Особенности социальной работы в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:25, диссертация

Описание работы

Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и имеет в различных странах свои особенности. Например, В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с индивидом; б) социальную работу с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной.

Работа содержит 1 файл

Особенности соц работы в США.doc

— 50.50 Кб (Скачать)




Особенности социальной работы в США. Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и имеет в различных странах свои особенности. Например, В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с индивидом; б) социальную работу с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной.
Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей социальной работы.
Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи. В большинстве стран Европы создание официальных структур для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп инициировалось государством. Характерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.
Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органа¬ми и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе [15].
Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Законом США о социальном страховании (1935 г.) установлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленны¬ми поправками, вводящими новые формы социально¬го страхования:
- выплату пенсии при утрате кормильца;
- пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой;
- право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др. [8].
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплачен¬ной заработной платы.
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность вып¬лат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастно¬го случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х гг. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость.
Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего «черте бедности». Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств,
Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими дохода¬ми, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.
Частные системы социального страхования дополняют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США суще¬ствуют две формы частного страхования — коллектив¬ная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая фор¬ма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, пре¬дусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсут¬ствуют.
Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается об¬щий стаж независимо от места работы, а для начисления частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство «Корпо¬рация» как гарант частных пенсий следит за плате¬жеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участни¬кам в случае банкротства компаний.
В послевоенный период в рамках системы частно¬го страхования получили распространение так назы¬ваемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Допол¬нительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями [18].
За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспе¬чении 1974 года впервые разрешил лицам наемного тру¬да, не охваченным частным пенсионированием, ежегод¬но откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуаль¬ных пенсионных счетов значительно выросло.

1.2. Социальное законодательство зарубежных стран

Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, пла¬нировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных ус¬луг местных органов самоуправления и, наконец, боль¬ший охват населения различными социальными услу¬гами и видами помощи. Характерен опыт Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церков¬ный приход выполняли многие функции, которые се¬годня вошли в сферу деятельности органов социально¬го обеспечения.
Социальную политику разрабатывают и претворя¬ют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь на право взи¬мать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предпри¬ятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их дея¬тельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обес¬печивается за счет муниципальных больниц и поликли¬ник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др.
Коммуны уделяют внимание быту населения, со¬зданию благоприятных условий для воспитания и раз¬вития детей, повышению комфортности жилья, привле¬кают общественные движения к разработке местных планов, проектированию и организации услуг.
В настоящее время социальная политика Финлян¬дии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуще¬ствление от государства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллек¬тивам граждан и даже отдельным лицам.
Так, например, Государственный совет разрабаты¬вает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капиталовло¬жения. План ежегодно пересматривается, обновляет¬ся и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утвержда¬ются губернским правлением. И наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли здра¬воохранения в пределах своего микрорайона, улицы и т. п., которые учитываются и финансируются муници¬пальными властями [15].
Другим характерным примером европейского тра¬диционализма является модель социального обслужи¬вания населения в Швеции. Количество ежегодно вы¬пускаемых специалистов социальной сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 человек. Число профессионалов-социономов, занятых в сфере социального об¬служивания, насчитывает 18 тысяч человек. Интерес¬но, что несколько сотен тысяч работников заняты в этой сфере без высшего образования: помощники по дому, ухаживающие за престарелыми, сиделки, помощники для инвалидов и умственно отсталых — все они имеют только начальную подготовку в теоретических вопро¬сах социальной работы.
Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвящен¬ных отдельным аспектам социальных услуг (экономичес¬кая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т. д.), реализован интегративный подход к социальному обслу¬живанию как сфере деятельности, в которой взаимодей¬ствуют социальные службы, муниципальные и губернс¬кие власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы со¬циального и медицинского обслуживания относятся к ком¬петенции муниципальных и областных властей.
Муниципальные власти обязаны организовать со¬циальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает человек. При этом каждому из них предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальны¬ми властями даже в местах временного проживания.
В каждом муниципалитете за социальное обслужи¬вание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным. Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлени¬ям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т, д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным пробле¬мам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в нала¬живании нормальных семейных отношений и т. д.) [8; 15].
Система социального обеспечения в Швеции га¬рантирует каждому гражданину возможность достой¬ного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратить¬ся в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуман¬ной и представляет собой важный элемент шведской модели государства «благоденствия».
Интересен опыт социальной работы за рубежом с семьями. В этой связи считаем актуальным рассмотреть этот вопрос в следующей главе. Особенно хотелось бы заострить внимание на опыт по данной проблеме Великобритании.

 


создание официальных структур для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп инициировалось государством. Характерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.
Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органа¬ми и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе [15].
Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Законом США о социальном страховании (1935 г.) установлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования:
- выплату пенсии при утрате кормильца;
- пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой;
- право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др. [8].
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплачен¬ной заработной платы.
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность вып¬лат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастно¬го случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х г. г. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость.
Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего «черте бедности». Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств,
Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими дохода¬ми, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.
Частные системы социального страхования дополняют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования — коллективная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют.
Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается общий стаж независимо от места работы, а для начисления частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство «Корпорация» как гарант частных пенсий следит за платежеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участникам в случае банкротства компаний.
В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями [18].
За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспечении 1974 года впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионным обеспечением, ежегодно откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуальных пенсионных счетов значительно выросло.



Информация о работе Особенности социальной работы в США