Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современного подрастающего поколения, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, отражающих тенденции развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, маргинализации населения, роста правонарушений несовершеннолетних, разрушения традиционных нравственных ориентиров, снижения уровня доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Лишенные возможностей для полноценного проведения досуга дети часто попадают под воздействие криминогенных факторов и оказываются в группе социального риска.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.08 – теория и
методика профессионального
Уфа 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский
Защита состоится «26» мая 2010 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы по адресу: 450000, г.Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а.
С диссертацией можно
ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО
«Башкирский государственный
Автореферат диссертации размещен на официальном сайте Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы htpp://www.bspu.ru
Автореферат разослан « » 2010г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук,
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современного подрастающего поколения, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, отражающих тенденции развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, маргинализации населения, роста правонарушений несовершеннолетних, разрушения традиционных нравственных ориентиров, снижения уровня доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Лишенные возможностей для полноценного проведения досуга дети часто попадают под воздействие криминогенных факторов и оказываются в группе социального риска. Телевидение и новая «виртуальная реальность» вытесняют живое общение, становясь значимой формой проведения детьми досуга. Для современных подростков снижается значимость такой ценности, как активный досуг, они предпочитают пассивные либо экстремальные, агрессивные по отношению к внешнему миру формы досуговой деятельности.
Одним из вариантов педагогической
помощи детям и подросткам в этих
сложных обстоятельствах
Досуговая деятельность, являясь своеобразным средством социального воспитания в сфере свободного времени, обуславливает потребность в подготовке специалистов определенного рода. Такими специалистами являются организатор детской культурно-досуговой деятельности, педагог-организатор и социальный педагог. Основная функция данных специалистов – развитие и возвышение духовных интересов и потребностей детей посредством грамотной организации их содержательного досуга с учетом специфики различных факторов социализации. В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация, в частности, в вопросах стимулирования и организации различных форм досуговой деятельности воспитанников, что в свою очередь является эффективным средством профилактики различных негативных явлений в детско-подростковой среде.
В настоящее время сложились определенные теоретические предпосылки для исследования проблемы профессиональной подготовки социального педагога к организации досуговой деятельности детей. Как феномен социальной действительности досуг исследован в работах И.В. Бестужева-Лады, Г.Е.Зборовского, Б.Г. Мосалева, Г.П. Орлова, В.Д. Патрушева, В.В. Попова и др. Процесс социализации личности в условиях свободного времени проанализирован в работах М.Г. Бушканца, Г.А. Евтеевой, Н.Ф. Масловой, А.В.Мудрика, О.С. Романовой, Б.А. Титова и др. С позиций педагогической науки и практики в решении исследуемой проблемы имеют значение труды А.С.Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, акцентировавших внимание на социализирующем потенциале досуговой деятельности.
В монографических трудах и научных
публикациях достаточно широко освещена
проблема культуры свободного времени,
вопросы организации культурно-
Вопросам профессиональной подготовки педагогов к организации досуга детей посвящены исследования О.Р. Голованова, Л.А. Затуливетер, М.Б.Зацепиной, И.Ю. Исаевой, О.В. Мишутиной, С.В. Сальцевой, А.А. Ярцева. Особенности профессиональной подготовки социального педагога в системе высшего образования исследованы В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, В.Ш.Масленниковой, Ф.А. Мустаевой, Е.Н. Сорочинской и др. Подготовка социальных педагогов к досуговому взаимодействию с детьми и молодежью освещена в трудах Т.С. Бибарцевой, О.В. Богатыревой, Р.А. Литвак, В.С.Русановой, И.Б. Шульга.
В научных исследованиях широко представлены основы обучения культурно-досуговой деятельности работников культуры и искусства, однако система профессиональной подготовки данных специалистов не может быть целиком заимствована для подготовки педагогических кадров, так как она не учитывает сущностные характеристики и специфику воспитательной работы с детьми, а также особенности образовательного процесса в педагогическом вузе.
Анализ научно-педагогической литературы и реальной практики профессиональной подготовки социально-педагогических кадров позволил сделать вывод о том, что вопросам подготовки будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности не уделяется достаточного внимания, что значительно снижает степень влияния социально-педагогических механизмов успешной социализации детей и подростков. Таким образом, актуальность проблемы формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности обусловлена противоречиями между:
– потребностью общества в специалистах педагогического профиля, способных продуктивно организовать детскую досуговую деятельность, и невозможностью в полной мере удовлетворить данную потребность из-за недостаточного уровня профессиональной готовности педагогов к данному виду деятельности;
– потребностью педагогической практики в теоретическом обосновании процесса формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
– необходимостью специальной подготовки социальных педагогов к работе по организации досуговой деятельности, определяемой особенностями развития и социализации различных категорий детей, и неразработанностью методического обеспечения подготовки социально-педагогических кадров к данному виду деятельности.
Данные противоречия определяют проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности? Решение данной проблемы является целью настоящего исследования. Актуальность исследования проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современной педагогической теории и практике послужили основанием для выбора темы исследования «Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности».
Объект исследования – процесс формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия формирования профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации досуговой деятельности детей будет эффективным при соблюдении совокупности следующих условий:
– определение содержания профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности;
– учет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности в содержании предметной подготовки;
– организация образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовности;
– содействие накоплению
студентами опыта решения профессионально-
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили ведущие идеи системного (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.И. Юдин и др.); личностно-деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С.Каган, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Г.П. Щедровицкий и др.); индивидуально-творческого (Ю.П. Азаров, В.И. Андреев, О.С. Гребенюк, А.Маслоу, К. Роджерс, В.Г. Рындак, Е.Н. Шиянов и др.) подходов.
Теоретическую базу исследования составили:
– ведущие положения социологии досуга (Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов, J. Dumazedier и др.);
– теоретические положения о творческой сущности личности и ее развитии в деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, В.А. Петровский, А.З. Рахимов, С.Л. Рубинштейн и др.);
– теории социализации личности и основные положения социально-педагогического подхода в образовании (В.Г. Бочарова, Г.И. Гайсина, М.А.Галагузова, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева и др.);
– теории культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, В.В.Попов, Ф.Х. Попова, Е.А. Сергеев, В.Я. Суртаев, В.М. Чижиков и др.);
– концептуальные идеи социальной ценности досуговой деятельности, раскрывающие ее позитивное влияние на социализацию детей и молодежи (Ю.П. Азаров, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.);
– основные положения теории профессионального образования (Р.М.Асадуллин, В.Я. Батышев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Э.Ш. Хамитов и др.);
– теоретические основы режиссерской деятельности в культурно-досуговых мероприятиях (В.П. Марков, И.Б. Шубина и др.);
– ведущие положения теории социально-педагогической деятельности (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, М.В. Шакурова, Ю.И.Юричка и др.);
– исследования по проблемам организации детского досуга и подготовки специалистов к данному виду деятельности (Е.В. Бондарева, О.В. Мишутина, В.С. Русанова, С.В. Сальцева, Ю.А. Стрельцов, И.И. Шульга, Н.Н. Ярошенко, А.А. Ярцев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений в исследовании использовался следующий комплекс методов: монографические (анализ философской, психологической, социологической, педагогической и социально-педагогической литературы); теоретические (анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; обобщение; моделирование); диагностические (анкетирование; тестирование; самооценка; экспертная оценка; ранжирование; беседа; обобщение независимых характеристик); эмпирические (прямое, косвенное, включенное педагогическое наблюдение); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); педагогический эксперимент; статистическая и математическая обработка экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». Исследованием было охвачено 296 студентов социально-гуманитарного факультета специальности 031300 «Социальная педагогика», 150 социальных педагогов образовательных учреждений г. Уфы и районов Республики Башкортостан (РБ).