Профессиональная
деятельность социального
педагога
Виды
профессиональной
деятельности социального
педагога:
- социально-педагогическая,
- диагностическая,
- коррекционно-развивающая
и реабилитационная,
- профилактическая,
- правозащитная,
- культурно-просветительская,
- организационно-управленческая,
- методическая.
Диагностическая
деятельность
- изучение
социально-бытовых условий жизни
ребенка, особенностей семьи, микросреды;
- диагностика
социальных отклонений; выявление
детей, требующих особого социально-педагогического
внимания;
- определение
интересов, запросов и потребностей
детей и подростков, проблемных
ситуаций на разных стадиях
развития с целью предотвращения
серьезных последствий;
- изучение
психолого-медико-педагогических особенностей
личности в пределах своей
компетентности.
Коррекционно-развивающая
и реабилитационная
деятельность
- социально-педагогическая
коррекция и реабилитация личности,
межличностных отношений, воспитательных
влияний;
- осуществление
мер по восстановлению
психологического,
морального, эмоционального
состояния
и здоровья детей и подростков.
Профилактическая
деятельность
- проведение
работы по предотвращению отклонений
от норм социального развития
(девиантного, делинквантного, криминального
поведения) детей и подростков, различных
негативных явлений в социуме
(бродяжничество, социальная дезадаптация
и т.д.)
Правозащитная
деятельность
- охрана
прав личности детей и подростков;
- обеспечение
их информацией по вопросам
социальной защиты, помощи и поддержки;
- содействие
в реализации правовых гарантий
различным категориям детей;
- правовое
воспитание детей по жилищным,
семейным, трудовым, гражданским и
другим вопросам;
- оказание
посреднических услуг детям и
подросткам
в социально-правовых вопросах.
Культурно-просветительская
деятельность
- организация
разносторонней социально приемлемой
культурно-досуговой деятельности
детей и подростков;
- проведение
профориентационной работы с
детьми и подростками;
- пропаганда
социально-педагогических знаний.
Организационно-управленческая
деятельность
- сбор
и обработка профессионально-значимой
информации, обеспечение взаимодействия
различных специалистов образовательных,
медицинских, культурных, спортивных,
правовых учреждений в социально-педагогической
работе;
- привлечение
добровольных помощников и координирование
их участия в социально-педагогических
проектах.
Методическая
деятельность
- Проектирование
и планирование социально-педагогической
деятельности на основе изучения
государственных документов, социальных
программ, учебно-методической литературы
с учетом достигнутых результатов
и возникающих проблем, самообразование.
Социально-педагогическая
деятельность
- Обеспечение
целенаправленного педагогического
влияния на поведение и деятельность
детей и подростков, развитие
инициативы, творчества;
- осуществление
социальной помощи и поддержки детей и
подростков;
- содействие
в получении пособий и компенсаций, адресной
помощи детям, материальной поддержке
сирот, выпускников детских домов;
- социально-педагогический
патронаж детей-инвалидов и детей из семей
группы риска;
- создание
благоприятного микроклимата в семье
и микросоциуме ребенка, помощь в адаптации
и социализации;
- диагностическая,
коррекционная и реабилитационная работа
с детьми с девиантным поведением и детьми,
оказавшимися в трудных жизненных ситуациях.
Социально-педагогическая
деятельность -
целенаправленная
работа профессионала по социальному
воспитанию личности в конкретном
социуме с целью успешной социальной
адаптации.
Основные
принципы социально-педагогической
деятельности:
- индивидуальный
подход,
- опора
на положительные стороны личности подопечного,
- объективность
подхода к подопечному,
- конфиденциальность.
Основными
компонентами структуры
социально-педагогической
деятельности
являются:
- цель
и задачи деятельности,
- субъект
и объект деятельности,
- содержание
деятельности,
- методы
и технологии деятельности,
- формы
деятельности.
Цель
- Цель
социально-педагогической деятельности
в широком смысле – ожидаемые
позитивные изменения в человеке
или группе людей, которые произошли
в результате осуществления специально
подготовленной и планомерно
проведенной системы действий
специалистов.
- Цель
социально-педагогической деятельности
в узком смысле – оказание
подопечному комплексной социально-психолого-педагогической
помощи, создание благоприятных
условий для личностного роста,
защита прав подопечного в
его жизненном пространстве.
Целеполагание
будет успешным
при учете следующих требований:
- диагностичность
(выдвижение, обоснование и корректировка
целей на основе постоянного
изучения потребностей и возможностей
участников социально-педагогического
процесса);
- преемственность
(выдвижение и обоснование целей
с учетом возможностей конкретной
ситуации);
- результативность
(контроль результатов достижения
цели);
- идентичность
(принятие цели на эмоциональном
и рациональном уровнях всеми
участниками социально-педагогического
процесса).
Этапы
целеполагания:
- диагностика
исходной ситуации, в которой
находятся участники социально-педагогического
процесса,
- моделирование
целей предстоящей деятельности
и возможных результатов,
- организация
совместной целеполагающей деятельности
педагогов, специалистов различного
профиля, детей, родителей,
- уточнение
целей, внесение коррективов в
первоначальные замыслы с учетом
новой информации о причинах,
особенностях проблемной ситуации,
- составление
программы социально-педагогических
действий по достижению целей,
определение способов (путей) ее
реализации.
Задачи
социально-педагогической
деятельности:
Задачи
определяют ближайшую
перспективу разрешения
конкретных проблем
социальной жизни:
- создание
условий для сохранения, укрепления
физического, психического, нравственного,
социального здоровья подопечного,
- формирование
и развитие нравственных качеств,
социально-значимых ориентаций, установок
в жизненном самоопределении,
- предупреждение,
устранение прямых и косвенных
десоциализирующих влияний микросоциума
на развитие ребенка,
- создание
благоприятных условий в микросоциуме
для развития способностей, реализации
возможностей подопечного,
- реализация
системы профилактических, реабилитационных
мер, направленных на оптимизацию
процесса социальной адаптации
подопечного.
Содержание
Содержание
социально-педагогической деятельности,
обеспечивающее достижение поставленных
целей и задач, во многом зависит
от специализации, места работы
социального педагога.
Можно выделить
следующие основные составляющие
содержания:
- системное
изучение индивидуальных особенностей
личности подопечного, социально-педагогических
влияний микросреды,
- установление
профессионального (личностно-делового
контакта, взаимодействия с личностью
(группой), нуждающейся в помощи,
- социально-педагогическое
управление способами активизации
самостоятельности личности в
процессе ее самореализации,
- социально-педагогическая
опека и посредничество,
- социально-педагогическая
поддержка личности в критических,
кризисных, проблемных ситуациях.
Методы
Методы работы
социального педагога – способы
взаимодействия специалиста и
подопечного с целью решения
конкретной социально-педагогической
проблемы.
Классификация
общих методов
социально-педагогической
деятельности (Н.И.
Никитина):
- методы
формирования сознания подопечного
(объяснение, разъяснение, внушение, беседа,
диспут, дискуссии, метод примера, работа
с литературой и т.д.),
- методы
организации деятельности и формировния
позитивного социального опыта
подопечного (приучение, упражнение, требование,
создание воспитательных ситуаций,
инструктаж и т.д.),
- методы
стимулирования и мотивации деятельности
и поведения подопечного (эмоциональное
воздействие, поощрение, наказание, игровые
методы и т.д.),
- методы
контроля эффективности социально-педагогического
процесса (диагностика, анализ результатов
деятельности подопечных, социально-педагогический
мониторинг, самоанализ и т.д.).
Технологии
работы
социального педагога
Социально-педагогическая
технология –
- во-первых,
совокупность приемов и методов,
применяемых социальными службами,
отдельными учреждениями и социальными
педагогами в процессе взаимодействия
с клиентами для обеспечения
эффективности процесса социализации
подрастающего поколения,