Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

-здоровье;

-ум, способности;

-характер;

-авторитет у сверстников;

-умение многое делать своими  руками, умелые руки;

-внешность;

-уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором  изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться  как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно  ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого  испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы  вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов:

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ  выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в  соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

-уровень притязаний — расстояние  в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

-высоту самооценки — от «о»  до знака «—»;

-значение расхождения между  уровнем притязаний и самооценкой  — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого  показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя»  и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить  результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует  о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут  скрываться два совершенно разных психологических  явления: подлинная неуверенность  в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного  позволяет не прилагать никаких  усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Подборка  игр и упражнений для  развития исследовательской и творческой активности и коммуникативных навыков одарённых детей

Симпозиум.

Перед вами учебный материал (текст, пособие). Внимательно его прочтите в течение  определённого времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению учащихся). Затем каждый в своём амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступление. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право дополнять выступления друг друга.

В гостях у  сказки.

Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать. Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы её основная мысль отражала существо учебного текста, с любыми героями и любыми сюжетами. Это у нас будет конкурс  сказочников. Чтобы придумать хорошую  сказку, нужно ещё раз прочитать  текст – быстро и внимательно.

Сундук  мудрости.

Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту. Заверните записку и  положите её в сундук. Затем повторно все читают текст. А теперь возьмите из сундука по одной записке, по очереди  читаем вопрос и приступаем к ответам.

«Изюминка».

Познакомимся  с новым материалом по ранее изученной  теме. Теперь подумаем, что нового или  какая «изюминка» (т.е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известными материалами по данной теме.

Необычный доклад.

Читаем  текст. Теперь передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую  записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя  рисунки или схемы своего соседа.

Миниатюра.

Распределимся на группы по 3-4 человека. Сейчас мы прочитаем  учебный материал, а затем каждая группа изобразит существо текста какой-либо миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные  должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста.

Совет добровольных обществ.

У каждого из нас есть какое-то хобби. Давайте представим, что все мы – общество охотников, рыболовов, автомобилистов и т.д. Теперь прочитаем выбранный  учебный текст как бы глазами  выбранного нами специалиста. Затем  по очереди  задаём ему вопросы  по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества. То есть задаём вопросы по тексту, но специальные  термины текста использовать нельзя, можно использовать только тематику, термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задаёт вопросы с нарушением правил – выбывает из игры.

Обнаружение ошибки.

Читаем  учебный текст как можно внимательнее, но в темпе. Надеемся все поняли главную мысль и содержание текста. Теперь вам будет предложен этот же текст, но с изменённым в определённых пределах содержанием. Ваша задача – найти и исправить все неправильные утверждения. Лучше сделать это письменно. После самостоятельной работы – обсуждение.

Назойливый  игрок.

Известно, что мелкие подробности учебного материала нужны для прочного усвоения и долговременного запоминания. Сейчас мы прочитаем текст очень  внимательно, затем вы составите  список вопросов. У кого этот список будет длиннее, доскональнее, тот и выиграл в этом интеллектуальном состязании.

Целесообразно, чтобы вопросы охватили весь учебный  материал, все его нюансы. Теперь вы по очереди будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они  по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, кого спросит ведущий. Затем определим самого назойливого  игрока.     

Составь программу  обучения.

Прочитаем учебный материал. Теперь необходимо представить, что вы составитель  учебной программы по данному  предмету. Программа должна отражать основное содержание, разделы, темы, трудности, которые могут встречаться при  изучении этого материала, приёмы, которые  облегчают усвоение материала, какой-то личный опыт, приобретенный учащимися  в жизни. Нужно составить наиболее удобную, рациональную и оптимальную  программу, которой могли бы пользоваться остальные игроки. Не следует забывать о юморе и оригинальности при  составлении тематики содержания.

Занимательные истории.

Ознакомьтесь  с учебным текстом. Постарайтесь мысленно выделить в нём ключевые слова. А теперь на листочек в столбик  выпишите эти слова.

Теперь  начнём конкурс. Каждый попробует придумать  забавную историю, в которой все  эти слова последовательно, одно за другим, завязаны в какую-то осмысленную, может быть и невероятную историю. История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты ключевые слова. На подготовку отводиться одна минута.

В проблемном поле.

Прочитаем учебный текст. Разделимся на пары. Ведущий задаёт проблему (тему). Оппонент слева в каждой паре должен по заданному  учебному материалу дать решение  этой проблемы, а вы его оппонент справа, постарайтесь выдвинуть контраргумент, не возбраняется в конце концов прийти к общему решению. Затем ведущий задаёт новую проблему. Оппоненты меняются ролями.

 

Приложение 5

Игровые занятия  для одаренных детей

 

Игровое занятие  с использованием методики «Сотворение  глиняного мира» К. Рудестама.

  Это упражнение, как все используемые  в групповой арт-терапии, наряду с психосоциальным развитием стимулирует развитие креативности. Но главное - это то, что оно позволяет гармонизировать ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

  Для проведения занятия необходимы  глина или пластилин. Группа  делится на подгруппы по 5-8 человек.  Каждый участник получает большой  ком пластилина (глины). Занятие может  сопровождаться мелодией.

  Детям предлагается представить  себя в роли «создателя мира»:  закрыть глаза и вообразить, что  пластилин (глина) - сырье, из которого  можно делать все что захочешь. С закрытыми глазами надо работать  с пластилином (глиной), чтобы  дать пальцам свободно выразить  мысли и чувства. Когда скульптура  закончена, ее надо поместить  рядом с другими скульптурами  в подгруппе. 

  После этого, уже с открытыми  глазами, совместно с другими  членами подгруппы надо поработать  над структурированием «целостного  мира». Если в процессе работы  у ребенка возникли какие-либо чувства по отношению к другим участникам работы предлагается высказать их либо выразить в пластилине (глине). В заключение необходимо поделиться своими впечатлениями с членами других подгрупп.

Игровое занятие «Приветствие» (оно разработано по аналогии с методикой, предложенной В. В. Петрусинским).

Цель: гармонизация межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

  Начинается занятие с беседы  социального педагога об истории  и назначении приветствия: оно относится к древнейшим правилами этикета; приветствуя друг друга, люди обмениваются добрыми по желаниями и чувствами, выражают собственное отношение друг к другу (конечно, если мы искренни в выражении своих чувств).

  После краткой беседы детям  предлагается попробовать разные  формы приветствия и определить  самые эффективные. Для этого  группа делится на две команды,  они встают в шеренги напротив  друг друга и по сигналу  ведущего приближаются и обмениваются  разнообразными приветствиями (рукопожатия,  реверансы, восторженные восклицания,  объятия, тихие слова, многозначительные  взгляды и др.).

  Затем предлагается поменять  партнеров и вновь обмениваются приветствиями, уже другими. Предлагается подумать, как можно приветствовать нового партнера. В заключение ведущий проводит конкурс на самое оригинальное приветствие.

Игровое занятие  с использованием деловой игры «Самокритика»

Преодоление наиболее типичных индивидуальных и эмоциональных проблем. Способность адекватно воспринимать себя, сверстников и взрослых является одной из важных составляющих психосоциального развития ребенка. Особые сложности, как отмечают многие исследователи, часто имеют, с этой точки зрения, именно одаренные дети.

С целью тренировки этой способности  можно использовать разные методы и  приемы, например деловую игру «Самокритика».

  Вначале социальный педагог, беседуя  с детьми, постепенно подводит  их к мысли о том, что каждый  человек имеет собственные представления  о себе, о том, что делает  его уникальным, непохожим на  других. Затем также постепенно  подводит детей к вопросам: Всегда  другие люди разделяют мнение человека о самом себе? Видят ли другие человека таким, каким он сам себя представляет?

  Детям предлагается подписать  лист бумаги и разделить его  на три равные части по вертикали.  В первой предлагается написать  десять слов-эпитетов, «отвечающих»  на вопрос: «Кто я такой?» (Задание  нужно выполнять быстро и записывать  ответы в такой последовательности, в какой они приходят в голову.)

  Во второй графе надо написать  также десять слов-эпитетов, «отвечающих»  на вопрос: «Как о тебе отозвались  бы твои родители или другие  старшие родственники?» (Ребенок  может выбрать кого-то одного  из них.)

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми