Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Балашовский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный  университет имени Н. Г. Чернышевского»

 

Факультет социальной работы

Кафедра социальной педагогики

Особенности социально-педагогической  деятельности

с одаренными детьми.

 

Дипломная работа

 

                                                       Выполнила:

                                                        студентка 35К группы

                                                         заочной формы обучения

                                                         Рыжанкина Светлана Викторовна

                                                         Домашний адрес: Волгоградская обл.,             

                                                         г. Жирновск, ул. Советская, д. 10, кв. 6      

                                  Телефон: 8-927-512-67-74

 

 

                                                             Научный руководитель:

                                                              _________________________                  

 

 

Балашов 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3

Глава 1. Теоретические основы работы социального  педагога

  с одаренными детьми………………………………………………..…………8

1.1 Основные  проблемы и исследования в области одаренности……………..8

1.2 Определение понятия «одаренность»,  классификация одаренности….12

1.3 Методика работы социального  педагога в общеобразовательной

школе с одаренными детьми………………………………………………….19

Выводы  по первой главе……………………………………………………….33

Глава 2. Практическое исследование одаренности  школьников……………36

2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36

2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39

2.3Программа коррекционно-развивающей

  социально-педагогической деятельности  с одаренными детьми ……….…42

Выводы  по второй главе……………………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………...45

Список  литературы…………………………………………………………….47

Приложения…………………………………………………………………….50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Давно замечено, что талантливые  являются всюду и всегда, где и  когда существуют условия, благоприятные  для их развития.

                                       Г.В. Плеханов

 

 

В современном российском обществе возрастает потребность в людях  неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать  новые, перспективные цели. Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.

Главной задачей, таким образом, становится разработка программ, развивающих не столько одаренность, какие - то ее грани  или функции, отдельные диагностированные  способности или задатки, сколько  в целом личность одаренного ребенка - носителя этой одаренности.

Развивать надо не только специфическое  дарование. Необходимо учитывать всю  личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

В конце 80-х годов проблема одаренности  актуализировалась в нашей стране. С точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одаренности  подходит А. М Матюшкин. В концепции  Матюшкина четко выражен интегративный  подход к исследованию одаренности  обозначенной и заявленной в нашей  стране в лонгитюдных исследованиях Лейтеса. Важность такого направления отмечена В.Д. Шадриковым. Это направление интегрального толка состоит в том, чтобы понять природу одаренности как обычную предпосылку развития творческого человека.

Одаренные дети находятся в состоянии  большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных  детей не понимается окружающими  и нормальный для такого ребенка  процесс развития рассматривается  как аномальная неприспособленность  к жизни в обществе. У таких  детей возникают трудности в  нахождении близких по  духу друзей, появляются проблемы участия в играх  сверстников, которые им не интересны.

Личностные особенности одаренных  детей чаще всего оборачиваются  для них личностными трудностями, ведущими к дезадаптации.  В этом случае становится необходимой помощь специалистов: педагогов-психологов, социальных педагогов.

Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку права приобретать собственный познавательный опыт и права быть субъектом собственной деятельности.

      Для этого необходимы следующие действия:

      1. Сместить акцент с одаренности  ребенка на саму личность одаренного  ребенка. 
      2. Сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей. 

      3. Сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а внутри него и его одаренности.

Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности и степень  разработанности определили цель нашей  работы.

Цель  исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Предмет: методика работы социального педагога с одаренными детьми

в общеобразовательной школе.

Объект: личностные особенности одаренных младших школьников.

Гипотеза: одаренные дети могут иметь проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Задачи  исследования:

1.Проанализировать основные проблемы и исследования в области одаренности, дать определение понятия «одаренность», классификация одаренности.

2. Раскрыть методику работы социального педагога в общеобразовательной школе с одаренными детьми.

3. Провести исследование личностных  особенностей одаренных младших  школьников, интерпретировать полученные  данные.

4. Разработать программу коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие теории и концепции:

1) теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э.Г);

2) системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Петровский В.А., Платонов К).

3) Рабочая концепция одаренности  (Д. Б. Богоявленская, В. Д.  Щадриков).

Методы  исследования: теоретико-методологический анализ литературы,  анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности, беседа, математическая обработка данных.

Психодиагностические  методики: графическая методика «Кактус» с целью исследования эмоционально-личностной сферы, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика Дембо-Рубинштейн с целью определения уровня самооценки.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов по проблеме работы социального педагога с одаренными детьми в общеобразовательной школе.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы социальными педагогами в учреждениях образования.

Экспериментальная база: МОУ «СОШ № 4» г. Жирновска.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает 3 параграфа, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Положения, выносимые на защиту:

1) одаренные дети могут иметь  проблемы в эмоционально-личностной сфере;

2) программа коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы методики работы социального  педагога

 с одаренными  детьми

 

 

1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности

 

Проблема  одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии  и многих других наук, занимающихся изучением человека. В философии  данная проблема рассматривалась еще  в древние времена. Аристотель подчеркивает связь одаренности с интеллектуальной, познавательной деятельностью и  вводит свой термин – «созерцательная  деятельность разума». Проблема одаренности  также рассматривалась и в  эпоху просвещения такими философами, как Дж. Локк, Д. Дидро, К.А. Гельвецием. Основная идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении решающей роли воспитания и условий среды в формировании человека. Воспитательное воздействие они возводят в степень высшей силы, способной лепить из людей, что угодно. Телесные потребности и страсти, чувственный контакт с окружающим, по их мнению, являются главными двигателями умственного развития [10].

Анализом  одаренности в психологии занимались американцы Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор [7]. Понятие одаренности было сформулировано в середине 19 века английским психологом Френсисом Гальтоном. Одаренность – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый [6]. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно [4].

Одаренность – основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему  развивать свой талант на более высокие  уровни [9].

Проблемы  одаренности изучали отечественные  психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога» и др. [16, 33, 36].

Общая одаренность – это уровень  развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых  человек может достичь больших  успехов [3].

Б.М. Теплов определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [28].

Российские  психологи попытались обобщить современное  состояние знаний в области психологии одаренности и определили одаренность  как «системное, развивающееся в  течение жизни качество психики, которое определяет возможность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов  в одном или нескольких видах  деятельности по сравнению с другими  людьми». Одаренным предлагается считать  ребенка, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки  для таких достижений) в том  или ином виде деятельности» [9, c. 45].                                                            

В педагогике проблема одаренности была рассмотрена такими учеными, как Белова Е.С., Богоявленская Д.Б., Савенков А.И., Хуторской А.В. Одаренность определяется как значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности [5].

В научной литературе труды по одаренным  детям и их проблемы наиболее изучены  Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам.[4]

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми