Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка  может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной реальности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выказанный интерес к  тем или иным занятиям или  сферам деятельности, чрезвычайно  высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то  или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность,  любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой  и неопределенной информации, неприятие  стандартных, типичных заданий  и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам  собственного труда, склонность  ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.[15]

 Психологические особенности  детей, демонстрирующих одаренность,  могут рассматриваться лишь как  признаки, сопровождающие одаренность,  но не обязательно как порождающие  ее. Поэтому наличие указанных  психологических особенностей может  служить лишь основанием для  предположения об одаренности,  а не для вывода о ее безусловном наличии. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, более того наличие одного из этих признаков должно привлечь внимательность специалиста и мотивировать его на тщательный и продолжительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.[11]

Выявление одаренных детей - продолжительный  процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная  идентификация одаренности посредством  какой-либо одноразовой процедуры  тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей  надобно направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей  в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Проблема выявления одаренных  детей имеет четко выказанный этический аспект. Идентифицировать ребенка как "одаренного" либо как "неодаренного" на в данный момент времени - значит искусственно встрять в его судьбу, загодя предопределяя  его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты "одаренных" и "неодаренных" коренятся в  неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская  одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, вдали не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.[7]

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания  разных сторон поведения и  деятельности ребенка, что позволит  использовать различные источники  информации и охватить как  можно более просторный спектр  его способностей;

2) длительность идентификации  (развернутое во времени наблюдение  за поведением данного ребенка  в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех  сферах деятельности, которые в  максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно- игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические "преграды" и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного  ребенка экспертов: специалистов  высшей квалификации в соответствующей  предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития;

7) преимущественная опора на  экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, натуральный опыт.

Процесс установления одаренности  нельзя основывать на единой оценке. При  выявлении одаренных детей более  целесообразно использовать комплексный  подход. При этом может быть задействован просторный спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение "пробных" уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.[3]

 Однако и комплексный подход  к выявлению одаренности не  избавляет полностью от ошибок. В результате может быть "пропущен" одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть  отнесен ребенок, который никак  не подтвердит этой оценки  в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза  и прогноза).

 Признание роли социальных  условий, в которых развивается  ребенок, требует создания специализированных  методов выявления одаренности  с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического  здоровья ребенка и особенностей  его социализации).

Специальную область составляют экспериментально-психологические  исследования одаренных, которые проводятся с поставленной задачей получения  новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические  методики, направленные на выявление  структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений  одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.[18]

Опыт наблюдения за семьями особо  одаренных детей позволяет выделить следующие особенности, имеющие принципиальное значение для развития одаренности.

В семьях особо одаренных детей  отчетливо прослеживается высокая  ценность образования. Повышенное, в  сравнении с обычными семьями, внимание к ребенку. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно в определенный период является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни.

Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности.[14]

Фанатическое желание родителей  развить его способности имеет  в ряде случаев и свои отрицательные  стороны. Так, в этих семьях наблюдается  определенная попустительская позиция  в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу, советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны, когда родители вмешиваются в учебный процесс, в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера  ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. В силу большей обучаемости, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам.

Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматичным образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши). В какой-то степени именно в результате взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.[10]

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или учебные способности особо одаренного ребенка будет по достоинству оценены и его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятно.

Учителя неоднозначно относятся к  одаренным детям. Взаимоотношения педагогов с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный). Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах.

Хотя  все одаренные дети являются разными  — по темпераменту интересам, воспитанию и. соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.

Наиболее важной характеристикой  личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценнностей, т. е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм (стремление добиться совершенства в выполнении деятельности). Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь одному ему известного совершенства.

Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростов весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью.[26]

Важная особенность  личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним).

 Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями — независимость (автономность, невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство). Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, в сравнении с другими людьми мало ориентируются на общее мнение, на устоявшиеся правила. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. В основном» видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции  составляют 20 - 30%. К «благополучным»  из них относят всего лишь 5%, остальные  находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость  может органично вписываться  в жизнедеятельность ребенка, а  может породить множество сложных  социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант  более распространён.[27]

Проявления - симптоматика данного  хода развития весьма разнообразна. Главная  её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся  поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассоциальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми