Профилактика детского травматизма в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.
Задачами настоящей работы являются:
- проведение анализа литературы по проблеме предупреждения детского травматизма в школе;
- рассмотрение следующих вопросов:
а). статистика и возрастные особенности травм детей в школе;
б). психологические причины травматизма и способов их устранения;
в). особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении;
г). инструктаж, как метод обеспечения безопасности учебного процесса;
- Разработать рекомендации по снижению травматизма в школе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 ВИДЫ, СТАТИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА
1.2 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА. СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА УЧАЩИХСЯ
2.3 СТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ШКОЛЕ
2.4 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК МЕТОД ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА
2.5 ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
4.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
4.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
4.3 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.4 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

детский травматизм в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

     на  тему:

     Профилактика  детского травматизма в школе 
 
 

     Выполнила студентка

     Научный руководитель 
 
 
 
 
 
 

     Мурманск

     2009 год

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 ВИДЫ, СТАТИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА

1.2 ОСНОВНЫЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА.  СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ  СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД  ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА

2.2 ОБУЧЕНИЕ  ОХРАНЕ ТРУДА УЧАЩИХСЯ 

2.3 СТУПЕНЧАТАЯ  СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ШКОЛЕ

2.4 МОНИТОРИНГ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК МЕТОД  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА

2.5 ПРОПАГАНДА  БЕЗОПАСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

3.1 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ

3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

4.1 ПРОГРАММА  ИССЛЕДОВАНИЯ

4.2 ОПИСАНИЕ  МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ

4.3 ОПИСАНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.4 ВЫВОДЫ  И РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЖУРНАЛ ИНСТРУКТАЖА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РУКОВОДСТВУ И КОНТРОЛЮ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый  день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще  несколько десятков миллионов детей  попадают в больницы с травмами различной  степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма», презентация которого прошла 19 февраля 2009 г. в Москве в рамках Съезда педиатров России.

     Уровень детской смертности, связанной с  травмами, в России – самый высокий  в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом (или 11 000 в год) можно предотвратить. По данным доклада, несчастные случаи являются основной причиной смерти детей старше 9 лет, 95% из них происходит в развивающихся странах. В последние годы в развитых странах наблюдается значительное повышение эффективности мер по профилактике детского травматизма. Но и там несчастные случаи составляют 40% от всех случаев смерти детей.

     Анализ  литературных данных показал, что в имеющихся работах по проблеме детского травматизма, в основном находит отражение дорожно-транспортный травматизм. Безусловно, данному аспекту необходимо уделять особое внимание, но, по мнению ряда исследователей, (цит. по Спиридонов, 2007, с.3) данный вид травм составляет в структуре травматизма всего 3-6%, а самыми распространенными среди детей и взрослых являются бытовые и уличные, школьные занимающие в структуре травм от 80% до 86%.

     Наиболее  неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40% (там же).

     Одновременно  с ростом травм среди городского детского населения отмечается тенденция  увеличения их тяжести (там же).

     Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18—20% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.

     Актуальность  проблемы усиливает факт того, что  высокие показатели распространенности детского травматизма сопровождаются отсутствием современных подходов к профилактике травм.

     Организация деятельности образовательного учреждения инновационного по своему замыслу, целевому назначению, характеру и функционированию, должна быть действенной, результативной и БЕЗОПАСНОЙ.

     Грамотная организация службы охраны труда  в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса.

     Цель  данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.

     Задачами  настоящей работы являются:

     - проведение анализа литературы  по проблеме предупреждения детского  травматизма в школе;

     - рассмотрение следующих вопросов:

     а). статистика и возрастные особенности  травм детей в школе;

     б). психологические причины травматизма  и способов их устранения;

     в). особенности организации службы охраны труда в образовательном  учреждении;

     г). инструктаж, как метод обеспечения безопасности учебного процесса;

     - Разработать рекомендации по  снижению травматизма в школе

     Объект  исследования: детский травматизм.

     Предмет исследования: профилактика и методы предупреждения школьного травматизма.

     Методика  исследования: анкета, направленная на выявление уровня знаний учащихся в области безопасности жизнедеятельности и анализ литературы.

     Этапы исследования:

     определение выборки;

     - подбор адекватных методов исследования;

     - реализация исследования на практике;

     - обработка и анализ полученных  результатов;

     - обобщение полученных результатов;

     - составление выводов и рекомендаций.

     Теоретическая значимость настоящей работы заключается в актуализации проблемы профилактики детского травматизма в школе.

     Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что результаты работы и  выводы, сделанные на основе данных результатов, дают возможность обосновать значимость организации службы охраны труда в образовательном учреждении как основного метода обеспечения безопасности учебного процесса и профилактики детского травматизма в школе.

     Исследование  проводилось на базе средних школ №31 и №45 г. Мурманска.

     В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: предполагаем, что создавая систему контроля травматизма в образовательных учреждениях, разрабатывая методы предупреждения травматизма, проводя санитарно-просветительскую работу среди школьников и их родителей вырабатывая навыки безопасности у школьников можно снизить тенденцию школьного травматизма.

     Работа  состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.

 

      ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

     
    1. Виды, статистика и возрастная структура школьного травматизма
 

     Известно, что любая травма у ребенка  – это стресс (та же травма!) для  его родителей. Если же ребенок был  травмирован в школе, серьезным  переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).

     Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

     В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

  1. механические (ушибы, переломы, раны и др.);
  2. тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);
  3. химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);
  4. электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением) [11, с. 38].

     Так, по данным ежегодной статистической отчетности о несчастных случаях  в Мурманской области, происшедших  с обучающимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного  процесса и проведения мероприятий, в период с 2004 по 2007 год получили травмы 1656 детей, что составляет 0,2% от общего количества обучающихся и воспитанников - (см. рис. 1), в том числе: в 2004 – 446, 2005 – 494, 2006 – 361, 2007 – 355. В тоже время, количество травм, оформленных актом по форме Н-2, соответственно составило: 357 (80%), 337 (68%), 287 (79,5%), 307 (86,5%).

     Ежегодно  проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года в  их структуре не произошло никаких  изменений. Высоким остается уровень  травматизма во время:

     – перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

     – занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

     – учебных и воспитательных занятий  по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

     – соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

     – в остальных местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не превышает 1 – 2% от общего количества травмированных.

     Абсолютное  большинство травм – результат  неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что нередко является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением выполнения требований охраны труда. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

     Вместе  с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой (1990), это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

Информация о работе Профилактика детского травматизма в школе