Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:41, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических основ управления мотивацией персонала на предприятии (в организации) и разработка предложений по активизации мотивации персонала образовательного учреждения детский сад №28 общеразвивающего вида г. N.
Задачи исследования
1. Изучить общие характеристики понятий «мотив» и «мотивация».
2. Проанализировать содержательные и процессуальные теории мотивации.
3. Рассмотреть общую характеристику учреждения МДОУ Д/С №28 ОВ г. N.
Введение
Глава I. Теоретические основы управления мотивацией персонала на предприятии (в организации)
1.1. Общая характеристика понятий «мотив» и «мотивация»……5-9 стр.
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации…….10-13 стр.
Глава II. Оценка системы мотивации труда персонала
МДОУ Д/С №28 ОВ г. N
2.1. Общая характеристика учреждения дошкольного образования
МДОУ Д/С №28 ОВ г. N………………………..24-17 стр.
2.2. Анализ системы мотивации персонала МДОУ Д/С № 28
ОВ г. N……………………………………………17-23 стр.
Заключение……………………………………………………………24-25 стр.
Глоссарий……………………………………………………………...25-28 стр.
Список источников и литературы……………………………………29 стр.
Приложения……………………………………………………………30-34 стр.
Содержание:
Введение
Глава I. Теоретические основы управления мотивацией персонала на предприятии (в организации)
1.1. Общая характеристика понятий «мотив» и «мотивация»……5-9 стр.
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации…….10-13 стр.
Глава II. Оценка системы мотивации труда персонала
МДОУ Д/С №28 ОВ г. N
2.1. Общая характеристика учреждения дошкольного образования
МДОУ Д/С №28 ОВ г. N………………………..24-17 стр.
Эффективность деятельности предприятия непосредственно зависит от качества управления не только его финансами, но и непосредственно персоналом. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Система мотивации - является одной из ключевых функций управления персоналом. Реализация руководителем данной функции требует знания мотивов личности, умения их использовать. Грамотный учет закономерностей мотивации является залогом эффективной реализации этой функции и, следовательно, решающим фактором эффективности управленческой деятельности в целом.
Основной задачей управления является создание социально-психологической среды, максимально способствующей достижению общих целей организации. Решение этой задачи составляет одну из главных проблем рационального управления – проблему учета человеческого фактора.
Необходимо подчеркнуть, что процесс в области управления связан, прежде всего, с активизацией человеческого фактора, с созданием условий для проявления и максимальной реализации способностей членов организации.[1]
Активизация человеческого фактора возможна только путем понимания мотивации индивидуального и группового поведения и учетом их при выборе методов управления.
Выявление индивидуальных мотиваций является весьма важной, но недостаточной информацией, необходимой для выработки методов руководства и форм стимулирования высокопроизводительного труда. Каждая общественно-политическая система, со свойственными ей социально – экономическими отношениями, формирует определенные типы работников и управленцев, действующих в соответствии не только со своими потребностями, но и в первую очередь, со своими убеждениями[2].
Выбор методов и форм организации управления и методов воздействия на работников следует ориентировать на конкретно сложившуюся ситуацию в каждом подразделении организации и учитывать индивидуальные способности, потребности и устремления членов коллектива. Индивидуальный подход – это основа успеха, так как позволяет наладить доверительные отношения между руководителями и подчиненными, что является первым шагом к созданию нормального социально – психологического климата.
Работа по выявлению доминирующих потребностей и мотиваций деятельности сотрудников организации должна вестись постоянно, с тем, чтобы формы и методы работы с людьми вовремя корректировались в соответствии с изменяющейся ситуацией. Одним из эффективных методов решения этой проблемы является сотрудничество руководителя и подчиненных в установлении и согласовании целей деятельности и методов их достижения.
Объектом исследования данной работы является система мотивации персонала в организации.
Предметом исследования является система мотивации персонала младшего дошкольного образовательного учреждения детский сад №28 общеразвивающего вида г. N.
Целью данной работы является исследование теоретических основ управления мотивацией персонала на предприятии (в организации) и разработка предложений по активизации мотивации персонала образовательного учреждения детский сад №28 общеразвивающего вида г. N.
Задачи исследования
1. Изучить общие характеристики понятий «мотив» и «мотивация».
2. Проанализировать содержательные и процессуальные теории мотивации.
3. Рассмотреть общую характеристику учреждения МДОУ Д/С №28 ОВ г. N.
4. Провести анализ системы мотивации труда персонала МДОУ Д/С №28 ОВ г. N.
Глава I. Теоретические основы управления мотивацией персонала на предприятии (в организации).
1.1. Общая характеристика понятий «мотив» и мотивация».
Мотив – внутренний (в человеке) побудитель к труду, деятельности, работе. То есть мотивы – это внутренние побудители, в которых находят отражение, прежде всего психологические особенности данного, конкретного человека.
Впервые понятие «мотив» как ведущая «двигательная сила» получает объяснение в психоанализе австрийского врача и психиатра Зигмунда Фрейда (1856 – 1939), который анализировал скрытые процессы в психике человека.
Термин «мотивация» имеет два значения. С одной стороны, им обозначается мотивационная система одного (индивидуальная мотивационная система) и/ или нескольких работников (мотивационная система группы, коллектива). С другой стороны, с помощью данного термина обозначают процесс мотивации индивида (работника), группы, коллектива, имея в виду при этом формирование, закрепление и действие тех или иных мотивов (системы мотивов).
В теоретическом и практическом отношениях весьма важными являются два соотношения:
1) воздействие системы и процесса стимулирования на систему и процесс мотивации (прямое влияние);
2) влияние системы и процесса мотивации на систему и процесс стимулирования (обратное влияние).
Знакомство с историей научных исследований показывает, что проблемами мотивации занимались психологи, а проблемами стимулирования – управленцы (как теоретики, так и практики). Поэтому продолжительное время в научном мире проблемы мотивации находились в одном «отсеке», а стимулирования – в другом. Но на практике картина была иной – и те, и другие проблемы приходилось и приходится решать, считаясь с их взаимосвязью.
Люди никогда не трудятся «просто так», а, в конечном счете, для того, чтобы удовлетворить свои потребности (под потребностью понимается нужда в чем-либо, вызывающая у человека состояние дискомфорта).
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.), и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.
Однако наличие одних потребностей еще не достаточно, чтобы человек проявил свою активность. Помимо них активность деятельности людей обусловливают мотивы – осознанные или неосознанные внутренние порывы, побуждения к действиям, направленным на удовлетворение этих потребностей.
Так, интересная работа приносит человеку наслаждение, и он готов часто трудиться буквально даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы ее не делать.
Притязания – желаемый уровень удовлетворения потребностей;
- ожидания – оценка личностью вероятности наступления события, конкретизирующая притязания применительно к ситуации; предположения о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия;
- установки, представляющие собой готовность, предрасположенность человека к тем или иным стереотипным действиям в конкретной ситуации»
- стимулы – блага, с помощью которых человек может удовлетворить потребности (стимулы могут и не повлиять на поведение, если потребуют нереальных действий). Стимулы действуют не сами по себе, а через сознание человека и являются предметом манипуляции со стороны.
По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими.
Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние.
Руководитель должен помнить, что возможности экономических стимулов ограничены, поскольку принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Ему противостоят: стремление к благотворительности; субъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности денег; невозможность достижения с их помощью многих целей, ради которых, наоборот, часто жертвуют материальной выгодой; психологические факторы (например, неприятие риска); эффект насыщения потребностей (даже престижное потребление мотивирует лишь до определенных пределов).
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные.
Положительное влияние на мотивацию оказывает, например, информирование об успехах, планирование профессионального развития карьеры; регулярная оценка; продвижение по службе.
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его индивидуальную мотивационную структуру, обусловленную уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, ценностями и пр. такая структура достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например в процессе воспитания.
Исследования в области наук о поведении человека показали несостоятельность чисто «экономического» подхода. Руководители поняли, что мотивация, является результатом сложной системы потребностей, которые постоянно меняются. (Приложение 1).
Мотивация - это способ побуждения себя и других людей к целенаправленному действию для достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на человека и его внутреннее состояние, который увеличивает желание человека работать.
Метод «Кнута и пряника»
Метод «Кнута и пряника» является самой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии. За выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности - еду, в настоящее время - зарплату), за невыполненную – наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты). Этот метод малоэффективен в современных условиях, так как, во-первых, не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет терпеть морального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно устарел, он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях в Советское время.
Для успешного руководства людьми каждый руководитель должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят, к чему стремятся его подчиненные. Исходя из этого, он либо изменяет мотивационную структуру их поведения, развивая желательные мотивы и ослабляя нежелательные, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.
Необходимо отметить, что между применением стимулов и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи, ибо здесь вмешивается много случайных и субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц.
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
Содержательные теории включают:
● Теорию иерархии потребностей (теория Маслоу).
● Теорию потребностей высших уровней (теория Мак Клелланда).
● Двухфакторная теория (теория Гериберга).
Упрощенная модель мотивации поведения через потребности
(Приложение №2).
Психологи определили, что потребности служат мотивом к действию, они побуждают в человеке состояние устремленности. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Она является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель осознается, как средство удовлетворения потребности. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциирует с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.[3]
Сущность теории иерархии потребностей.
По этой теории все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. (Приложение 3).
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе, сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Социальные потребности – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.