии общественного питания.- М.: Экономика, 1988.

8 Гейц И.В. Охрана труда: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

9 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. – М.: Федеральный центр госсанэпидемнадзора Минздрава России, 2003.

10 Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.

11 Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учеб. пособие для инж.-экон. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1985.

12 Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. Методическое пособие / Автор – составитель Огарков А.А. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

13 Обеспечение пожарной безопасности предприятия. Практическое пособие для руководителя / под общ. ред. д-ра техн. наук профессора А.Н. Проценко. - М.: ИРБ, 2003.

14 Охрана труда. Справочное пособие. – Мурманск, 2003.

15 Охрана труда в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Сост. Н.В. Полозова. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003.

16 Пожарно-технический минимум. Методическое пособие для руководителей и ответственных за пожарную безопасность на предприятиях, в учреждениях и организациях. Под общ. ред. Л.А. Коротчика. - М.: ИРБ, 2003.

17 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-03. - СПб.: Изд. ДЕАН, 2003.

18 Русак О.Н. Безопасность и охрана труда. – СПб.: Издательство МАНЭБ, 2001.

19 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей: санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.4. 1251-03.– М.: Федеральный центр госсанэпидемнадзора Минздрава России, 2003.

20 Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

21 Сборник документов по пожарной безопасности. - М.: ИРБ, 2003.

22 Сборник нормативных документов по охране труда. – М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

23 Сергеева А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Учебник. – М.: Проспект, 1999.

24 Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда. Утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. №413.

25. Шкрабак В.С. Охрана труда. – М.: Агропромиздат. Ленингр. отд-ние, 1990.

26. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007. – 344 с.

27. Масленников  М.М. Организация работы по  охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003.

28. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Часть I: Справочник для руководителей и специалистов. – М., 2002.

29. Огарков  А.А. Инструкции по охране труда  и технике безопасности в школе.  – М., 2005.

30. Охрана труда в образовательных учреждениях: Справочник. Кн.1. - М.: ИФ «Образование в документах», 2004.

31. Цыганков С.Н. Охрана труда в школе. Система работы руководителя. – М.: Учитель, 2007. – 303 с.

32. Выголова  О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. – Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995.

33. Горлов  Н.Н. Система профилактики травматизма у детей: психологические аспекты // Педиатрия. – 1991, № 1.

34. Муравьев  В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. – М., 2001.

35. Немсадзе  В.П., Амбернади Г. Детский травматизм. – М., 1999.

36. Немсадзе  В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. – 1997, № 2.

37. Родионов  А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.

38. Родионов  В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.

39. Ступницкая  М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. – 2001, № 4.

40. Спиридонов А. В. Медико-социальная профилактика детского травматизма в крупном городе с учетом типа семьи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. – Казань, 2007.

41. Доклад о профилактике детского травматизма в Европе, ВОЗ, 2008.

Кравченя Э.М., и Козел Р.Н., Свирид И.П. Охрана труда и основы энергосбережения. – Минск, 2008.

42. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для средних спец. учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая шк., 2003. - 357 с.

43. Безопасность  жизнедеятельности : [учебник для  вузов] / Л. А. Михайлов [и др.]; под  ред. Л. А. Михайлова. - СПб [и др.] : Питер, 2007. - 302 с.

44. Безопасность  жизнедеятельности. Безопасность  технологических процессов и  производств. Охрана труда: [учебное  пособие для студентов вузов] / П. П. Кукин [и др.].- Изд. 3-е,  испр. - М. : Высшая школа, 2004.

45. Михайлов Л.А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003.

46. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984

Информация о работе Профилактика детского травматизма в школе