Мотивация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:36, реферат

Описание работы

Мотивация сотрудников является одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя организаций. Что движет людьми, пришедшими на работу? Какие цели - личные и профессиональные - они преследуют? Чем можно их заинтересовать и тем самым повысить их производительность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Мотивация персонала………………………………………………………………3
Роль и значение мотивации………………………………………………...4
Основы и методы стимулирования………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Мотивация персонала.docx

— 60.87 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

Дисциплина: Организация работы персонала. 

Реферат на тему. Мотивация персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Выполнил: ст. гр. 2712.1 сок

                                                                                 3 курс           Баринов А.В. 
 

                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

                                                                      2011 
 

Содержание. 
 

  1. Введение…………………………………………………………………………..….3
  2. Мотивация персонала………………………………………………………………3
    1. Роль и значение мотивации………………………………………………...4
    2. Основы и методы стимулирования………………………………………..8
  3. Заключение…………………………………………………………………………12
  4. Список литературы……………………………………………………………….13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.

         Считается, что в основе поведения человека всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. В психологии мотив - это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Это определение мотива отличается от обыденного представления, согласно которому мотив аналогичен причинам, объясняющим, почему человек поступил так, а не иначе, и, как правило, скрытым, а не лежащим на поверхности.

        Мотивация сотрудников является одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя организаций. Что движет людьми, пришедшими на работу? Какие цели - личные и профессиональные - они преследуют? Чем можно их заинтересовать и тем самым повысить их производительность. К сожалению, в некоторых организациях у руководителей нет желания стимулировать интерес персонала к работе, считая, что его получают итак слишком много.  Как убедить руководителей отнестись к этому вопросу более серьезно? Именно этот вопрос я постараюсь рассмотреть. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                  2. Мотивация персонала.

    2.1. Роль и значение мотивации. 

           Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является  возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:

    • создание философии управления персоналом.

    • создание совершенных служб управления персоналом.

    •  применение новых технологий в управлении персоналом.

    •  создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.

        Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того, чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.

        В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование . Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

        Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения .

       В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

    Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его  объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.

       Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.

       Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).

       Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

       Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена  на рис. 1. 

     

    Рис. 1. Схема  протекания мотивационного процесса 

       Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс может быть значительно более сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.

       Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

    В настоящее  время организация эффективной  системы стимулирования персонала  является одной из наиболее сложных  практических проблем  менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала  являются : 

    • Высокая текучесть кадров

    • Высокая конфликтность

    • Низкий уровень исполнительской дисциплины

    • Некачественный труд (брак)

    • Нерациональность мотивов поведения исполнителей

    • Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения

    • Халатное отношение к труду

    • Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников

    • Проблемы “общественного сотрудничества” в деятельности фирмы

    • Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных

    • Низкий уровень межличностных коммуникаций

    • Сбои в производственном процессе

    • Проблемы при создании согласованной команды

    • Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников

    • Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником

    • Низкая эффективность методов нормативного описания труда

    • Неудовлетворенность работой сотрудников

    • Низкий профессиональный уровень персонала

    • Безынициативность сотрудников

    • Деятельность руководства негативно оценивается персоналом

    • Неудовлетворительный морально психологический климат

    • Недостаточное оснащение рабочих мест

    • Организационная неразбериха

    • Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва

    • Неразвитость соцкультбыта предприятия

    • Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию

    • Не налаженность системы стимулирования труда

    • Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником

    • Низкий моральный дух в коллективе

    • Проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту и многие другие.

       Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования. 

    1. Основы  и методы стимулирования персонала
 

       Методы стимулирования персонала  могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности  системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. 

    Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных . Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления . В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

    •  Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения  экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также   экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной  системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное  количество  и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

    •  Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях.  Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по  должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают  организационное планирование, организационное нормирование,  инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация  играет весьма существенную  роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на  государственном  уровне, но и четкое определение прав и обязанностей  руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства  обязательно для  подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия,  а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить  эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.

    •  Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности  сотрудников. С помощью этих методов  воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные  и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов  включает  в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов  в менеджменте в торговле рассматривается  в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)".

Информация о работе Мотивация персонала