Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:41, дипломная работа
Цель данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.
Задачами настоящей работы являются:
- проведение анализа литературы по проблеме предупреждения детского травматизма в школе;
- рассмотрение следующих вопросов:
а). статистика и возрастные особенности травм детей в школе;
б). психологические причины травматизма и способов их устранения;
в). особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении;
г). инструктаж, как метод обеспечения безопасности учебного процесса;
- Разработать рекомендации по снижению травматизма в школе
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 ВИДЫ, СТАТИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА
1.2 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА. СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА УЧАЩИХСЯ
2.3 СТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ШКОЛЕ
2.4 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК МЕТОД ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА
2.5 ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
4.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
4.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
4.3 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.4 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Процент школьников ответивших правильно на 6-ой вопрос (При аварии с утечкой аммиака в качестве средств индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором ее следует смочить?) во второй группе выше, чем в первой (81% и 18% соответственно).
На
7-ой вопрос (Что относится к
Доля испытуемых ответивших правильно на 8-ый вопрос (От чего зависит продолжительность химического заражения?) выше во второй группе, чем в первой (88% и 45% соответственно).
Доля испытуемых ответивших правильно на 9-ый вопрос (При аварии на химически опасном объекте вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует покинуть эту зону?) значительно выше во второй группе, чем в первой (100% и 23% соответственно).
На 10-ый вопрос (Какие из перечисленных действий необходимо выполнить при оказании первой помощи в случае термического ожога?) правильно ответили 41% испытуемых первой группы и 88 % испытуемых второй группы.
Доля испытуемых ответивших правильно на 11-ый вопрос (Какие из перечисленных действий необходимо выполнить при оказании первой помощи при отравлении грибами?) значительно выше во второй группе, чем в первой (100% и 18% соответственно).
На 12-ый вопрос (Какие профилактические меры принимаются при угрозе воздействия радиоактивных веществ на организм человека при радиационной аварии?) правильно ответили 77% испытуемых первой группы и 75 % испытуемых второй группы. (см. приложение №1).
Рассмотрим результаты исследования по группам мероприятий защиты населения, в том числе радиационной, химической и медицинской защиты.
На вопросы по мероприятиям химической защиты населения было получено 47,3% и 83,3% правильных ответов в первой и второй группе испытуемых соответственно.
По вопросам мероприятий радиационной защиты населения получено 56,4% правильных ответов в первой группе испытуемых и 78,9% во второй.
По вопросам мероприятий медицинской защиты населения испытуемыми было дано 29,5% и 93,7% правильных ответов в первой и второй группе испытуемых соответственно (см. приложение №2).
Еще раз отметим, что в группе испытуемых, участвовавших в слетах – соревнованиях «Юный спасатель» процент правильных ответов по вопросам обеспечения безопасности выше, чем в группе испытуемых, не участвовавших в слетах
4.4
Выводы и рекомендации
1.
Слет – соревнование «Юный
спасатель» является
2.
Уровень знаний в области
По вопросам мероприятий медицинской защиты населения школьники, участвовавшие в слетах – соревнованиях «Юный спасатель», более грамотны, чем школьники, не принимавшие участие в данных слетах.
По вопросам мероприятий радиационной защиты населения уровень знаний у школьников, участвовавших в слетах – соревнованиях «Юный спасатель», выше, чем у школьников, не принимавших участие в данных слетах.
По вопросам мероприятий химической защиты населения уровень знаний у школьников, участвовавших в слетах – соревнованиях «Юный спасатель», выше, чем у школьников, не принимавших участие в данных слетах.
Рекомендации.
Педагогам с целью воспитания у учащихся качеств личности безопасного типа необходимо использовать на занятиях в классах, секциях «Юный спасатель» и на уроках в традиционных классах следующие методы и средства:
1.
Игровое моделирование или
Для более эффективного обучения навыкам безопасного поведения, обеспечения личной, имущественной и общественной безопасности, прежде всего, необходимо поместить учащихся в ситуацию, близкую к реальной.
Занятие по любому разделу БЖ и ОБЖ может и должно начинаться с практической «разминки» - игрового моделирования или имитации различных проблемных ситуаций и соответствующих действий. А после отработки ситуации уже легче перейти к освоению понятий, теории и методов по данному вопросу. Основная цель подобных занятий - усвоение практически значимых умений и навыков, правильная оценка информации, оповещение спасательных служб, мобилизация всех сил и резервов, принятие рациональных решений в сложных условиях (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения) [42, с. 40].
Приведем примеры двух подходов к построению занятия по вопросам защиты от грабежей и насилия.
В
первом случае после подробного рассказа
о грабежах и способах их предотвращения
автор предлагал обучаемым
В другой аудитории был применен иной порядок занятий. В начале 15 мин. под руководством и при участии учителя школьники отрабатывали (прямо в проходах между столами) навыки крика, отталкивания, убегания, силовой помощи жертве, а потом 15 мин. слушали и обсуждали информацию о грабежах и способах их предотвращения. Последующие 10 мин. контроля и закрепления материалов урока дали совершенно иной результат, чем при традиционной методике преподавания. При этом обучающиеся не устали от занятий, много двигались, получили положительные эмоции, с интересом отнеслись к домашнему заданию: законспектировать фрагмент учебника, подготовить анализ конкретного случая из собственного опыта или сообщений СМИ. Дисциплина, внимание, запоминание и отношение к педагогу были на самом высоком уровне[42, с. 41].
2.
Интенсивный метод контроля
Способность к быстрой оценке непредвиденных событий определяется качествами оперативного мышления. Навыки этого мышления, умение быстро и правильно реагировать на необычную, непредвиденную обстановку, когда требуется самостоятельное, нестандартное принятие решения, являются важнейшими качествами подготовки к экстремальным ситуациям.
По сути, интенсивный метод проверки знаний является специальной тренировкой мышления для быстрого принятия решения.
Контролирующие вопросы должны быть одновременно и обучающими. На каждый вопрос предлагаются три варианта ответов, среди которых только один правильный.
Вопросы и варианты ответов зачитываются устно. Некоторые педагоги и психологи не согласны с этим, справедливо утверждая, что многие люди плохо воспринимают устную информацию потому, что у них сильнее развито зрительное восприятие и зрительная память. Но к сожалению, при экстремальных ситуациях чаще всего человек вынужден воспринимать и реагировать только на слуховые сигналы об опасности. Другой информации может просто не быть. Поэтому, если мы хотим подготовить ребенка к экстремальным ситуациям, то должны развивать и тренировать его слуховые каналы.
Ребята записывают только номера вопросов и выбранных ответов. Если учащийся отмечает два варианта ответов или исправляет неправильный вариант на правильный, ответ не может считаться положительным. Причиной таких ответов может быть то, что учащийся подсмотрел правильный вариант ответа у соседа или не уверен в правильном варианте и сомневается в принятии решения. Такое поведение очень опасно при попадании в экстремальную ситуацию. В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь!» В стрессовой ситуации точнее этой народной мудрости и не скажешь. Таких сомневающихся людей можно увидеть при переходе проезжей части, когда они начинают метаться и в итоге оказываются сбитыми машинами. Водитель думает, что горе-пешеход покинул его сторону проезжей части, и он не успевает среагировать.
Вопросы зачитываются громко и внятно. На первом этапе обучения вопрос целесообразно повторять и добиваться того, чтобы учащиеся его поняли. Варианты ответов также повторяются дважды.
В последующем вопросы и варианты ответов не повторяются, а темп их озвучивания меняется от медленного до более быстрого.
Для текущего контроля достаточно предложить пять вопросов. При этом каждый вопрос оценивается одним баллом.
Оценка «5» ставится за пять правильных ответов, «4» - за четыре и т.д. В конце обучения на проведение такого тестирования отводится 3-5 мин. Таким образом, можно на каждом занятии каждому ребенку выставлять общую оценку.
При
осуществлении тематического
При рубежном или итоговом контроле (по большому разделу или за год обучения) предлагаются от 15 до 25 вопросов. Работа выполняется за 10-15 мин. Если будет предложено 20 вопросов, то оценка «5» ставится за 18-20 правильных ответов, оценка «4» - за 14-17, оценка «3» -за 10-13.
Наличие знаний такой метод контроля выявляет с достаточной степенью точности.
Следует придерживаться определенных условий составления тестовых заданий:
-
вопросы формулировать четко,
конкретно, лаконично и
- вопросы должны быть достаточно подробными;
-
вопросы должны подразумевать
такой ответ, который не имеет
несколько равноправных
-
вопросы и ответы должны
-
тексты ответов не должны
- ответы не должны быть явно правильными или, наоборот, абсурдными и очевидно неправильными;
-
если ответы ограничиваются
Данную технологию можно и нужно использовать и как методику обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Интенсивный метод, по сравнению с обычным методом тестирования, никак не влияет на итоговую оценку, но развивает интуицию и оперативное мышление, укрепляет эмоциональную устойчивость [16, с. 52-54].
3. Анализ реальных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Подростки
часто не умеют выявлять и прогнозировать
возможные опасности, не всегда грамотно
действуют в критических
В начале урока, после обозначения темы и ее актуальности для каждого, преподаватель предлагает учащимся прочитать вслух заранее подготовленные тексты (вырезки) из газеты, журнала. После завершения чтения материала дайте школьникам одну минуту на проявление естественной реакции, обсуждение, переговоры, эмоции и т.п. Спросите мнение того учащегося, кто читал фрагмент. Помогите ему сформулировать правильные выводы или хотя бы правильное направление мысли. Затем переходите к организованному обсуждению, использую заранее подготовленные вопросы. Вовлекайте в разговор наименее подготовленных учащихся. На каждый вопрос отводите 1-2 минуты и переходите к следующему. Если учащийся затрудняется, поднимайте следующего. Держите высокий темп, ведь в опасных ситуациях придется быстро реагировать. А такое занятие – это и модель ситуации, и тренинг.
Информация о работе Профилактика детского травматизма в школе