Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учитилей-предметников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить взаимосвязь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме;
Выявить уровень эмоционального выгорания у учителенй-предметников;
Определить стиль педагогической деятельности у учителенй-предметников;
Выявить связь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников;
Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

     На  следующем этапе мы возьмем показатели методики определения стиля руководства  трудовым коллективом, а именно показатели испытуемых по шкале авторитарный стиль  руководства – 1 колонка, и сравним  с показателями эмоционального выгорания по каждой шкале – 2 колонка (истощение).

     АВТОРИТ ИСТОЩЕН

     Мария4106

     Ольга330

     Дмитр344

     Инна630

     Наталья442

     Мария Л.764

     Елена С.334

     Кирилл945

     Елена М.446

     Ольга С.328

     Ольга Ш.261

     Денис336

     Павел339

     Анна  К.1077

     Софья843

     Анна  П.513

     Виктория556

     Елена Б.344

     Анастасия933

     Ольга К.458

     ВикторияП324

     Настя1018

     Людмила731

     Юлия831

     Федор329

     Оксана650

     Александр378

     Валерия850

     Мария Р.59

     Светлана752

     Екатерина641

     Людмила Л436

     Игорь334

     Сергей837

     Николай536

     Майя  П.820

     Валентина740

     Наталья Ш934

     Валерий539

     Андрей335

 

     

Spearman Rank Order Correlations (new.sta)
MD pairwise deleted
Valid Spearman 
  N  R  t(N-2) p-level
АВТОРИТ & ИСТОЩЕН40-,005588-,034445,972703
 

     Исходя  из результатов приведенных в таблице можно заключить, что эмоциональное выгорание (истощение) и стиль педагогической деятельности не находятся в статистически значимой прямой (ρ = -0,005588, ρ = 0,001).

     1. Проведенное исследование позволяет  утверждать, что педагоги с авторитарным стилем поведения единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

     2. Установлено, что к авторитарному  стилю относятся 16 человек –  40% от общего числа испытуемых  из них из них 14 человек испытывают эмоциональное выгорание; 5 человек – 12,5% от общего числа испытуемых относятся к либеральному стилю из них 4 человека испытывают эмоциональное выгорание; 19 человек – 47,5% от общего числа испытуемых относятся к демократическому стилю педагогической деятельности из них никто не испытывает эмоциональное выгорание. Т.к. при демократическом стиле педагогической деятельности методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

     3. Анализ взаимосвязи эмоционального  выгорания и стиля педагогической  деятельности показал ее статистически  значимую корреляцию в области  напряжения и регрессии (p<0.01), и отрицание истощения и стиля педагогической деятельности (ρ = -0,005588, ρ = 0,001). Однако, из полученных результатов, мы можем утверждать, что наша гипотеза о том, что авторитарный стиль педагогической деятельности способствует эмоциональному выгоранию учителей-предметников доказана.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Практика  педагогической деятельности уже давно  установила ряд норм, касающихся соотношения  между свойствами учителя и требованиями учебной деятельности. Однако комплекс индивидуальных личностных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида труда. Расхождение между необходимыми для профессиональной деятельности качествами и наличными индивидуально-личностными особенностями приводит к необходимости их компенсации для эффективного выполнения трудовых функций.

     Для педагогической психологии существенной является проблема обеспечения успешности обучения за счет компенсации недостаточно развитых качеств и способностей. Практическое решение этой проблемы в каждом конкретном случае должно давать ответ, насколько пригоден данный человек к определенной деятельности. Именно поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов получила широкое освещение в различных научно-теоретических и практических работах.

     И мы, в свою очередь, изучили проблему взаимосвязи эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учителей-предметников.

     В нашей работе мы осветили такие аспекты, как эмоции, особенности педагогической деятельности, стили педагогической деятельности, также изучили проблему эмоционального выгорания педагогов.

     В итоге, мы пришли к выводу, что в  значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это  тем, что профессиональный труд педагогов  отличается очень высокой эмоциональной  напряженностью. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

     Мы  статистически доказывали нашу гипотезу о том, что авторитарный стиль  педагогической деятельности способствует эмоциональному выгоранию учителей-предметников. Так как при авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. А ребенка такое отношение к себе не устраивает и он начинает сопротивляться установленным нормам педагога, что в свою очередь приводит к эмоциональному выгоранию.

     Однако, как показали наши исследования, при  авторитарном стиле педагогической деятельности эмоциональное выгорание  проявляется в симптомах «напряжения» и «резистенции», а в симптоме «истощения» данный феномен не проявился.

     Таким образом, мы можем утверждать, что наша гипотеза доказана.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-2-е изд.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.- 352 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
  5. Долгополова И.В. К вопросу о стиле деятельности учителей начальных классов и младших школьников// Верхнекамский регион: экономические, социальные, историко-культурные проблемы: материалы региональной научно-практической конференции. - Березники, 2002. - С. 202 - 205.
  6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М.: Российское педагогическое общество, 1995.- 184 с.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”, 1997.- 480с.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
  9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. Шк., 1990.- 119 с.
  10. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  11. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.,1976.
  12. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учеб.- метод. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 121 с.
  13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
  14. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5. – C. 11-17
  15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990. - 192с.
  16. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
  17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: "Дело", 1994. - 216 с.
  18. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ.- 3-е изд., испр. - М.: "Совершенство", 1997. - 320 с.
  19. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебн. Пособие. - Кемерово, 1996. - 50 с.
  20. Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  21. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994.- 272с.
  22. Педагогика. Учебное пособие/ Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Роспедагенство, 1996.- 602 с.
  23. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
  24. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2003.- 607с.
  25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: ЗАО "Издателсьтво "Питер", 1999.- 416 с.
  26. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
  27. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто / Пер. с англ. Р. Муртазина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 640 с.
  28. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель дезадаптации учителей // Вопросы психологии. № 6, 1994. – C. 34-52
  29. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2001.- 42с.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     Методика  диагностики эмоционального выгорания М. Бойко

     Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

     Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный  стереотип эмоционального, чаще всего  профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

     Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

     ТЕСТ

     1. Организационные недостатки на  работе постоянно заставляют  нервничать, переживать, напрягаться.

     2. Сегодня я доволен своей профессией  не меньше, чем в начале карьеры.

     3. Я ошибся в выборе профессии  или профиля деятельности (занимаю не свое место).

     4. Меня беспокоит то, что я стал  хуже работать (менее продуктивно,  качественно, медленнее).

     5. Теплота взаимодействия с партнерами  очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

     6. От меня как профессионала  мало зависит благополучие партнеров.

     7. Когда я прихожу с работы  домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине,  чтобы со мной никто не общался.

     8. Когда я чувствую усталость  или напряжение, то стараюсь поскорее  решить проблемы партнера (свернуть  взаимодействие).

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учитилей-предметников