Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

Лицо:

А вот прилетела надоедливая  муха. Она опускается прямо вам  на нос. Попробуйте прогнать ее без  помощи рук. Правильно, сморщивайте  нос, соберите столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом  – вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы крутили  носом, и щеки, и рот, и даже глаза  помогали вам и тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось все лицо – это такое  приятное ощущение. О-о, опять эта  назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его  хорошенько, попытайтесь просто сдавить  эту муху между морщинками. Еще  сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое  это приятное чувство!

Живот:

Ого! К нам приближается симпатичный  маленький слоненок. Но он не смотрит  себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой  траве. Вот-вот сейчас он наступит на ваш живот. Не двигайтесь, уже нет  времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот  очень твердым, напрягите все  мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять слоненок свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен! Но вот слоненок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот как можно сильнее. Вот слоненок уже заносит над вами ногу, сейчас наступит!.. Фу-у, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Все хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно.

А теперь представьте, что вам нужно  протиснуться через очень узкую  щель в заборе между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы  протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы  он прилип к позвоночнику. Станьте  тоньше, еще тоньше, ведь вам очень  нужно пробраться через забор. А  теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот "распускается", становится теплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким и напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно.

Ноги:

А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой с илистым  дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь  достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не правда ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Все сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло! Все, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах легкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.

Заключение:

Оставайтесь расслабленными. Пусть  все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул "распускается". Через несколько минут я попрошу  вас открыть глаза, и это будет  конец сеанса. В течение всего  дня вспоминайте, насколько приятно  это ощущение расслабленности. Иногда, конечно, необходимо чуть-чуть напрягаться, прежде чем расслабиться, – мы с  вами только что так поступали  в упражнениях. Кстати, попытайтесь  повторить эти упражнения самостоятельно, при этом учитесь все больше и  больше расслабляться. Лучше всего, конечно, это делать вечером, когда  вы уже легли в постель, свет уже  потушен и вас никто не собирается больше беспокоить. Кстати, это поможет  вам быстрее уснуть. А потом, когда  вы научитесь как следует расслабляться, вы можете это практиковать и в других местах, даже в школе. Вспомните, например, слоненка, или жвачку, или илистую лужу – эти упражнения можно выполнять так, что никто и не заметит.

...Сегодня выдался хороший день, и вы, отдохнувшие и расслабленные,  можете вернуться к обычным  делам. Вы сейчас поработали  очень усердно, вы молодцы.  А теперь медленно, очень медленно  открывайте глаза, слегка напрягите  ваши мускулы. Прекрасно. Теперь  вы в совершенстве можете овладеть  этими упражнениями.

Психомышечная тренировка

Эта методика разработана  А.В. Алексеевым. Она применяется  для детей в возрасте 8–12 лет.

 Методика проста для  обучения и в то же время  достаточно эффективна. Ею можно  овладеть за 5–7 дней.

 В основе этой методики  лежат четыре компонента:

1) умение расслаблять  мышцы;

2) способность максимально  ярко, но без напряжения представлять  содержание формул самовнушения;

3) умение удерживать  внимание на избранном объекте;

4) умение воздействовать  на самого себя нужными словесными  формулами.

Для удобства обучения психомышечной тренировке все мышцы тела разделяются на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.

"Надо представить,  что вы находитесь в помещении,  где висят пять больших ламп, а в углу светится небольшой  ночник. Лампы – это группы  мышц, а ночник – контроль спокойного, сосредоточенного сознания. Вы расслабили  одну из групп, выключили из  напряжения мышцы рук (как бы  потушили одну из ламп) – стало  несколько темнее. Затем выключили  мышцы ног – потухла вторая  лампа, стало еще темнее. Не  торопясь, последовательно расслабляя  мышцы туловища, шеи, лица, мы как  бы тушим лампу за лампой  и погружаемся в приятную темноту  – дремотность, контроль за которой осуществляет спокойное сознание – маленький непотухающий ночничок".

Уже с первого занятия  тренировки в мышечном расслаблении следует объединять с упражнениями, направленными на вызывание тепла. В последнем случае  рекомендуется  использовать образные представления  струящейся по рукам теплой воды.

 После освоения упражнений  для рук следует переходить  к упражнениям для мышц ног,  шеи, лица, туловища.

 Выполнение упражнений  строится по аналогичному принципу. В последующем проводится тренировка  в достижении общей релаксации: "Я расслабляюсь и успокаиваюсь". При этом, когда произносится "я", нужно сделать вдох с напряжением всех мышц и на

2–3 секунды задержать  дыхание, после чего с выдохом  произнести "рас-слаб-ля-юсь", на следующем коротком вдохе – "и", на выдохе – "ус-по-ка-и-ва-юсь".

 Вся психомышечная тренировка состоит из 12 формул:

1. Я расслабляюсь и  успокаиваюсь...

2. Мои руки расслабляются  и теплеют...

3. Мои руки полностью  расслабленные... теплые... неподвижные...

4. Мои ноги расслабляются  и теплеют...

5. Мои ноги полностью  расслабленные... теплые... неподвижные...

6. Мое туловище расслабляется  и теплеет...

7. Мое туловище полностью  расслабленное... теплое... неподвижное...

8. Моя шея полностью  расслабляется и теплеет...

9. Моя шея полностью  расслабленная... теплая... неподвижная...

10. Мое лицо расслабляется  и теплеет...

11. Мое лицо полностью  расслабленное... теплое... неподвижное...

12. Состояние приятного  (полного, глубокого) покоя...

В день рекомендуется заниматься 4–6 раз по 5–10 минут.

Упражнения  на релаксацию

Известно,  что  при  эмоциональном    напряжении,  когда  ребенок  сильно возбужден,  взволнован,  угнетен,  возникает  избыточное  напряжение  в  отдельных  группах  мышц.  Самостоятельно  дети  не  могут   избавиться    от  этого  напряжения,  начинают  нервничать,  что  приводит напряжению  новых  групп  мышц.  Для   того  чтобы  появилась  возможность  управлять  ими,    необходимо  научить детей  расслаблять  мышцы.  Эмоциональное  напряжение   ослабевает  или  исчезает  совсем  при  недостаточно  полном  расслаблении  мышц.  Детей  необходимо  учить  чувствовать  напряжение  мышц,  изменять  их  степень  напряжения  и  совсем  снимать  его, расслабляя  определенные  группы  мышц.

Упражнения  по  выработке  навыков  релаксации  у одаренных детей младшего  школьного возраста.  Упражнения  можно проводить на  любом уроке в течение   трех  -  пяти  минут   во  время отдыха.

Расслабление  мышц  плечевого  пояса

Роняем  руки

Дети  поднимают  руки  в  стороны  и  слегка  наклоняются  вперед.  По  предложению  ведущего  снимают  напряжение  в  плечах  и  дают  рукам  упасть  вниз.  Повиснув,  руки  слегка  пассивно  качаются. Пока  не  остановятся. Упражнение  повторяется. Руки  не  следует  раскачивать  после  их  падения  Можно  подсказать  детям  образ  -  руки  висят,  как  веревочки.

Трясем  кистями

  Исходное  положение  -  руки  согнуты  в  локтях,  кисти  пассивно  свисают. Быстрым  и  непрерывным  движением  предплечья  трясти  кистями,  как тряпочками.

Стряхиваем  воду  с  пальцев.

Исходное  положение  -  руки  согнуты  в  локтях  ладонью  вниз,   кисти  свисают.  Движением  предплечья  несколько  раз  сбрасываем  кисти  вниз.  Перед  упражнениями  полезно  детям  полезно крепко  сжать  кисти  в  кулак,  чтобы  яснее  чувствовалась  разница  в  напряженном и  расслабленном  состоянии  мышц.

Поднимаем  и  опускаем  плечи.

Дети  как  можно  выше  поднимают  плечи, затем  свободно  опускают  их,  в  нормальное  положение (сбрасывают  плечи  вниз)

Твердые  мягкие  руки.

Руки  подняты  в  стороны. Дети  до предела  выпрямляют  все  суставы  рук ( ослабляют  напряжение,  давая  плечам   опуститься)  и   напрягают  все  мышцы   -  от  плеча  до   концов  пальцев.  Затем,  не  ослабевая  рук,  ослабевают  напряжение,  давая  плечам  опуститься,  а  локти, кисти  и  пальцы  слегка  пассивно согнуть. Руки  как  бы  ложатся  на  мягкую  подушку.

Мельница.

Дети  описывают  руками  большие  круги,  делая  маховые  движения  вперед-вверх. После  энергичного  толчка  руки  и плечи  освобождаются  оп  всякого  напряжения, свободно  взлетают, описывают  круг  и  пассивно  падают.  Движения  выполняются  несколько  раз  подряд  в   довольно  быстром  темпе.  Следите,   чтобы  у  детей    в  плечах  не  возникло  зажимов,  при  которых  в  руках  нарушается  правильное  круговое  движение.

Расслабление   и   напряжение  мышц  корпуса

Роняем  руки.

Дети  поднимают  руки  в  стороны   и  освобождают  от  напряжения  мышцы  спины,  шеи  и  плеч.  Корпус,  голова  и  руки  падают  вперед,  колени  слегка  подгибаются.  Затем  дети  выпрямляются,  последовательно  разгибаясь  в  тазобедренном,  поясничном  и  плечевом  поясе,  и  принимают  исходное  положение.

Деревянные  и  тряпичные  куклы.

Движения  помогают  осознавать  напряженное и  ненапряженное  состояния  мышц  тела.  Изображая   деревянных  кукол,  дети  напрягают  мышцы  ног, корпуса,  слегка  отведенных  в  стороны  рук  и   делают  резкий  поворот  всего  тела,  сохраняя   неподвижными  шею,  руки,  плечи.  Ступни  крепко  и  неподвижно  стоят  на  полу.

Подражая  тряпичным  куклам,  они  снимают  излишнее  напряжение  в  плечах  и корпусе,  руки  висят  пассивно.  В  таком  положении  дети  быстрым,  коротким  толчком   поворачивают  тело  то  влево,  то  вправо.

При  этом  руки  взлетают  и  обвиваются  вокруг  пояса.

 При  выполнении  можно   использовать  стихи:

  День.                                           Дерево.

Пришел  денек,          Дерево кончается               

Сел  на  пенек.           Где-то  в облаках.

День  сидел.                Облака  качаются 

 День  глядел.             На  его  руках.

На  ель  залез,            Эти руки  сильные,

     Совсем  исчез.              Рвутся  в вышину,

                                    Держат  небо  синее,

                                    Звезды  и  луну.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми