Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современного подрастающего поколения, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, отражающих тенденции развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, маргинализации населения, роста правонарушений несовершеннолетних, разрушения традиционных нравственных ориентиров, снижения уровня доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Лишенные возможностей для полноценного проведения досуга дети часто попадают под воздействие криминогенных факторов и оказываются в группе социального риска.
Адаптивный уровень профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности характеризуется низкой степенью сформированности большинства показателей: отсутствием потребности в непосредственном общении с ребенком в досуговой сфере; низким уровнем владения специальными знаниями; отсутствием выраженных умений организации детской досуговой деятельности.
Репродуктивный уровень готовности характеризуется признанием досуговой деятельности как одной из важных сфер социализации ребенка; отличается ситуативным желанием организации досуговой деятельности. Психолого-педагогические и специальные знания не систематизированы, практические умения направлены на применение традиционных форм и методов организации досуговой деятельности.
Репродуктивно-творческий уровень указывает на достаточно хорошее владение знаниями и умениями организации досуговой деятельности; наблюдается желание непосредственного общения с ребенком в досуговой сфере; отмечается владение навыками импровизации.
Для творческого уровня характерна сформированность всех компонентов профессиональной готовности, кроме того умения организации детской досуговой деятельности периодически подкрепляются в собственной практической работе с детьми в сфере досуга за пределами образовательного учреждения; творческая активность находит выражение в авторских проектах как в процессе подготовки, так и во время непосредственной их реализации.
Во второй главе диссертации «Опытно-
В организационном плане опытно-
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». Исследованием было охвачено 296 студентов социально-гуманитарного факультета специальности 031300 «Социальная педагогика», 150 социальных педагогов образовательных учреждений г. Уфы и районов РБ.
С целью определения начального уровня сформированности профессиональной готовности студентов к организации детской досуговой деятельности в образовательном процессе педагогического вуза был проведен констатирующий эксперимент. В результате анкетирования, проведенного среди социальных педагогов образовательных учреждений, мы выяснили, что только 43 человека из 150 опрошенных рассматривают работу по организации досуга как значимую область профессиональной деятельности. Вместе с тем, из них 24 испытывают трудности в работе из-за недостатка специальных знаний, умений и навыков в данной области.
Итоги анкетирования 296 студентов специальности «Социальная педагогика» показали, что они не имеют четкого представления о сущности досуговой деятельности и специфике ее организации. 93,9% опрошенных отождествляют понятия «досуг», «досуговая деятельность» и «свободное время»; 67,9% считают досуговой деятельностью развлечение или отдых.
Для более глубокого качественного и количественного анализа исследуемой характеристики на основе выделенных нами критериев и показателей мы сформировали две группы студентов по 45 человек: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ).
Для анализа уровня исследуемого вида профессиональной готовности и степени сформированности ее основных компонентов нами использовались следующие диагностические методы: мотивационно-ценностный компонент (анкетирование, ранжирование, наблюдение, экспертная оценка); когнитивный компонент – дидактический тест, анализ документации (отчеты по педагогической практике, отзывы специалистов), устный спринт-опрос; деятельностный компонент – метод анализа педагогических ситуаций, анализ продуктов деятельности студентов, анализ документации (отчеты по педагогической практике, отзывы специалистов), экспертная оценка (отзывы групповых руководителей педагогической практики); креативный компонент (опросники креативности, наблюдение за выполнением творческих заданий студентами, экспертная оценка). Исходный уровень профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности составил: адаптивный уровень – 35 (77,8%) ЭГ и 30 (66,7%) КГ; репродуктивный 10 (22,2%) ЭГ и 15 (33,3%) КГ.
Второй этап опытно-экспериментальной работы был направлен на совершенствование содержания и методики преподавания курса специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», который изучается в течение двух лет. Мы использовали образовательный потенциал аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы студентов (СРС). В ходе аудиторных занятий студенты изучали основополагающие вопросы организации детской досуговой деятельности, направленные на усвоение теоретических и методических знаний и развитие соответствующих умений. Углубление же в специфику отдельных вопросов, связанных с подготовкой и проведением различных форм досуговой деятельности проходило во внеаудиторной работе. Проведение факультативных занятий, конкурсов, проблемных обсуждений, встреч со специалистами-практиками, участие в совместной проектной деятельности позволило учитывать не только направленность специальности, но и интересы, увлечения самих студентов.
Проверка второго условия – учет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности (интереса; единства познания и рекреации; совместности деятельности) – проходила посредством моделирования содержания дисциплин специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования». Знакомство студентов с сущностными характеристиками детской досуговой деятельности и ведущими принципами ее организации происходило в рамках дисциплины «Теория и методика досуговой деятельности». В частности, данные особенности и принципы были отражены в содержании следующих тем дисциплины: «Педагогика досуга», «Уровни досуговой деятельности», «Принципы организации детской досуговой деятельности», «Аксеология детского досуга», «Методика организации массовой досуговой деятельности». При изучении данных тем внимание студентов акцентировалось на социальной значимости организованной досуговой деятельности; особенностях ее планирования и реализации как воспитательного процесса; выделении ведущих принципов организации досуговой деятельности детей и подростков, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении любых форм досуговой деятельности. На практических занятиях студентам предлагалось выполнить ряд упражнений, направленных на актуализацию полученных знаний. Ведущие принципы организации детской досуговой деятельности также учитывались в процессе учебно-творческого проектирования.
Проверка третьего условия – организация образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации, обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовности проходила в неразрывной связи с предыдущим условием. Наша основная задача состояла в таком содержательном построении курса специализации, который бы способствовал интеграции разрозненных знаний об организации детской досуговой деятельности в целостную систему и обеспечивал прочную основу для формирования мотивации и соответствующих умений к данному виду деятельности. Курс специализации был разделен на четыре взаимосвязанные, взаимообусловленные и практикоориентированные дисциплины, каждая из которых имела свою цель и практические задачи. Такие дисциплины, как «Теория и методика досуговой деятельности», «Теория и методика работы педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования», «Основы режиссуры детских программ», «Теория и методика деятельности детских организаций» отражают многоаспектный характер будущей профессиональной деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности детей, углубляют и систематизируют знания о сущности детской досуговой деятельности, формируют умения ее организации в различных социокультурных условиях. Занятия по курсу были спланированы как последовательная, логически обусловленная цепочка, в которой каждый элемент создает определенные условия для формирования целостной системы знаний о природе детской досуговой деятельности и параллельно углубляет и отражает специфику умений социального педагога по ее организации.
Проверка четвертого условия гипотезы – содействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию, проходила посредством применения в образовательном процессе активных методов обучения (учебная экскурсия, деловая игра, метод проектов, кейс-метод, этюдный метод, тренинг личностного роста), личностно-ориентированных технологий (технология педагогической импровизации, учебно-творческого проектирования и элементы театральных технологий). Помимо этого мы включали студентов в реальный процесс организации детской досуговой деятельности в ходе педагогических практик и за пределами основного образовательного процесса (реализация творческих и социальных проектов в общеобразовательных учреждениях, детских домах, учреждениях дополнительного образования, подростковых клубах, психолого-педагогических центрах, учреждениях для детей с ограниченными возможностями). Наиболее удачными творческими проектами студентов в области детской досуговой деятельности можно назвать благотворительную акцию для воспитанников детского дома Кармаскалинского района РБ «Добрые страницы»; станционную театрализованную игровую программу для воспитанников детского дома «Дорогой добра»; театрализованную игровую программу для детей с ограниченными возможностями «Мешок смеха»; игровую тренинговую программу для социально дезадаптированных детей «Замок дружбы»; новогоднее театрализованное шоу для детей дошкольного возраста «Зимняя сказка»; конкурсную игровую программу для подростков по профилактике игровой зависимости «Казино». Все перечисленные проекты были успешно реализованы и получили высокие оценки экспертов – социальных педагогов-практиков, руководителей учреждений.
Помимо аудиторной и внеаудиторной работы значительное внимание было уделено выполнению СРС. Групповые и индивидуальные задания на СРС носили практический характер и являлись логическим продолжением аудиторной работы, были как одного типа сложности, так и разноуровневыми, направлены на развитие творческих способностей студентов. Результатами выполнения СРС являлись разработки сценариев досуговых мероприятий, проведение различных конкурсов, мини-практикумов для студентов, способствующих развитию их художественно-творческой направленности.
Ключевым моментом подготовки будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности явилось прохождение психолого-педагогической и социально-педагогической практик. Несмотря на то, что данные виды практик предусмотрены ГОС ВПО, мы посчитали необходимым внести некоторые коррективы в их содержание, не нарушающие общий ход практик. Так, нами был разработан пакет специальных заданий для студентов на период педагогической практики: 1) ознакомиться со спецификой воспитательной работы и особенностями организации досуга детей в данном учреждении; 2) проанализировать деятельность социального педагога базового учреждения по организации досуговой деятельности детей, охарактеризовать ее целевое назначение, основные формы и методы; 3) один день в неделю посвящать себя работе педагога-организатора с полным выполнением соответствующих функций; 4) на основе анализа состояния досуговой деятельности в данном учреждении разработать и реализовать досуговый проект социально-педагогической направленности; 5) составить отчет-самоанализ по предложенной форме. В процессе подготовки к практике с каждым студентом проводились индивидуальная консультация, обсуждение и корректирование творческих проектов досуговой деятельности, которые предлагались для реализации в ходе практики. Методические рекомендации давались каждому студенту индивидуально или группе студентов по мере необходимости и в период прохождения практики.
Проведенная
повторная диагностика уровней
профессиональной готовности студентов
к организации детской
Рис. 1. Динамика уровня профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности до и после проведения опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальные данные исследования подвергались количественному анализу с дальнейшей качественной интерпретацией. В нашем исследовании использовался однофакторный дисперсионный анализ (F-критерий Фишера), который проводился в рамках полной факторной модели, включающей оценку главного эффекта «Формирующее воздействие» и зависимых переменных. Уровневый, сравнительный и комплексный анализ, а также статистическая обработка данных позволили выявить существенные положительные изменения уровня сформированности исследуемого вида профессиональной готовности у студентов ЭГ. Существующие различия между контрольной и экспериментальной группами не могут быть случайными, так как на начало эксперимента различия в группах были незначительны. Использованные нами статистические методы при обработке результатов экспериментальной работы позволили установить наличие статистически значимого влияния (влияние формирующего воздействия F=117,15, при уровне значимости р=0,001) определенных нами педагогических условий на рост уровня профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности, что свидетельствует о правомерности выдвинутой гипотезы.
В заключении представлены основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы:
1. Анализ научной литературы
по проблеме исследования