Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:25, диссертация
Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и имеет в различных странах свои особенности. Например, В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с индивидом; б) социальную работу с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной.
Особенности социальной работы в США. Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира. |
создание официальных структур для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп инициировалось государством. Характерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.
Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органа¬ми и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе [15].
Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Законом США о социальном страховании (1935 г.) установлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования:
- выплату пенсии при утрате кормильца;
- пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой;
- право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др. [8].
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплачен¬ной заработной платы.
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность вып¬лат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастно¬го случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х г. г. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость.
Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего «черте бедности». Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств,
Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими дохода¬ми, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.
Частные системы социального страхования дополняют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования — коллективная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют.
Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается общий стаж независимо от места работы, а для начисления частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство «Корпорация» как гарант частных пенсий следит за платежеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участникам в случае банкротства компаний.
В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями [18].
За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспечении 1974 года впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионным обеспечением, ежегодно откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуальных пенсионных счетов значительно выросло.