Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:01, контрольная работа
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Введение.
1. Характеристика игры.
2. Формы организации игры.
3. Условия организации игры.
4. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства.
5. Особенности планирования игры в разных возрастных группах.
Заключение
Литература
Приложение
План.
Введение.
Заключение
Литература
Приложение
Введение.
В
дошкольном возрасте игра имеет важнейшее
значение в жизни маленького ребенка.
Потребность в игре у детей
сохраняется и занимает значительное
место и впервые годы их обучения
в школе. В играх нет реальной
обусловленности
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В
игре ребенок приобретает новые
знания, умения, навыки. Игры, способствующие
развитию восприятия, внимания, памяти,
мышления, развитию творческих способностей,
направлены на умственное развитие дошкольника
в целом.
Игра– древнейшие средства передачи опыта от поколения к поколению. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей.
Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.1
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.
Характерная
черта игры состоит в том, что
она позволяет ребенку
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.2
Суть игры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия.
Таким образом, детские игры – это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.
Организация игр педагогом осуществляется в трёх основных формах: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению игры входят:
Проведение игр включает:
Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Успешное руководство играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п.Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Развитие интереса к играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в игре.
Для детей раннего возраста игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть ,слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
Следует
учитывать, что в игре необходимо правильное
сочетание наглядности, слова воспитателя
и действий самих детей с игрушками, игровыми
пособиями, предметами и т.д.
3. Условия организации игры.
Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры. Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве играми:
1)
развитие игры как
2)
использование игры в целях
воспитания детского
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.
Чем
организованнее игра, тем выше ее воспитательное
воздействие. Признаками хорошей игры
являются: умение играть сосредоточенно,
целенаправленно, учитывать интересы
и желания своих товарищей, дружески
разрешать возникающие
Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.
Немаловажным
для развития сюжетно-ролевой игры
является педагогически целесообразный
подбор игрушек и игровых материалов,
что создает «материальную
Подбор
игрушек должен осуществляться в
соответствии с основной тематикой
детских игр в данной возрастной
группе, с учетом ближайшей перспективы
их развития. Для детей младшего
дошкольного возраста нужна игрушка,
позволяющая развернуть игры в семью,
детский сад и т. д. В группах
детей среднего и старшего возраста
подбор игрушек должен обеспечить развитие
игр на трудовые темы и игр, отражающих
общественные события и явления.
При подборе игрушек
Воспитатель, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка — в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна.