Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современного подрастающего поколения, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, отражающих тенденции развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, маргинализации населения, роста правонарушений несовершеннолетних, разрушения традиционных нравственных ориентиров, снижения уровня доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Лишенные возможностей для полноценного проведения досуга дети часто попадают под воздействие криминогенных факторов и оказываются в группе социального риска.
В логике нашего исследования
особое значение приобретает социально-
В современных социально-
Проанализировав детскую досуговую деятельность как социально-педагогическое явление, мы выделили ее основные функции, а именно: воспитательная, рекреационная, диагностическая, педагогической поддержки, формирования социальной активности и самодеятельности, коммуникативная, креативная, гедонистическая.
Формирование социально положительных черт личности в сфере досуга оптимально может осуществляться под руководством социального педагога общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования, психолого-педагогического центра, который способен полноценно использовать социализирующий потенциал досуговой деятельности.
Социальный педагог – это специалист, способствующий интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Назначением его профессиональной деятельности является повышение эффективности процесса социализации, социального воспитания и развития детей и подростков. Вопросам конкретизации социально-педагогической деятельности в различных социокультурных условиях посвящены работы В.Г. Бочаровой, Г.И. Гайсиной, М.А. Галагузовой, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой, Ю.И. Юричка и др.
Для подтверждения первого условия гипотезы исследования существенное значение приобретает раскрытие содержания профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности, так как этот аспект в педагогической теории и практике практически не представлен. Под организацией детской досуговой деятельности нами понимается целенаправленный, воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и подростков и планомерный перевод ее на более высокий уровень развития. Сущностью профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности является содействие успешной социализации детей и подростков путем приобщения их к социально одобряемым видам досуговых занятий, обеспечивающих профилактику негативных социальных явлений и способствующих повышению уровня досуговой деятельности.
Деятельность социального
Опираясь на структуру педагогической деятельности, мы выделяем целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты социально-педагогической деятельности по организации детского досуга. Целью профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности является содействие гармоничному развитию личности ребенка в условиях социально одобряемого досуга, а содержанием – приобщение к культуре досуга; профилактика негативных явлений в детско-подростковой среде; создание благоприятной оздоравливающей атмосферы; создание условий для формирования субъектной позиции в досуговой деятельности; развитие коммуникативных качеств; актуализация эмоционально-ценностного отношения к социуму. Основными способами достижения поставленной цели служат: включение детей в разнообразные виды творческой деятельности; приобщение к социально одобряемым видам досуговых занятий; вооружение информацией о культурных достижениях в области свободного времяпрепровождения; повышение уровня досуговой деятельности ребенка. Технологический компонент профессиональной деятельности социального педагога включает: технологии групповой деятельности, коллективно-творческих дел и проектной деятельности; методы игры и игрового тренинга, социального проектирования, театрализации, соревнования, импровизации, воспитывающих ситуаций, актерского тренинга; методики организации игровых программ и театрализованных представлений. Организацию досуговой деятельности социальный педагог осуществляет на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.
Систематизировав и
обобщив функции социального
педагога и досуговой деятельности,
мы выделяем следующие его функции по организации детской досуговой
деятельности: воспитательная, диагностическая,
организационно-
Сложившаяся социокультурная ситуация, настоятельная общественная потребность более эффективно использовать воспитательный потенциал досуговой деятельности позволяет говорить о необходимости усиления внимания к подготовке специалистов указанного профиля в рамках высшего педагогического образования. В логике наших рассуждений особое значение приобретает проблема профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности. Ученые отмечают, что существенной предпосылкой эффективности выполнения деятельности является наличие у личности готовности к ее осуществлению (М.И. Дьяченко, П.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др.). В обобщенном виде профессиональная готовность к любому виду деятельности представлена как динамично развивающееся качество личности – субъекта профессиональной деятельности, характеризующееся наличием системы мотивов и ценностей, отражающих положительное отношение к деятельности и ее цели, профессиональных знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. В последнее время основной тенденцией изучения готовности к профессиональной деятельности является рассмотрение ее как интегративного профессионально значимого качества личности, как психологического новообразования в состав которого входят различные компоненты в зависимости от определенного вида готовности. На основе теоретических представлений о профессиональной готовности, сущности детской досуговой деятельности, специфике ее организации социальным педагогом, а также анализа результатов собственной практической деятельности и опытной работы мы рассматриваем готовность будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности как устойчивую интегративную характеристику его личности, проявляющуюся в единстве и взаимосвязи мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент является одним из центральных в структуре профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности, так как только адекватная целям педагогически организованного досуга мотивация обеспечивает наиболее полное осуществление профессиональной деятельности и самораскрытие личности педагога. Данный компонент профессиональной готовности является тем стержнем, вокруг которого конструируются основные свойства и качества личности социального педагога как организатора детской досуговой деятельности. Мотивационно-ценностный компонент выполняет регулятивную функцию в процессе подготовки будущего социального педагога к данному виду профессиональной деятельности. Мотивы деятельности, побуждения социального педагога как организатора досуговой деятельности детей представляют собой сложное полимотивированное психологическое явление, которое обусловлено ценностными ориентациями: гуманизм; безусловное и безоценочное принятие ребенка как самоценной личности; признание социальной значимости досуговой деятельности; осознание ответственности за предложенные виды досуговой деятельности; стремление к актуализации субъектной позиции воспитанника. Помимо этого в содержание данного компонента исследуемого вида профессиональной готовности будущего социального педагога мы относим осознание общественной полезности и значимости своего труда в развитии общей культуры личности воспитанников, создание условий для их полноценной активности в сфере свободного времени; состояние творческой удовлетворенности, радость успеха и признания окружающих; личностные особенности и профессиональные способности.
Основу когнитивного компонента составляет теоретическая подготовленность социального педагога, которая является фундаментом его практической деятельности. Действие когнитивного компонента направлено на обогащение будущих социальных педагогов психолого-педагогическими знаниями о социальной природе досуга, основных особенностях и принципах организации досуговой деятельности, возможностях различных методов и технологий в данной сфере. Когнитивный компонент профессиональной готовности к исследуемому виду деятельности представляет собой результат познавательной деятельности, направленной на освоение сущности и специфики организации детской досуговой деятельности.
Структуру деятельностного компонента составляют умения педагога, организующего досуговую деятельность детей и подростков (информационные; проектировочные; организаторские; коммуникативные; морально-волевой организации; рефлексивные; прикладные; владение педагогической техникой). Мы отмечаем необходимость накопления опыта профессиональной работы по организации досуговой деятельности детей, который определяется наличием сформированных на требуемом уровне умений: установить контакт с воспитанником, создать для него ситуацию успеха в процессе досуговой деятельности; организовать и сплотить детский коллектив; регулировать и корректировать межличностные отношения в группах; организовывать и проводить различные формы досуговых занятий; моделировать досуговую деятельность воспитанников как художественно-творческий процесс; использовать приемы игры, театрализации, импровизации; пользоваться в практической деятельности своими личностными качествами и художественно-творческими способностями.
Одним из важных структурных элементов профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности является креативный компонент, который мы рассматриваем как смыслообразующее звено исследуемого нами феномена, неразрывно связанное с мотивацией специалиста. Содержание данного компонента представлено наличием багажа культурно-эстетических и профессионально-педагогических знаний и его творческим использованием в процессе организации детской досуговой деятельности; применением творческих способностей; владении педагогическим артистизмом; импровизационными навыками; включением в профессиональную деятельность элементов творчества; владением актерской техникой; выполнением профессиональных функций в изменившихся условиях. Креативный компонент является важнейшим фактором и условием осуществления рассматриваемого нами вида деятельности и занимает центральное место в структуре готовности социального педагога к ней. Креативность, как элемент психической структуры личности социального педагога, сообщает движение всему комплексу взаимосвязанных компонентов готовности к профессиональной деятельности по организации детского досуга.
В результате компонентного анализа исследуемого нами феномена мы определили, что профессиональная готовность социального педагога к организации досуговой деятельности детей – устойчивая интегративная характеристика его личности, проявляющаяся в осознании гуманистической ценности досуговой деятельности, положительном эмоционально-ценностном отношении к ребенку, владении знаниями и умениями организации детской досуговой деятельности, наличии креативных качеств и обеспечивающая решение профессиональных задач в области детского досуга.
Важным аспектом исследования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности является измерение и оценка состояния изучаемого предмета. Проведенное исследование позволило нам сформулировать критерии и соответствующие им показатели, которые дополняют и систематизируют характеристику исследуемого вида готовности. Критерий мотивационно-ценностного компонента – глубина осознания гуманистической ценности досуговой деятельности проявляется через совокупность таких показателей, как потребность в непосредственном общении с детьми в досуговой сфере; желание заполнить досуг детей педагогически целесообразными видами занятий; стремление к раскрытию личностного потенциала ребенка. Критерий когнитивного компонента – уровень знаний в области педагогики досуга предполагает наличие знаний о сущности воспитательного процесса в досуговой сфере; знание основ организации детской досуговой деятельности; знание особенностей организации досуговой деятельности детей разного возраста. Критерий деятельностного компонента – уровень владения методикой организации досуговой деятельности детей проявляется в умении отбирать и применять методы и приемы организации досуговой деятельности, актуализирующие субъектную позицию воспитанников; владении игротехникой; умении анализировать и оценивать собственный практический опыт организации досуговой деятельности и стремлении к профессиональной самореализации в авторских работах. Критерий креативного компонента – степень включения в практическую деятельность элементов творчества проявляется через следующие показатели: творческое воображение, генерирование новых идей; использование элементов актерской техники, способность к импровизации; выполнение профессиональных функций в изменившихся условиях. В соответствии с обозначенными критериями и показателями выделены четыре основных уровня профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности – адаптивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий и творческий.