Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современного подрастающего поколения, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, отражающих тенденции развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, маргинализации населения, роста правонарушений несовершеннолетних, разрушения традиционных нравственных ориентиров, снижения уровня доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Лишенные возможностей для полноценного проведения досуга дети часто попадают под воздействие криминогенных факторов и оказываются в группе социального риска.

Работа содержит 1 файл

doc_48.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Исследование проводилось в течение 2002-2009 гг. и включало четыре этапа. Первый этап (2002-2003 гг.) – изучение и анализ философской, социологической, психологической, педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме; определение теоретико-методологических основ исследования; формулировка цели и основных положений гипотезы; определение задач исследования; выявление педагогических условий эффективного формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности.

Второй этап (2003-2004 гг.) – разработка критериев, показателей и уровней профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности; составление программы эксперимента; выбор контрольной и экспериментальной групп; проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2004-2007 гг.) – проведение формирующего эксперимента, проверка эффективности педагогических условий формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к  организации досуговой деятельности детей в образовательном процессе педагогического вуза; апробация программных и учебных материалов.

Четвертый этап (2007-2009 гг.) – обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка основных теоретических выводов по проблеме исследования; оформление текста диссертации.

Научная новизна  исследования заключается в следующем:

– определено и обосновано содержание профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности, включающее следующие направления: приобщение к культуре досуга; профилактика негативных явлений в детско-подростковой среде; создание условий для формирования субъектной позиции в досуговой деятельности; создание благоприятной социально-педагогической среды и оздоравливающей атмосферы;

– уточнена сущность профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности как устойчивой интегративной характеристики его личности, проявляющейся в осознании гуманистической ценности досуговой деятельности, положительном эмоционально-ценностном отношении к ребенку, владении знаниями и умениями организации детской досуговой деятельности, наличии креативных качеств и обеспечивающей решение профессиональных задач в области детского досуга;

– выявлена зависимость уровня профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности от реализации совокупности педагогических условий (определение содержания данного вида профессиональной деятельности социального педагога; учет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности; построение образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовности; содействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

– углублена теория социально-педагогической деятельности в разделе методики работы социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности;

– расширены имеющиеся теоретические  представления о формировании профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности в контексте субъектного развития студента в образовательном процессе;

– выявлена структура и содержание основных компонентов профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и креативный);

– определены критерии (осознание гуманистической ценности досуговой деятельности, уровень знаний студентов в области педагогики досуга, уровень владения методикой организации детской досуговой деятельности, степень включения в практическую деятельность элементов творчества) и выявлены диагностические показатели уровневой профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

Практическая  значимость результатов исследования заключается в следующем:

– разработаны и успешно  внедрены в учебный процесс БГПУ им. М.Акмуллы в рамках специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования» авторские дисциплины «Теория и методика досуговой деятельности», «Теория и методика работы педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования детей», «Режиссура детских программ», «Теория и методика деятельности детских организаций», совершенствующие профессиональную подготовку будущих социальных педагогов;

– разработаны и опубликованы учебные программы и методические рекомендации для студентов дистанционной формы обучения по специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования»; терминологический словарь «Педагогика досуга»; учебно-методический комплекс «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования»; методическое пособие для организаторов детского досуга «Уроки детского досуга»;

– материалы и результаты исследования использованы в системе повышения квалификации социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, организаторов детского движения Республики Башкортостан с целью совершенствования профессиональных знаний и умений в области детского досуга;

– материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий и программ по организации детского досуга в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования; программ спецкурсов в системе профессиональной подготовки будущих педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на исходные методологические и теоретические позиции исследования; использованием комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, длительностью проведенной опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; использованием методов математической статистики при обработке результатов исследования.

Личное участие  автора в получении научных результатов заключается в разработке и обосновании ведущих положений исследования; непосредственном участии в организации и проведении экспериментальной работы на всех ее этапах; теоретическом обобщении и интерпретации полученных результатов.

Апробация и  внедрение результатов исследования. Основные положения исследования отражены в публикациях автора в реферируемых изданиях: «Вестник Челябинского государственного педагогического университета», Челябинск, 2007; «Сибирский педагогический журнал», Новосибирск, 2009. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных («Традиции и инновации в социальной педагогике», Самара, 2004; «Проблемы социодинамики культуры в современном обществе», Уфа, 2007; «Первые Акмуллинские чтения», Уфа, 2007; «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании», Уфа, 2007; «Социальная работа и молодежь», Ижевск, 2009); Всероссийских («Человек. Культура. Образование», Уфа, 2006; «Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России», Бирск, 2006; «Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы», Магнитогорск, 2006; «Актуальные проблемы социального воспитания», Ульяновск, 2006; «Актуальные проблемы современной культуры детства», Челябинск, 2006; «Социальные проблемы современной молодежи», Магнитогорск, 2008; «Социальная педагогика: традиции и инновации», Екатеринбург, 2009), региональных научно-практических конференциях; на Республиканских и городских научно-методических семинарах для социальных педагогов общеобразовательных школ, детских домов и школ-интернатов (Уфа, 2005-2010); на курсах повышения квалификации работников системы дополнительного образования, социальных педагогов и педагогов-организаторов подростковых клубов г. Уфы и Республики Башкортостан; методических семинарах кафедры социальной педагогики БГПУ им. М. Акмуллы. Внедрение материалов и результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания авторских дисциплин специализации на социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Материалы исследования апробировались на базе ГОУ СПО «Заочный уфимский педагогический колледж № 1» и внедрены в деятельность Дома детского творчества Калининского района г. Уфы. Автором опубликовано 28 работ, в том числе 19 по теме исследования.

На защиту выносятся  следующие положения:

  1. Сущность профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности представляется как содействие успешной социализации детей и подростков путем приобщения их к социально одобряемым видам досуговых занятий, обеспечивающих профилактику негативных социальных явлений и способствующих повышению уровня досуговой деятельности. Содержание деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности включает в себя такие направления, как приобщение к культуре досуга, профилактика негативных явлений в детско-подростковой среде, создание условий для формирования субъектной позиции в досуговой деятельности, создание благоприятной социально-педагогической среды и оздоравливающей атмосферы.
  2. Профессиональную готовность будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности мы рассматриваем как устойчивую интегративную характеристику его личности, проявляющуюся в осознании гуманистической ценности досуговой деятельности, положительном эмоционально-ценностном отношении к ребенку, владении знаниями и умениями организации детской досуговой деятельности, наличии креативных качеств и обеспечивающую решение профессиональных задач в сфере детского досуга.
  3. Оценка уровней сформированности профессиональной готовности социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности возможна по следующим критериям и соответствующим им показателям:

– глубина осознания гуманистической ценности досуговой деятельности (потребность в непосредственном общении с детьми в досуговой сфере; желание заполнить досуг детей педагогически целесообразными видами занятий; стремление к раскрытию личностного потенциала ребенка);

– уровень знаний студентов в области педагогики досуга (знания о сущности воспитательного процесса в досуговой сфере; основ организации детской досуговой деятельности; особенностей организации досуговой деятельности детей разного возраста);

– уровень владения методикой организации детской досуговой деятельности (умение отбирать и применять методы и приемы организации досуговой деятельности, актуализирующие субъектную позицию воспитанников; владение игротехникой; умение анализировать и оценивать собственный практический опыт организации досуговой деятельности и стремление к профессиональной самореализации в авторских работах);

– степень включения в практическую деятельность элементов творчества (творческое воображение, генерирование новых идей; использование элементов актерской техники, способность к импровизации; выполнение профессиональных функций в изменившихся условиях).

4. Эффективность формирования  профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: определение содержания данного вида профессиональной деятельности социального педагога; учет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности; построение образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовности; содействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (231 источник). Текст изложен на 182 страницах, содержит 5 таблиц и 15 рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

 Во введении обосновывается актуальность и раскрывается степень научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и теоретико-методологические основы исследования; выделяются этапы и характеризуются методы исследования; обосновываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются основные положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности» раскрывается сущность детской досуговой деятельности, описывается ее социально-педагогический потенциал, выявляются основные функции и принципы организации. Обозначены основные проблемы подготовки специалиста – социального педагога к организации досуговой деятельности детей, раскрыта сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога по ее организации. Представлена структура профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности, дана содержательная характеристика ее основных компонентов. Выделены основные критерии и показатели, определено содержание уровней профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

В отечественной социологической (Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, Э.В. Соколов), культурологической (Г.А. Евтеева, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев) и педагогической (М.П. Бушканец, В.А. Воловик, А.Ф.Воловик, О.С. Романова, С.А. Шмаков) науках исследователи досуга относят его к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности и, вследствие этого, имеет особую значимость для детей и подростков. В контексте нашего исследования мы изучали феномен детской досуговой деятельности (В.А. Воловик, А.Ф.Воловик, В.Б. Полукаров, Б.А. Титов, С.А. Шмаков), сущностью которой является творческое взаимодействие детей и подростков с окружающей средой в свободной для выбора рода занятий и степени активности в пространственно-временной среде, обусловленной внутренними и внешними факторами, порождающими поведение (Б.А. Титов).

Информация о работе Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности