Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:23, реферат
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).
СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГАМ
Структура
профессиональной деятельности
Любая деятельность имеет свою структуру,
которая обуславливает взаимосвязь и
взаимообусловленность элементов деятельности.
Структура деятельности социального педагога,
как и любой другой профессиональной деятельности,
предполагает наличие следующих компонентов:
субъекта (того, кто её осуществляет); объекта
(того, для кого она специально организована,
на кого направлена); цели (к чему она стремится,
идеальный предполагаемый результат деятельности);
функций (какие при этом функции или виды
деятельности выполняются); средств (при
помощи каких методов и технологий достигается
её цель). Схематично указанные компоненты
могут быть представлены следующим образом:
Любая деятельность осуществляется в
направлении от субъекта к объекту, хотя
объект является главным, определяющим
содержанием деятельности. Разберём последовательно
каждый элемент схемы, начиная с её определяющего
элемента - объекта. Вопрос о объекте и
субъекте социально-педагогической деятельности
остается дискуссионным в современной
социальной педагогике. По мнению М.А.Галагузовой
объектом деятельности социального педагога
являются дети и молодежь, нуждающиеся
в помощи в процессе их социализации. К
этой категории относятся дети с интеллектуальными,
педагогическими, психологическими, социальными
отклонениями от нормы, возникшими как
следствие дефицита полноценного социального
воспитания, а также довольно большое
количество детей, имеющих физические,
психические или интеллектуальные нарушения
развития. В.А. Сластенин утверждает, что
объектом профессиональной деятельности
социального педагога выступает, с одной
стороны, растущий человек во всем богатстве
его жизнедеятельности, а с другой – элементы
общественной культуры, которыми владеет
педагог и которые служат «строительным
материалом» для формирования личности.
Возможно и иное толкование, - объектом
деятельности социального педагога является
социально-педагогический процесс как
целенаправленная последовательность
действий, обеспечивающая оптимальное
достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).
Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
Очевидно, что ведущим
субъектом социально-педагогической деятельности
является социальный педагог, но без активного
участия самого ребенка в социально-педагогическом
процессе, эффективное социально-педагогическое
взаимодействие - не возможно. Целью деятельности
социального педагога является создание
условий для психологического комфорта
и безопасности ребенка, удовлетворение
его потребностей с помощью социальных,
правовых, психологических, медицинских,
педагогических механизмов предупреждения
и преодоления негативных явлений в семье,
школе, ближайшем окружении и других социумах.
Любая деятельность осуществляется с
помощью средств. К средствам относят
все действия, предметы, орудия, приспособления,
методы, формы и технологии, с помощью
которых достигаются цели деятельности.
Многообразие функций (диагностическую,
прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную,
охранно-защитную, предупредительно-
Направления деятельности
социального педагога
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
Социально-педагогическая защита прав ребенка
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося
Социально-педагогическое
консультирование
организация и проведение индивидуальных
консультаций для учащихся, оказавшихся
в трудных жизненных ситуациях;
консультирование и специализированная
помощь учащимся в профессиональном определении;
консультирование родителей, педагогов,
администрации, классных руководителей
по разрешению социально-педагогических
проблем и др.
Социально-педагогическая
профилактика, коррекция
и реабилитация
раннее выявление
и предупреждение фактов отклоняющегося
поведения учащихся;
обеспечение профилактической и коррекционной
работы с детьми и подростками, состоящими
на различных видах учета («группа риска»,
внутришкольный контроль (далее - ВШК),
инспекция по делам несовершеннолетних
(далее -ИДН));
организация превентивно-профилактической
работы с учащимися «группы риска»;
способствование пропаганде здорового
образа жизни;
повышение уровня правовой грамотности
учащихся и их родителей с целью профилактики
девиантного поведения;
организация реабилитации детей испытывающих
различные затруднения в системе разнообразных
отношений, которые вызывают дезадаптацию
(болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а
также подростков, вернувшихся из мест
лишения свободы, спец.учреждений.
Содействие созданию
педагогически ориентированной
среды для оптимального
развития личности ребенка
сосредоточение
внимания администрации учебного учреждения
на проблемах и потребностях учащихся,
учителей, родителей при планировании
и организации учебно-воспитательного
процесса, социально-педагогической деятельности;
развитие взаимопонимания и взаимодействия
между учителями, учащимися и родителями
Поддержка социально цепной деятельности
детей и подростков (возможна в виде волонтерства,
проектной деятельности)
забота о больных, инвалидах и бедных;
благотворительные мероприятия для сверстников
и пожилых людей;
работа в службах социальной защиты;
благоустройство города, поселка, двора;
охрана природы и памятников культуры;
проведение игр и творческих занятий с
детьми;
другое, все, что способствует личностному
и профессиональному самоопределению
подростка, приобщает его к общечеловеческим
ценностям.
Организационно-методическая
деятельность
анализ и обобщение опыта
социально-педагогической деятельности;
участие в методических секциях, семинарах,
практикумах, конференциях различного
уровня по социально-педагогическим проблемам,
накопление банка данных по методикам
работы на основе изучения методической
литературы, специальных изданий по социальной
педагогике, достижений науки и практики,
а также результатов проведенных социально-педагогических
исследов
Функции деятельности
социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Реализуя аналитико-
Прогностическая функция социального
педагога заключается в том, что он: на
основе анализа социальной и педагогической
ситуации прогнозирует процесс воспитания
и развития личности школьника, оказывает
помощь в саморазвитии и самовоспитании
его личности, определяет перспективы
развития обучающегося в процессе социализации;
планирует собственную социально-педагогическую
деятельность на основе анализа результатов
предыдущей работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной
функции: способствует включению субъектов
воспитательной деятельности - общественности,
учреждений дополнительного образования
и др. в процесс социального воспитания
подрастающего поколения, в совместный
труд и отдых; позволяет ему участвовать
в формировании гуманистической системы
взаимоотношений в детской и подростковой
среде, а также оказывать влияние на отношения
детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция
социального педагога заключается в том,
что он: старается оградить обучающихся
(воспитанников) от негативных влияний
социальной среды; осуществляет коррекцию
самооценки школьников и помогает им избавиться
от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую
функцию, социальный педагог: организует
социально значимую деятельность детей
и подростков в открытой микросреде; включает
обучающихся в различные виды продуктивной
деятельности с учетом психолого-педагогических
требований к ней; организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; координирует деятельность
всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Выполнение функций
социально-педагогической
поддержки и помощи
воспитанникам побуждает социального
педагога: оказывать квалифицированную
психолого-педагогическую помощь обучающемуся
(воспитаннику) в саморазвитии, самопознании,
самооценке, самоутверждении, самоорганизации
и самореализации; устанавливать доверительные
отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального
педагога заключается в том, что он: использует
весь комплекс правовых норм, направленных
на защиту прав и интересов обучающихся
(воспитанников) и их объединений; содействует
применению мер государственного принуждения
и реализации юридической ответственности
лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую
функцию, социальный педагог: заботится
об обеспечении положительного эмоционального
состояния школьников; оказывает им помощь
в разрешении межличностных конфликтов,
снятии депрессивного состояния; содействует
в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической
функции предполагает, что социальный
педагог: организует систему профилактических
мер по предупреждению отклоняющегося
(девиантного) поведения и преступного
(делинквентного) поведения детей и подростков;
влияет на формирование их нравственно-правовой
устойчивости; организует систему мер
социального оздоровления детей из семей
группы социального «риска».
Реабилитационная
функция социального педагога заключается
в том, что он организует систему мер по
социально-педагогической реабилитации
и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних),
вернувшихся из мест лишения свободы,
спец.учреждений, по разнообразным причинам
(болезнь, инвалидность, стресс, употребление
наркотиков, сексуальная агрессия, лишение
свободы, и др.) испытывающих различные
затруднения, которые приводят к социальной
дезадаптации.