Мотивация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Содержание

Введение .
I. Мотивация и стимулирование труда .
Характеристика потребностей человека .
Сущность мотивации .
Теории мотивации .
1.3.1. Теории содержания мотивации .
1.3.2. Процессуальные теории мотивации .
1.4. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы .
1.5. Сущность стимулирования труда .
1.5.1. Экономические методы стимулирования и мотивации .
1.5.2. Моральное стимулирование труда .
II. Решение проблемы, связанной с высвобождением работающих на предприятии ОАО «Теплоконтроль» .
Заключение .
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     Содержание

 

Введение                                                                                                                             .

I. Мотивация и стимулирование труда                                                                           .

    1. Характеристика потребностей человека                                                            .
    2. Сущность мотивации                                                                                           .
    3. Теории мотивации                                                                                                .

    1.3.1. Теории  содержания мотивации                                                               .

    1.3.2. Процессуальные  теории мотивации                                                       .

   1.4.    Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы                              .

   1.5.    Сущность стимулирования труда                                                                      .

             1.5.1. Экономические методы стимулирования и мотивации                        .

             1.5.2. Моральное стимулирование труда                                                          .

II. Решение проблемы, связанной с высвобождением работающих на предприятии ОАО «Теплоконтроль»                                                                                                    .

Заключение                                                                                                                       .

Список используемой литературы                                                                                   .

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Среди комплекса проблем менеджмента  особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

     Управление  персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

     Незаметный  для неопытного глаза процесс  потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие  ощутимые результаты, как текучесть  кадров; руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

     Чтобы не допустить потерю потенциальных  прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их.

     В общем случае мотивация – понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие "мотивация" входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. С помощью мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек.

     Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих  подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным обязанностям его можно уволить. Значит, стимулы у него есть.

     Практически каждый имеет собственную точку  зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.

     Каждый  человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике. 
 
 
 

       I. Мотивация и стимулирование труда 

       При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

     1.1. Характеристика потребностей человека

     Необходимость удовлетворения нужд или потребностей человека является важнейшей позицией в рыночных отношениях. Под нуждой принято понимать чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо: товара услуги, блага. Нужды человека многообразны и сложны. К ним следует отнести основные физиологические нужды человека в пище, одежде, тепле и безопасности, а также социальные нужды в духовной близости, влиянии и привлекательности и кроме того, личные нужды в знаниях, самовыражении и др. Как правило, нужда переходит в потребность людей.

     Потребность человека характеризует его конкретную нужду, принявшею специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребностям и желаниям человека нет числа, виды их очень разнообразны, но возможности их удовлетворения обычно ограничены. Все потребности человека по основным своим признакам можно подразделить на абсолютные и относительные, высшие и низшие, положительные и отрицательные, прямые и косвенные, общие и особенные, постоянные и временные, обычные и чрезвычайные, беспрерывные и прерывные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные, частные и государственные и т.д. Конкретные потребности людей выражаются в тех или иных объектах, позволяющих удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества и человека.

     Матрица потребностей содержит обобщенные данные о признаках, раскрывающих человеческие потребности с различных точек зрения, с позиций различных взглядов и концепций. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                      Таблица 1.

     Матрица потребностей

  Признак потребности Характеристика  признака
1. Место в иерархии потребностей
    1. Первичные (низшие)
      1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности)
      2. Безопасность, защищенность
    2. Высшие
      1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признания)
      2. Духовные потребности
      3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей
2. Что влияет на потребность 2.1. Национальность

2.2. История

2.3. География

2.4. Природа

2.5. Пол

2.6. Возраст

2.7. Социальное  положение

3. Историческое  место потребности 3.1. Прошлые

3.2. Настоящие

3.3. Будущие

4. Уровень удовлетворения потребностей 4.1. Полностью  удовлетворенные

4.2. Частично  удовлетворенные

4.3. Неудовлетворенные

5. Степень сопряженности  потребности 5.1. Слабо сопряженные с другими потребностями

5.2. Сопряженные

5.3. Сильно сопряженные

6. Масштаб распространения 6.1. Географический: всеобщий, региональный

6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы и т.п.

7. Частота удовлетворения 7.1. Единично  удовлетворяемые

7.2. Периодически  удовлетворяемые

7.3. Непрерывно  удовлетворяемые

8. Природа возникновения 8.1. Основные

8.2. Вторичные 

8.3. Косвенные

9. Применяемость потребности 9.1. В одной  области

9.2. В нескольких  областях

9.3. Во всех  областях

10. Комплектность удовлетворения 10.1. Удовлетворяется  одним предметом, явлением

10.2. Удовлетворяется  несколькими предметами

10.3. Удовлетворяется  взаимозаменяемыми предметами, явлениями

11. Отношение общества 11.1. Отрицательное

11.2. Нейтральное

11.3. Положительное

12. Степень эластичности от дохода и возраста 12.1. Слабоэластичные  (физиологические потребности)

12.2. Эластичные (высшие потребности)

12.3.Высокоэластичные 

13. Способ удовлетворения 13.1. Индивидуальный

13.2. Групповой

13.3. Общественный

 

     Система человеческих потребностей является основой  совершенствования организации  и управления трудом в современном  производстве. Потребности людей определяют производственное поведение участников процесса труда. Современная экономическая теория позволяет классифицировать человеческие потребности как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Вторичные потребности по природе своей психологические. Первичные потребности обычно заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

     Потребности невозможно непосредственно наблюдать  или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и сконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением (закон результата).

     Существует  взаимосвязь между этапами карьеры работника и его потребностями.

                                                                                                                       Таблица 2

     Этапы карьеры и потребности

№ п/п Этапы карьеры Возраст Потребности достижения цели Моральные потребности Физиологические и материальные потребности
1. Предварительный До 25 лет Учеба, испытания  на разных работах Начало самоутверждения Безопасность  существования
2. Становление До 30 лет Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя Самоутверждение, начало достижения независимости Безопасность  существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда
3. Продвижения До 45 лет Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации 
Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения Здоровье, высокий  уровень оплаты труда
4. Сохранения До 60 лет Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи Стабилизация  независимости, рост самовыражения, начало уважения Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода
5. Завершения После 60 лет Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии Стабилизация  самоуважения, рост уважения Сохранение  уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода
6. Пенсионный После 65 лет Занятие новым  видом деятельности Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация  уважения Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье

Информация о работе Мотивация персонала