Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

Таблица 1

Ф. И. ребенка

Качества личности

Андрей С.

Агрессивность, стремление к лидерству, демонстративность, импульсивность

Алексей Б.

Скрытность, тревожность, интравертируемость, неуверенность

Сергей О.

Неуверенность, импульсивность, стремление к одиночеству, отсутствие стремления к домашней защите

Елена Т.

Эгоцентризм, импульсивность, демонстративность, агрессивность

Светлана К.

Подавленность, осторожность, неуверенность, тревожность


2. Исследование уровня тревожности дало следующие результаты (Таблица 2).

Таблица 2

Ф. И. ребенка

Уровень тревожности

Андрей С.

88%

Очень высокий

Алексей Б.

76%

высокий

Сергей О.

64%

высокий

Елена Т.

84%

Очень высокий

Светлана К.

79%

высокий


3. Результаты исследования  самооценки по методике Дембо-Рубинштейн представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ф. И. ребенка

Уровень притязаний

Высота самооценки

Андрей С.

93% -завышенный

83%- завышенная

Алексей Б.

56%-заниженный

43%-заниженная

Сергей О.

58%-заниженный

41%-заниженная

Елена Т.

91%-завышенная

78%-завышенная

Светлана К.

49%-заниженный

42%-заниженная


Психодиагностические методики и другие методы исследования позволили выявить личностные трудности, которые испытывают одаренные дети младшего школьного возраста: эмоциональная нестабильность; высокий уровень тревожности. Уровень притязаний:  результаты от 90 до 100 баллов обычно удостоверяют нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям, результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Уровень самооценки - завышенная подтверждает личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка указывает на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Проблемы личностного характера  принимают у некоторых испытуемых в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Они ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки. Также мы видим противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Беседы с родителями выявили  причину социально-психологических проблем испытуемых - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители. Талантливые дети осознают скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем во многом определяются особенностями формирующейся у него самооценки, которая, как мы видим, чаще всего неадекватна. Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Гипотеза подтверждена: одаренные  дети могут иметь проблемы в эмоционально-личностной сфере.

 

2.3 Программа коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

На  основании интерпретации данных, полученных в ходе первичной диагностики, нами была разработана программа коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Цель  программы: определение наиболее целесообразных коррекционных мероприятий, направленных на гармонизацию личностных особенностей и содействие формированию позитивной  Я-концепции одаренных детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции;

- содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;

- формирование и развитие способности  к самоактуализации;

- улучшение адаптационных возможностей.

Содержание  программы: в рамках программы реализуется 2 этапа – 1) Диагностический, 2) Коррекционно-развивающий.

1 этап  – диагностический. Направлен на сбор информации об испытуемых посредством:беседы с учителями; беседы с родителями; изучения особенностей развития; анализа документов деятельности одаренных младших школьников; изучения особенностей классного коллектива, наблюдения взаимодействия одаренных младших школьников и одноклассников.

Для комплексного изучения проблемы использовались следующие психодиагностические методики: графическая методика «Кактус», тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика Дембо-Рубинштейн.

2 этап –  коррекционно-развивающий. Включает в себя:

1. Работу с педагогами:

- проведение консультаций на темы  «Учет индивидуальных особенностей  при работе с одаренными детьми»,  «Организация отдыха и рабочего  места одаренного ребенка»;

- индивидуальные консультации учителей  по вопросам работы с одаренными  учащимися.

2. Работа с родителями:

- выступления на родительских  собраниях по темам «Феномен  одаренности», «Одаренный ребенок  – феномен взаимодействия;

- групповая консультация родителей по теме «Нормальное восприятие детской одаренности» (Приложение 6);

- индивидуальные консультации.

3. Работа с одаренными учащимися:

- проведение развивающих и деловых  игр (Приложение 4);

- проведение игровых занятий по  темам «Превратим мечты в реальность»,  «Начало пути вперед», «Искусство  правильно общаться», «Способы  снятия нервно-психического напряжения»,  «Кто я?», «Приветствие», «Уверенный ответ» и др. (Приложение 5);

- проведение индивидуальных консультаций, помощь в решении личностных  проблем;

- тренинги и упражнения на медитацию, обучение элементам аутотренинга, релаксации, рефлексии (Приложение 7). 

Исполнители программы: учителя, педагог-психолог, социальный педагог.

Сроки проведения: 6 месяцев.

 

Выводы  по второй главе

После изучения теоретических аспектов методики работы социального педагога с одаренными детьми нами была определена цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза: одаренные дети могут иметь проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Исследование  проводилось на базе МОУ «СОШ № 4»  города Жирновска.

В исследовании принимали участие  младшие школьники (5 чел.), признаки интеллектуальной и творческой одаренности  у которых выявили ранее педагог-психолог и учителя с помощью комплексного психодиагоностичекого материала.

Для комплексного изучения личностных особенностей одаренных детей были использованы следующие методики: графическая  методика «Кактус» с целью исследования эмоционально-личностной сферы, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика Дембо-Рубинштейн с целью определения уровня самооценки.

Интерпретация полученных данных позволила выявить ряд проблем в эмоционально-личностной сфере одаренных детей: эмоциональная неуравновешенность, высокий уровень тревожности, нестабильная самооценка.

Гипотеза подтверждена, одаренные  дети могут иметь проблемы в эмоционально-личностной сфере.

На  основании интерпретации данных, полученных в ходе первичной диагностики, нами была разработана программа  коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

Заключение

Выражение "одаренные дети" употребляется  весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или  в творческих занятиях, значительно  превосходит сверстников, его могут  называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными  издержками) в наибольшей мере принято  в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у  нас.

Для него есть основания, в частности  применительно к умственным проявлениям  детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый  темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.

В более узком и строгом значении понятие "одаренность" относительно детей должно было бы применяться  только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как  действительный залог его будущих  возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей - сложнейшая проблема, которая в науке еще  весьма далека от решения.

Многое в судьбе таких детей  будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в  воспитании? Незаурядные дети нуждаются  в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития.

Трудно обучать и воспитывать  необычных по своему умственному  развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них  учебно-воспитательных воздействий. Возможно и гармоничное развитие одаренных детей, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего, исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается дисгармоничное развитие, которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка. Именно здесь необходима квалифицированная помощь социального педагога. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

Все формы работы социального педагога с одаренными детьми  общеобразовательной школе (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Отношение к незаурядным детям  должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных  возможностей не могут оставлять  равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.

К сожалению, иногда слишком легко  и поспешно, опираясь лишь на некоторые  формальные показатели, относят ребенка  к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.

 

 

Список  литературы

Учебная литература

1. Арнольдов, А.И.Социальная педагогика: вопросы теории и практики/А. И. Арнольдов, В.Г. Бочарова.  - М.,2004. -358 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. высш учеб. Заведений /Д. Б. Богоявленская.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 320 с.

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми