2. В ходе исследования
установлено, что проблема формирования профессиональной готовности
будущего социального педагога к организации
детской досуговой деятельности обусловлена
социально-экономическими преобразованиями
в обществе, рядом теоретико-методологических
предпосылок и конкретно-практическими
задачами. В своем исследовании мы уточнили
понятие «профессиональная готовность
социального педагога к организации детской
досуговой деятельности», определили
структуру и раскрыли содержание ее основных
компонентов – мотивационно-ценностного,
когнитивного, деятельностного и креативного.
Профессиональную готовность будущего
социального педагога к организации детской
досуговой деятельности мы рассматриваем
как устойчивую интегративную характеристику
его личности, проявляющуюся в осознании
гуманистической ценности досуговой деятельности,
положительном эмоционально-ценностном
отношении к ребенку, владении знаниями
и умениями организации детской досуговой
деятельности, наличии креативных качеств
и обеспечивающую успешное решение профессиональных
задач в сфере детского досуга.
3. Обоснованы критерии и показатели
уровня сформированности профессиональной
готовности социального педагога
к организации детской досуговой
деятельности. Степень проявления
каждого из выделенных показателей,
взятых в совокупности, определяет творческий,
репродуктивно-творческий, репродуктивный
и адаптивный уровни.
4. Повышению эффективности процесса формирования
профессиональной готовности будущего
социального педагога к организации детской
досуговой деятельности способствуют
следующие педагогические условия: определение
содержания данного вида профессиональной
деятельности социального педагога; учет
ведущих принципов организации детской
досуговой деятельности; построение образовательного
процесса на основе установления интегративных
связей дисциплин курса специализации
«Организации детской досуговой деятельности
в учреждениях дополнительного образования»,
обеспечивающих единство и взаимосвязь
мотивационно-ценностного, когнитивного,
деятельностного и креативного компонентов
исследуемого вида готовности; содействие
накоплению студентами опыта решения
профессионально-творческих задач в аудиторной
и внеаудиторной работе, актуализирующего
их субъектную профессиональную позицию.
5. В условиях экспериментального
обучения будущих социальных педагогов
организации детской досуговой деятельности
пропорционально развиваются все компоненты
профессиональной готовности, что свидетельствует
о целостности и более качественной сформированности
данной интегральной характеристики.
При традиционном обучении взаимосвязи
между компонентами нарушаются, показатели
данного вида готовности развиваются
неравномерно и, несмотря на имеющуюся
положительную динамику, оно в основном
способствует формированию когнитивного
компонента готовности и в меньшей степени
оказывает значимое влияние на креативный
компонент, тогда как мотивационно-ценностный
и деятельностный компоненты формируются
в основном на репродуктивном уровне.
6. Педагогические условия, выдвинутые
в начале исследования, взаимосвязаны
и взаимообуславливают друг друга. При
образовании совокупности каждое педагогическое
условие основывается на предыдущем, выводится
из него и обеспечивает успешное функционирование
последующего. В ходе реализации совокупности
педагогических условий образовательная
деятельность приобретает логико-содержательную,
содержательно-процессуальную основу
и структурированность. Совокупность
форм и методов формирования профессиональной
готовности к организации детской досуговой
деятельности приобретает силу системообразующего
фактора, объединяющего педагогические
усилия субъектов данного процесса.
Все вышеизложенное позволяет
утверждать, что проблема исследования
в достаточной степени решена:
выделены, научно обоснованы и экспериментально
проверены теоретические предпосылки и
педагогические условия эффективного
формирования профессиональной готовности
будущего социального педагога к организации
детской досуговой деятельности. Результаты
теоретического анализа и опытно-экспериментальной
работы подтвердили в целом выдвинутую
нами гипотезу.
В результате проведенного
исследования обозначились проблемы,
требующие дальнейшего теоретического
анализа и научно-методического
обеспечения. К таковым мы отнесли
проблему адаптации выделенных нами
педагогических условий к специфике бакалаврской
подготовки социальных педагогов в педагогическом
вузе, а также проблему развития профессиональной
готовности к организации детской досуговой
деятельности социальных педагогов общеобразовательных
школ, детских домов, учреждений дополнительного
образования в процессе повышения их квалификации.
Основные положения
диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
- Хахлова, О.Н. Содержание профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности / О.Н. Хахлова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. – Челябинск, 2007. – № 9. – С.148-156.
- Хахлова, О.Н. К вопросу профессиональной подготовки будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности / О.Н. Хахлова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. – № 10. – С.199-205.
- Хахлова, О.Н. Подготовка студентов к организации
детской досуговой деятельности / О.Н.
Хахлова // Традиции и инновации в социальной
педагогике: материалы Междунар. науч.-практ.
конф. – Самара: Изд-во «Самарский университет»,
2004. – С.159-161.
- Хахлова, О.Н. Социальный педагог как организатор
летнего отдыха детей / О.Н. Хахлова // Пути
повышения качества профессиональной
подготовки социально-педагогических
кадров: материалы Всеросс. заочной электронной
науч.-практ. конф.– Уфа: Изд-во БГПУ, 2005.
– С. 72-76.
- Хахлова, О.Н. Вопросы подготовки организаторов
культурно-досуговой деятельности в учреждениях
дополнительного образования / О.Н. Хахлова
// Актуальные проблемы современной культуры
детства: сб. науч. материалов.– Челябинск:
Изд-во ЧГАКИ, 2006. – С.272-274.
- Хахлова, О.Н. О содержании работы социального педагога по организации досуга детей / О.Н. Хахлова // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России: материалы Всеросс. науч.-практ. конф.– Бирск: Изд-во БирГСПА, 2006. – С. 194-199.
- Хахлова, О.Н. К вопросу о содержании деятельности
социального педагога в учреждениях дополнительного
образования / О.Н. Хахлова // Социальная
педагогика и социальная работа XXI века:
проблемы и перспективы развития: материалы
Всеросс. заочной науч.-практ. конф. – Магнитогорск:
МаГУ, 2006. – С. 110-113.
- Хахлова, О.Н. К вопросу о профессиональной подготовке педагогов учреждений дополнительного образования / О.Н. Хахлова // Актуальные проблемы социального воспитания: сб. науч. статей и материалов Всеросс. науч.-практ. конф. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2006. – С. 374-377.
- Хахлова, О.Н. Организация внеклассных мероприятий
как форма профилактики девиантного поведения
в деятельности социального педагога
общеобразовательной школы / О.Н. Хахлова
// Педагогические условия профилактики
негативных явлений в подростково-молодежной
среде: материалы Всеросс. заочной науч.-практ.
конф. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 77-82.
- Дисциплины предметной подготовки по специальности 031300 «Социальная педагогика»: Основы профориентологии.
Психолого-педагогическая диагностика.
Специализация «Организация детской досуговой
деятельности в учреждениях дополнительного
образования»: учебные программы и методические
рекомендации для студентов дистанционной
формы обучения / З.М. Махмутова, А.Ф. Фазлыева,
О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С.
67-102.
- Хахлова, О.Н. К проблеме социально-педагогической
деятельности в учреждениях дополнительного
образования детей / О.Н. Хахлова // Проблемы
социодинамики культуры в современном
обществе: материалы Междунар. науч. конф.
– Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С.161-165.
- Хахлова, О.Н. О подготовке социально-педагогических кадров для учреждений дополнительного образования детей / О.Н. Хахлова // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С.325-330.
- Хахлова, О.Н. Педагогика досуга: терминологический
словарь / О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ,
2007. – 88с.
- Хахлова, О.Н. К вопросу о подготовке педагога к организации досуга детей и молодежи / О.Н. Хахлова // Социальные проблемы современной молодежи: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С.449-451.
- Хахлова, О.Н. Организация детской досуговой
деятельности в учреждениях дополнительного
образования: учебно-методический комплекс
/ О.Н.Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. –
66с.
- Хахлова, О.Н. О содержании профессиональной деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности детей и подростков / О.Н. Хахлова // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всеросс. конгресса социальных педагогов с междунар. участием. Ч.2. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2009. – С. 185-188.
- Хахлова, О.Н. Досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения в учреждениях НПО / О.Н. Хахлова // Социально-педагогическое сопровождение учащихся ССУЗов: материалы Городского науч.-метод. семинара для социальных педагогов ССУЗов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – С. 24-28.
- Хахлова, О.Н. Технология профессиональной подготовки будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности / О.Н. Хахлова // Культура и образование: сб. статей. Вып. 10. – Уфа: Вагант, 2009. – С.189-193.
- Хахлова, О.Н. Уроки детского досуга: методическое
пособие для организаторов детского досуга
/ О.Н.Хахлова. – Уфа: Вагант, 2010. – 108с.