Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:36, контрольная работа
Социально-педагогическая диагностика проводится с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка, его индивидуальные особенности, жилищно-бытовые условия проживания, особенности развития и воспитания, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, в результате анализируя, систематизируя полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности.
Введение.................................................................................................................2
1. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики.............2
2. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики............................................................................................................5
Заключение.............................................................................................................10
Список используемой литературы.......................................................................12
Содержание
Введение......................
1. Сущность и особенности
социально-педагогической
2. Характеристика основных
методов социально-психологической диагностики...................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
В деятельности социального педагога,
особенно на начальных этапах, важное
место занимает изучение психолого-медико-
Таким образом, социально-педагогическая диагностика проводится с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка, его индивидуальные особенности, жилищно-бытовые условия проживания, особенности развития и воспитания, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, в результате анализируя, систематизируя полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности.
Специфика социально-педагогической
деятельности обуславливает характер
и способы получения
Поскольку деятельность социального педагога является многоплановой, а его функции разнообразны и опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится достаточно трудно сохранять зону своей профессиональной компетентности. Это касается и диагностической работы, к которой необходимо отграничить виды диагностики и ее методы, относящиеся к фонду разных профессий.
Медицинская диагностика-это процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации. Социального педагога эти диагнозы будут интересовать с точки зрения их психосоциальных и педагогических аспектов. Например, он не ставит диагноз наркомания, шизофрения, невроз, алкоголизм, но может диагностировать те социально-педагогические последствия, которые сопровождают эти заболевания, и признаки их влияния на формирование личности ребенка.
Психологическая диагностика (психодиагностика) есть измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализму (группа, организация). Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или другх объектов) и прогнозе их дальнейшего развития. Социальный педагог не ставит психологический диагноз, но он может выявлять или использовать в качестве опорных психодиагностические признаки факторов риска.
Социальная диагностика- это компексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравстенно-психологическое, медикобиологическое и санитарно-экологического состояния. Ее целью является постановка социального диагноза, т.е научно обоснованного заключения состояния социального здоровья.
Педагогическая диагностика-это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Используя педагогические средства, педагоги изучают личность ребенка в педагогическом процессе. Прежде всего этих специалистов интересуют уровень обучаемости детей как их способность к школьному обучению и уровень обученности как реальный уровень знаний, умений и навыков. Они исследуют личность ученика как субъекта учебной деятельности и со стороны школьно-значимых психических функций.
Социальный педагог может опираться в диагностической работе на известные педагогические требования: изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей и потенциалов; диагностика не должна быть самоцелью, а носить стимулирующий характер; изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного метода; необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и собственными показателями.
Социально-педагогическая диагностика –специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологчиескими исследованиями.
Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности.
Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики.
Цель социально-психологической диагностики, осуществляемой практическими социальными психологами, состоит в постановке диагноза, т.е. изучении различных характеристик больших социальных групп, организаций и личности. При этом они пользуется готовыми знаниями о предмете и объекте изучения и стандартными методиками.
В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).
На основе теоретического
представления о предмете диагностики
социальный педагог формирует
Социальный педагог может
использовать различные методы исследования:
педагогические, психологические, медицинские,
социологические и
Процесс социально-педагогической диагностик и имеет следующую структуру.
1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка .
2. О сознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.
3. Выдвижение рабочей гипотезы (научно обоснованное, но не очевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения) путем анализа совокупности имеющихся данных.
4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.
5. Проверка рабочей гипотезы
путем анализа совокупности
6. При не подтверждении гипотезы повторение процедуры.
Выбор методов (III уровень) всегда соотносится с объяснительной концепцией (II уровень) и общеметодологическим подходом (I уровень).
После того как выбраны и описаны методы и методики диагностирования, психолог-практик переходит к выбору стратегического плана обследования диагностируемого объекта - разведывательному, описательному или экспериментальному.
Разведывательный план используется при полной не изученности объекта. В этом случае отбираются и адекватные ему методы и методики: полусвободное наблюдение, свободное интервью, традиционный анализ документов.
В случае определенной предварительной изученности объекта выбираются описательный план диагностирования и соответствующие ему методы.
После выбора методов и методик, адекватных диагностируемой проблеме, задачам и гипотезам, изложенным в теоретико-методологической части программы, дается краткое описание организации всего процесса диагностирования. В этом разделе указывается, кто является исполнителем и заказчиком данного обследования, в какие сроки оно осуществляется; уточняется конкретный объект обследования (например, не просто учащиеся средней школы, а учащиеся таких- то классов); указывается тип выборки (если речь идет не о сплошном, а о выборочном обследовании: случайная, квотная, районированная, смешанная) и т.д.
Завершается написание программы диагностирования составлением рабочего плана-графика, в котором последовательно в соответствии с сетевым графиком перечисляются виды работ, выполняемых практическими психологами, сроки их реализации, ответственные за реализацию каждого этапа обследования.
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.
Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. При составлении анкет используются вопросы: