Профилактика детского травматизма в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.
Задачами настоящей работы являются:
- проведение анализа литературы по проблеме предупреждения детского травматизма в школе;
- рассмотрение следующих вопросов:
а). статистика и возрастные особенности травм детей в школе;
б). психологические причины травматизма и способов их устранения;
в). особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении;
г). инструктаж, как метод обеспечения безопасности учебного процесса;
- Разработать рекомендации по снижению травматизма в школе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 ВИДЫ, СТАТИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА
1.2 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА. СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА УЧАЩИХСЯ
2.3 СТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ШКОЛЕ
2.4 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК МЕТОД ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА
2.5 ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ
3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
4.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
4.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
4.3 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.4 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

детский травматизм в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     В планах работы школ должны быть пункты, предусматривающие подготовку педагогического  и технического персонала школ, родителей. В планах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами 

     2.5 Пропаганда безопасных методов обучения 

     Цель  пропаганды требований охраны труда  – внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств  техники безопасности, создание на каждом рабочем месте условий  для производительного и безопасного  труда.

     Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.

     Инструкции  и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ и профессиям.

     Главными  организующими центрами охраны труда в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда, целесообразно в учебных кабинетах организовать уголки охраны труда.

     Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: общественные смотры охраны труда, конкурсы, лекции беседы, совещания, массовые рейды, взаимные проверки, обследования, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда к их выполнению привлекают самих учащихся.

 

      ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 

     3.1 Программа изучения форм и методов предупреждения детского травматизма в школе 

     Цель  исследования: изучить формы и методы профилактики детского травматизма в школе

     Объект  исследования: детский травматизм.

     Предмет исследования: формы и методы профилактики детского травматизма в школе.

     Задача  исследования:

     - изучение основных форм и методов  предупреждения детского травматизма,  используемых в образовательных учреждениях.

     Изучение  опыта профилактики детского травматизма  проводилось на базе общеобразовательной  школы №31 и специальной коррекционной  общеобразовательной школы-интерната №3 г. Мурманска.

     В процессе изучения опыта профилактики детского травматизма использовались следующие методы:

     - изучение и анализ документов;

     - беседа с инженером по охране  труда.

     Затем был проведен анализ и обобщение  опыта профилактики детского травматизма  в школе. 

     3.2 Описание результатов исследования 

     В процессе изучения опыта работы по предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях на примере общеобразовательной школы №31 и специальной коррекционной общеобразовательной школе-интерната №3 г. Мурманска были получены следующие результаты.

     В специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате №3 введена должность инженера по охране труда, основными обязанностями которого по вопросам предупреждения детского травматизма, являются:

     - осуществление контроля за соответствием  условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам [9];

     - проведение инструктажа работников  учреждения.

     Разработаны инструкции по охране труда и технике  безопасности (см. приложение 1).

     Данное  образовательное учреждение имеет  свою специфику. Учащиеся сироты проживают  в образовательном учреждении. Педагоги и воспитатели проводят воспитательно-профилактические беседы с учащимися по вопросам техники безопасности, правилам дорожного движения. Регулярно проводятся инструктажи учащихся, проведение которых фиксируется в журнале инструктажа обучающихся или в классном журнале.

     В общеобразовательной школе №31 работа по предупреждению детского травматизма  распределена между завучами по воспитательной и учебной части.

     Основной  формой профилактики детского травматизма  так же является инструктаж и педагогов, и учащихся.

     В целях профилактики детского травматизма  в МОУ СОШ №31 регулярно проводится следующая работа:

     - беседы с родителями на родительских  собраниях и с учащимися на  классных часах о необходимости  соблюдения правил поведения  в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

     - классные часы с учащимися  по темам: «Спорт-это жизнь», «Культура  поведения в школе», «Устав школы  - основной закон для школьника», «Дружба в нашей жизни», «Учимся  прощать» и др.;

     - инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям», заместителями директора школы;

     - определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;

     - постоянный контроль за выполнением ИОТ №40 «Дежурного учителя» и выполнением должностных обязанностей воспитателями ГПД, ПДО, дежурным администратором;

     - систематическая индивидуальная  работа социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины;

     - запрещение выхода обучающихся  из стен школы во время учебных  занятий без уважительной причины.

     Так же в учебном заведении создана  комиссия по охране труда. Основная задача данной комиссии по проблеме предупреждения детского травматизма заключается  в осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

     Выводы 

  1. Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
  2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
  3. Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.
  4. Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

     Рекомендации

  1. С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.
  2. Разработать бальную систему оценки поведения на переменах учащихся школы второй ступени. За нарушение дисциплины, техники безопасности учащимися начислять или снимать баллы со всего класса. В конце каждой четверти проводить подведение итогов и награждать класс, среди учащихся которого не были отмечены нарушения техники безопасности.
  3. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.
  4. В образовательных учреждениях оборудовать кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности.
  5. Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи.

 

      ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА 

     4.1 Программа исследования 

     Цель  исследования: выявить влияние инструктажа  учащихся на уровень грамотности  учащихся в области техники безопасности.

     Задачи  исследования заключаются в определении уровня знаний учащихся по вопросам охраны труда и техники безопасности.

     В данной работе была выдвинута следующая  гипотеза: уровень знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности у школьников, участвовавших в  инструктаже по технике безопасности, выше, чем у школьников, не принимавших участие в данном инструктаже.

     Исследование  проводилось на базе средних школ г. Мурманска №31 и № 3. Испытуемыми выступили 44 учащихся 9 классов, в возрасте 15-16. Из них 22 школьника принимали участие в инструктаже по технике безопасности (учащиеся школы № 31), 22 школьника не участвовали в инструктаже (учащиеся школы № 3).

     В исследовании использовалась анкета, как основная методика, направленная на выявление уровня знаний учащихся в области техники безопасности.

     Реализация  исследования проходила в срок с  13.05.09 по 15.05.09.  

     4.2 Описание методик исследования 

     Для исследования уровня грамотности учащихся в определенных областях обеспечения  безопасности жизнедеятельности была составлена анкета, состоящая из 15 вопросов, раскрывающих содержание комплекса мероприятий по защите населения, в том числе мероприятий радиационной, химической и медицинской защиты.

     Варианты  ответов были предложены.

     Испытуемым  предлагалась соответствующая инструкция: «Ребята, опасные ситуации, подстерегающие нас ежедневно, требуют знаний, умений навыков, обеспечивающих безопасное существование в современном мире.

     Вам предлагается принять участие в  исследовании, целью которого является определение уровня готовности учащихся к действиям в различных экстремальных ситуациях. Для этого Вам необходимо ответить на предложенные вопросы. Тестирование проводится анонимно. После сдачи работ будут зачитаны правильные ответы, и вы сами сможете оценить свои знания».

     В процессе обработки полученных данных за правильный ответ начислялся 1 бал. В 10-11-ом вопросах правильных ответов было несколько, поэтому 1 бал начислялся, если в 10 вопросе было отмечено 2 правильных ответа, а в 11 – 3. В случае выбора 2 правильных и 1 неправильного действия по 10 вопросу бал не начислялся..

     Вопросы анкеты были условно разделены на следующие группы: вопросы № 2, 3, 6, 8, 9 относятся к группе мероприятий по химической защите населения, № 1, 4, 5, 7, 12 - к группе мероприятий по радиационной защите населения, № 10,11 – к мероприятиям медицинской защиты. 

     4.3 Описание результатов исследования 

     Условно обозначим: первая группа испытуемых - школьников не принимавшие участие  в слетах – соревнованиях «Юный  спасатель»; школьники, участвовавшие  в слетах – соревнованиях - вторая группа.

     В процессе обработки полученных данных вычислялся процент испытуемых, давших правильные ответы на предложенные вопросы, в каждой группе.

     Затем были просчитаны проценты правильных ответов по выделенным факторам в  каждой группе.

     В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

     Рассмотрим  результаты по каждому вопросу анкеты отдельно.

     На 1-ый вопрос (Как действовать по сигналу  «Внимание всем!»?) правильно ответили 55% испытуемых первой группы и 75 % испытуемых второй группы.

     На 2-ой вопрос (При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора, вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. Вы живете на 1-м этаже 9-этажного дома. Как вы поступите?) правильно ответили 63% и 100% испытуемых первой и второй группы соответственно.

     Процент школьников ответивших правильно на 3-ий вопрос (Пары какого из перечисленных  веществ являются наиболее токсичными?) во второй группе выше, чем в первой (100% и 86% соответственно).

     Доля  испытуемых ответивших правильно на 4-ый вопрос (Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары?) значительно выше во второй группе, чем в первой (100% и 32% соответственно).

     На 5-ый вопрос (Что такое дезактивация?) правильно ответили 50% испытуемых первой группы и 94 % испытуемых второй группы.

Информация о работе Профилактика детского травматизма в школе