Профилактика детского травматизма в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.
Задачами настоящей работы являются:
- проведение анализа литературы по проблеме предупреждения детского травматизма в школе;
- рассмотрение следующих вопросов:
а). статистика и возрастные особенности травм детей в школе;
б). психологические причины травматизма и способов их устранения;
в). особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении;
г). инструктаж, как метод обеспечения безопасности учебного процесса;
- Разработать рекомендации по снижению травматизма в школе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 ВИДЫ, СТАТИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА
1.2 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА. СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА УЧАЩИХСЯ
2.3 СТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ШКОЛЕ
2.4 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК МЕТОД ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА
2.5 ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
4.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
4.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
4.3 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.4 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

детский травматизм в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     Анализ  источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. По данным Г.К. Ермаковой (1981), к таким  показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску. Большинство этих детей имели по физкультуре оценку «три».

     Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного  возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям [6; 8].

     Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются  и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

     С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Необходимо всю работу организовать так, чтобы у целого поколения людей был выработан стойкий стереотип поведения в таких ситуациях, заниматься профилактикой главным образом тех видов травм, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, и лишь тех механизмов, которые являются наиболее типичными [4; 5].  

     1.2 Основные психологические причины травматизма. Способы их устранения 

     Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.

     Психологические причины возникновения опасных  ситуаций можно подразделить на несколько типов:

     1.Нарушение  мотивационной части действий  человека, которое проявляется в  нежелании действия, обеспечивающего  безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

     2. Нарушения мотивационной части  действий могут иметь временный  характер, связанный, например, с состоянием депрессии или алкогольного опьянения.

     3. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

     4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

     Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет  наметить основные способы их устранения.

     Для устранения причин мотивационной части  необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

     Для устранения причин ориентировочной  части — обучение, выработку навыков  и приемов безопасных действий.

     В немалой степени психологической  причиной повышенного травматизма  является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.

     Однако, несмотря на разнообразие психологических  причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения  правил безопасности.

     Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.

     Экономия  времени — стремление быстрее  выполнить порученную работу, а сэкономленное  время использовать в личных целях.

     Безнаказанность (экономическая и административная) нарушений требований и правил безопасности со стороны руководства.

     Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у работника травм в течение  длительного времени и осуждения  нарушений правил безопасности со стороны  остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

     Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться  им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск  — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

     Стремление  следовать групповым интересам  и нормам. Это происходит, если в  классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

     Ориентация  на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

     Привычка  работать с нарушениями, которая  может быть приобретена человеком  вне школы.

     Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

     Переоценка  собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами  безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного  случая, покинуть опасную зону.

     Стрессовые  состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

     Склонность  к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

     Перечисленные психологические причины травматизма  должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма [10, с. 313-316].

 

      ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ 

     2.1 Организация службы охраны труда в образовательном учреждении как основной метод обеспечения безопасности учебного процесса 

     Грамотная организация службы охраны труда  в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактики детского травматизма.

     Основным  условием грамотной, следовательно, и  эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.

     Рассмотрим  обязанности администрации и  педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса.

     1. Совет. Попечительский совет.  Педагогический совет образовательного учреждения:

  • рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
  • заслушивает руководителя образовательного учреждения о выполнении соглашений, плана работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников.

     2. Руководитель образовательного  учреждения:

  • организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом образовательного учреждения;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий образовательного учреждения;
  • назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране для работающих и служащих образовательного учреждения;
  • принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;
  • выносит на обсуждение совета (педагогического, попечительского), производственного совещания или собрания трудового коллектива вопросы организации по охране труда;
  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работающих, обучающихся и воспитанников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • организует обеспечение работников образовательного учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Типовыми нормами и инструкциями, а также обучающихся и воспитанников при проведении общественно полезного и производительного труда, практических и лабораторных работ и т.д.;
  • осуществляет поощрение работников образовательных учреждений за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда:
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников;
  • оформляет прием новых работников только при наличии положительного заключения медицинского учреждения. Контролирует своевременное проведение диспансеризации работников, обучающихся и воспитанников;

     - организует в установленном порядке  работу комиссий по приемке  образовательного учреждения к  новому учебному году. Подписывает  акты приемки образовательного  учреждения;

  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
  • заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;
  • утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охране труда для работающих, обучающихся и воспитанников. В установленном порядке организует пересмотр инструкций;
  • проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения. Оформляет проведение инструктажа в журнале;
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников образовательного учреждения по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образованием и охраной труда;
  • принимает меры совместно с профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой, буфете;
  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
  • обеспечивает учебно-трудовую нагрузку работающих, обучающихся и воспитанников с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение образовательного процесса при наличии опасных условий для здоровья обучающихся или работающих;
  • определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проводит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
  • несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса [14, с. 40].

Информация о работе Профилактика детского травматизма в школе