Профессиональная деятельность социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:27, творческая работа

Описание работы

Виды профессиональной деятельности социального педагога:



социально-педагогическая,
диагностическая,
коррекционно-развивающая и реабилитационная,
профилактическая,
правозащитная,
культурно-просветительская,
организационно-управленческая,
методическая.

Работа содержит 1 файл

прооф.деятельность.ppt

— 540.00 Кб (Скачать)

Профессиональная  деятельность социального  педагога 

  

Виды  профессиональной  деятельности социального  педагога: 
 

  • социально-педагогическая,
  • диагностическая,
  • коррекционно-развивающая и реабилитационная,
  • профилактическая,
  • правозащитная,
  • культурно-просветительская,
  • организационно-управленческая,
  • методическая.

Диагностическая  деятельность 

  • изучение  социально-бытовых условий жизни  ребенка, особенностей семьи, микросреды;
 
  • диагностика  социальных отклонений; выявление  детей, требующих особого социально-педагогического  внимания;
 
  • определение  интересов, запросов и потребностей  детей и подростков, проблемных  ситуаций на разных стадиях  развития с целью предотвращения  серьезных последствий;
 
  • изучение  психолого-медико-педагогических особенностей  личности в пределах своей  компетентности.

Коррекционно-развивающая  и реабилитационная  деятельность 

  • социально-педагогическая  коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных  влияний;
 
  • осуществление  мер по восстановлению 

    психологического, морального, эмоционального 

    состояния  и здоровья детей и подростков.

Профилактическая  деятельность 
 

          • проведение  работы по предотвращению отклонений  от норм социального развития (девиантного,  делинквантного, криминального  поведения) детей и подростков, различных  негативных явлений в социуме (бродяжничество, социальная дезадаптация  и т.д.)

Правозащитная  деятельность  

  • охрана  прав личности детей и подростков;
 
  • обеспечение  их информацией по вопросам  социальной защиты, помощи и поддержки;
 
  • содействие  в реализации правовых гарантий  различным категориям детей;
 
  • правовое  воспитание детей по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и  другим вопросам;
 
  • оказание  посреднических услуг детям и 

    подросткам  в социально-правовых вопросах.

Культурно-просветительская  деятельность 

  • организация  разносторонней социально приемлемой  культурно-досуговой деятельности  детей и подростков;
 
  • проведение  профориентационной работы с  детьми и подростками;
 
  • пропаганда  социально-педагогических знаний.

Организационно-управленческая  деятельность 
 
 
 
 

  • сбор  и обработка профессионально-значимой  информации, обеспечение взаимодействия  различных специалистов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической  работе;
 
  • привлечение  добровольных помощников и координирование  их участия в социально-педагогических  проектах.

Методическая  деятельность 

  • Проектирование  и планирование социально-педагогической  деятельности на основе изучения  государственных документов, социальных  программ, учебно-методической литературы  с учетом достигнутых результатов  и возникающих проблем, самообразование.

Социально-педагогическая  деятельность 
 

  • Обеспечение  целенаправленного педагогического  влияния на поведение и деятельность  детей и подростков,  развитие  инициативы, творчества;
  • осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков;
  • содействие в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержке сирот, выпускников детских домов;
  • социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска;
  • создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребенка, помощь в адаптации и социализации;
  • диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях.

Социально-педагогическая  деятельность - 
 

    целенаправленная  работа профессионала по социальному  воспитанию личности в конкретном  социуме с целью успешной социальной  адаптации.

Основные  принципы социально-педагогической  деятельности: 
 

  • индивидуальный  подход,
  • опора на положительные стороны личности подопечного,
  • объективность подхода к подопечному,
  • конфиденциальность.

Основными  компонентами структуры  социально-педагогической  деятельности являются: 
 

  • цель  и задачи деятельности,
  • субъект и объект деятельности,
  • содержание деятельности,
  • методы и технологии деятельности,
  • формы деятельности.

Цель 

  • Цель  социально-педагогической деятельности  в широком смысле – ожидаемые  позитивные изменения в человеке  или группе людей, которые произошли  в результате осуществления специально  подготовленной и планомерно  проведенной системы действий  специалистов.
 
  • Цель  социально-педагогической деятельности  в узком смысле – оказание  подопечному комплексной социально-психолого-педагогической  помощи, создание благоприятных  условий для личностного роста, защита прав подопечного в  его жизненном пространстве.

Целеполагание 

будет успешным  при учете следующих требований: 

  • диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка  целей на основе постоянного  изучения потребностей и возможностей  участников социально-педагогического  процесса);
 
  • преемственность (выдвижение и обоснование целей  с учетом возможностей конкретной  ситуации);
 
  • результативность (контроль результатов достижения  цели);
 
  • идентичность (принятие цели на эмоциональном  и рациональном уровнях всеми  участниками социально-педагогического  процесса).

Этапы  целеполагания: 
 

  • диагностика  исходной ситуации, в которой  находятся участники социально-педагогического  процесса,
 
  • моделирование  целей предстоящей деятельности  и возможных результатов,
 
  • организация  совместной целеполагающей деятельности  педагогов, специалистов различного  профиля, детей, родителей,
 
  • уточнение  целей, внесение коррективов в  первоначальные замыслы с учетом  новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации,
 
  • составление  программы социально-педагогических  действий по достижению целей, определение способов (путей) ее  реализации.

Задачи  социально-педагогической  деятельности: 

Задачи  определяют ближайшую  перспективу разрешения  конкретных проблем  социальной жизни: 

  • создание  условий для сохранения, укрепления  физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного,
 
  • формирование  и развитие нравственных качеств, социально-значимых ориентаций, установок  в жизненном самоопределении,
 
  • предупреждение, устранение прямых и косвенных  десоциализирующих влияний микросоциума  на развитие ребенка,
 
  • создание  благоприятных условий в микросоциуме  для развития способностей, реализации  возможностей подопечного,
 
  • реализация  системы профилактических, реабилитационных  мер, направленных на оптимизацию  процесса социальной адаптации  подопечного.

Содержание 

Содержание  социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных  целей и задач, во многом зависит  от специализации, места работы  социального педагога. 

Можно выделить  следующие основные составляющие содержания: 

  • системное  изучение индивидуальных особенностей  личности подопечного, социально-педагогических  влияний микросреды,
 
  • установление  профессионального (личностно-делового  контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи,
 
  • социально-педагогическое  управление способами активизации  самостоятельности личности в  процессе ее самореализации,
 
  • социально-педагогическая  опека и посредничество,
 
  • социально-педагогическая  поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

Методы 

Методы работы  социального педагога – способы  взаимодействия специалиста и  подопечного с целью решения  конкретной социально-педагогической  проблемы.

Классификация  общих методов  социально-педагогической  деятельности (Н.И. Никитина): 
 

  • методы  формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа  с литературой и т.д.),
 
  • методы  организации деятельности и формировния  позитивного социального опыта  подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитательных ситуаций, инструктаж и т.д.),
 
  • методы  стимулирования и мотивации деятельности  и поведения подопечного (эмоциональное  воздействие, поощрение, наказание, игровые  методы и т.д.),
 
  • методы  контроля эффективности социально-педагогического  процесса (диагностика, анализ результатов  деятельности подопечных, социально-педагогический  мониторинг, самоанализ и т.д.).

Технологии  работы 
социального педагога
 

Социально-педагогическая  технология 

  • во-первых, совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными  педагогами в процессе взаимодействия  с клиентами для обеспечения  эффективности процесса социализации  подрастающего поколения,

Информация о работе Профессиональная деятельность социального педагога