Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:38, реферат
Задачи, поставленные для выполнения данной работы:
дать определение травмы и травматизма, охарактеризовать виды
детально рассмотреть производственный травматизм: найти причины и мероприятия для его профилактики
изучить виды непроизводственного травматизма, рассмотреть причины, указать основные меры по профилактике
Введение
Травматизм: понятие и виды травм
1.1. Понятие травматизма
1.2. Виды травм, деление на производственные и непроизводственные
2. Производственный травматизм
2.1. Причины производственного травматизма
2.2. Профилактика и пути предупреждения производственного травматизма
3. Непроизводственный травматизм
3.1. Травматизм бытовой, его профилактика
3.2. Дорожно-транспортный травматизм: причины гибели и травматизма людей на дорогах
3.3. Причины уличного травматизма
3.4. Детский травматизм: бытовой и школьный, причины
3.5. Спортивный травматизм, его причины и профилактика
4. Общая профилактика травматизма
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Травматизм: понятие и виды травм
1.1. Понятие травматизма
1.2. Виды травм, деление на производственные и непроизводственные
2.1. Причины производственного травматизма
2.2. Профилактика и пути предупреждения производственного травматизма
3.1. Травматизм бытовой, его профилактика
3.2. Дорожно-транспортный травматизм: причины гибели и травматизма людей на дорогах
3.3. Причины уличного травматизма
3.4. Детский травматизм: бытовой и школьный, причины
3.5. Спортивный травматизм, его причины и профилактика
Заключение
Список использованной литературы
15
Введение
Темой данного реферата является профилактика травматизма.
Для раскрытия данной темы поставлена цель, которая заключается в определении основных видов травм и нахождений мер по их профилактике.
Задачи, поставленные для выполнения данной работы:
дать определение травмы и травматизма, охарактеризовать виды
детально рассмотреть производственный травматизм: найти причины и мероприятия для его профилактики
изучить виды непроизводственного травматизма, рассмотреть причины, указать основные меры по профилактике
раскрыть в деталях меры по профилактике спортивного травматизма.
Для достижения указанных задач реферат разбит на четыре части.
В первой части дано определение травмы, классификация на виды. Также дано понятие травматизму и деление его на категории.
Во второй части подробно рассмотрено понятие производственного травматизма, найдены основные причины и указаны мероприятия по профилактики данного вида травматизма.
Третья часть содержит информацию по видам непроизводственного травматизма, рассмотрены причины и найдены меры по профилактике.
В четвертой части данного реферата уделено внимание основным мерам по профилактике травматизма, производственного и непроизводственного. Так как травматизм следует рассматривать не только как результат травмы, а как результат влияния ряда факторов, изучение которых, способствует выявлению мер по предупреждению повреждений.
Вывод по данной работе представлен в заключении.
Материал, использованный при написании данной работы, перечислен в списке использованной литературы.
15
1. Травматизм: понятие и виды травм
1.1 Понятие травматизма
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.
Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).
Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.
Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин.
15
1.2 Виды травм, деление на производственные и непроизводственные
По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие.
Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.
Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.
Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.
Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.
Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.
Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).
Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).
Деление травм на производственные и непроизводственные.
Производственные травмы:
производственные:
промышленные,
сельскохозяйственные,
строительные,
на транспорте и др.
Непроизводственные травмы:
бытовые,
уличные,
дорожно-транспортные,
спортивные,
школьные,
детские и пр.
15
2. Производственный травматизм.
2.1 Причины производственного травматизма
Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственного травматизма бывают:
организационные;
технические;
санитарно-гигиенические;
социально-психологические;
климатические;
биографические;
психофизиологические;
экономические.
Организационные: недостатки в организации и содержании рабочего места, применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих, плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
Технические: возникают из-за несовершенства технологических процессов, конструктивных недостатков оборудования, приспособлений, инструментов, несовершенство защитных устройств, сигнализации и блокировок и т.п.
Санитарно-гигиенические: отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты, неправильное освещение рабочих мест, чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
Социально-психологические: складываются из отношения коллектива к вопросам безопасности, микроклимата в коллективе
Климатические: зависят от специфики особенностей климата, времени суток, условий труда.
Биографические: связаны с полом, возрастом, стажем, квалификацией, состоянием здоровья.
Психофизиологические: зависят от особенностей внимания, эмоций, реакций, физических и нервно-психологических перегрузок.
Экономические: вызваны неритмичностью работы, нарушением сроков выдачи заработной платы, недостатками в жилищных условиях, в обеспечении детскими учреждениями.
2.2 Профилактика и пути предупреждения производственного травматизма
Различают два основных метода профилактики производственного травматизма: ретроспективный и прогностический.
Ретроспективные методы (статистический, монографический, топографический)требуют накопления данных о несчастных случаях. В этом и кроется один из главных недостатков.
Прогностические методы позволяют изучать опасность на основе логико-вероятностного анализа, правил техники безопасности, мнений экспертов, специальных экспериментов.
Пути предупреждения производственного травматизма состоит в ряде предпринимаемых мер:
механизация, автоматизация и дистанционное управление процессами и оборудованием, применением роботов;
адаптация человека в производственной среде к условиям труда;
профотбор людей, соответствующих условиям подготовки;
воспитание положительного отношения к охране труда;
система поощрений и стимулирования, дисциплинарные меры воздействия, применение СИЗ и др.;
создание безопасной техники, машин и технологий, средств защиты и приспособлений, оптимизация их параметров производственной среды.
15
3. Непроизводственный травматизм.
3.1 Травматизм бытовой, его профилактика
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению.
Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Ниже перечислены основные меры по профилактике бытового травматизма:
улучшение условий быта;
расширение коммунальных услуг населению;
рациональную организацию досуга;
проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
широкую антиалкогольную пропаганду;
целенаправленную работу по созданию здорового быта;
организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
широкое привлечение общественности.
3.2 Дорожно-транспортный травматизм: причины гибели и травматизма людей на дорогах
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.
Среди причин гибели и травматизма людей на дорогах специалисты признают халатное отношение к соблюдению правил дорожного движения:
превышение скорости;
проезд на красный цвет;
вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
не пристегнутый ремень безопасности;
переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.