Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учитилей-предметников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить взаимосвязь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме;
Выявить уровень эмоционального выгорания у учителенй-предметников;
Определить стиль педагогической деятельности у учителенй-предметников;
Выявить связь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников;
Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 416.00 Кб (Скачать)
 

     В таблице цифры, выделенные жирным шрифтом, указывают на то, что у данных испытуемых сформировалась определенная фаза эмоционального выгорания. Таких педагогов получилось 18 человек, - они эмоционально выгорели. Так, испытуемые под номерами 1,15,19,26,27,34,36,37 (8 человек – 20% от общего числа испытуемых) испытывают напряжение; испытуемые под номерами 1,6,8,14,15,18,22,24,26,27,28,30,34,36,38 (15 человек – 37,5% от общего числа испытуемых) испытывают резистенцию; испытуемые под номерами 1,6,11,14,27 (5 человек – 12,5% от общего числа испытуемых) испытывают истощение. В таблице мы также можем наблюдать, что у испытуемых под номерами 1 и 27 (2 человека – 5% от общего числа испытуемых) по всем фазам эмоционального выгорания наблюдаются высокие показатели. У испытуемых под номерами 6,15,26,34,36 (5 человек – 12,5% от общего числа испытуемых) по двум фазам эмоционального выгорания наблюдаются высокие показатели. Что тоже говорит об эмоциональном перенапряжении.

     На  следующем этапе мы проведем диагностику  стиля педагогической деятельности и определим, к какому стилю педагогической деятельности относятся преподаватели  с высокими показателями эмоционального выгорания. 

     Таблица 2.2 - Сводная таблица результатов  исследования стиля педагогической деятельности у учителей-предметников

№ п/п Испытуемые  Авторитарный

стиль

Либеральный

Стиль

Демократический

стиль

1 Мария 4 9 3
2 Ольга 3 4 9
3 Дмитрий 3 6 7
4 Инна 6 7 3
5 Наталья 4 2 10
6 Мария 7 6 3
7 Елена 3 3 10
8 Кирилл 9 3 4
9 Елена М. 4 3 9
10 Ольга С. 3 6 7
11 Ольга Ш. 2 10 4
12 Денис 3 4 9
13 Павел 3 3 10
14 Анна 10 3 3
15 Софья 8 5 3
16 Анна К. 5 3 8
17 Виктория 5 2 9
18 Елена Б. 3 10 3
19 Анастасия Р. 9 5 2
20 Ольга К. 4 2 10
21 Виктория П. 3 6 7
22 Анастасия К. 10 4 2
23 Людмила 7 3 6
24 Юлия 8 3 5
25 Федор 3 5 8
26 Оксана 6 5 5
27 Александр 3 9 4
28 Валерия 8 4 4
29 Мария Р. 5 5 6
30 Светлана 7 3 6
31 Екатерина 6 5 5
32 Людмила Л. 4 4 8
33 Игорь 3 6 7
34 Сергей 8 5 3
35 Николай 5 5 6
36 Майя 8 5 3
37 Валентина 7 4 5
38 Наталья Ш. 9 3 4
39 Валерий Е. 5 3 8
40 Андрей 3 4 9
 

     В данной таблице цифры выделенные жирным шрифтом мы обозначили отношение  испытуемых к определенному стилю педагогической деятельности. Так, испытуемый 1 и 27 относятся к либеральному стилю педагогической деятельности. Испытуемые под номерами 6,15,26,34,36 – к авторитарному, и т.п.

     Таким образом, к авторитарному стилю  относятся испытуемые под номерами 6,8,14,15,19,22,23,24,26.28,30,31,34,36,37,38 (16 человек – 40% от общего числа испытуемых); испытуемые под номерами 1,4,11,18,27 (5 человека – 12,5% от общего числа испытуемых) относятся к либеральному стилю; испытуемые под номерами 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 21, 25, 29, 32, 33, 35, 39, 40 (19 человек – 47,5% от общего числа испытуемых) относятся к демократическому стилю педагогической деятельности.

     Теперь  мы можем утверждать, что испытуемым испытывающие эмоциональное выгорание  присущи авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности.

     Как мы отмечали ранее при демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

     При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

     При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

     По  результатам были сделаны следующие  выводы:

 

      Таблица 2.3 - Сводная таблица результатов

№ п/п Стиль педагогической деятельности

К-во

Эмоциональное выгорание
1

Авторитарный

16

14
2 Либеральный 5 4
3 Демократический 19 --
 

     Здесь мы видим, что у педагогов, обладающих авторитарным стилем педагогической деятельности более склонны к эмоциональному выгоранию, чем у педагогов, обладающих другим стилем педагогической деятельности. Теперь нам нужно статистически доказать нашу гипотезу.Мы воспользуемся методом статистической обработки коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для этого мы возьмем показатели методики определения стиля руководства трудовым коллективом, а именно показатели испытуемых по шкале авторитарный стиль руководства – 1 колонка, и сравним с показателями эмоционального выгорания по каждой шкале – 2 колонка.

     По программе STATISTIKA мы статистически доказывали нашу гипотезу.

     АВТОРИТ НАПРЯЖЕН

     Мария485

     Ольга35

     Дмитр311

     Инна613

     Наталья48

     Мария Л.746

     Елена С.329

     Кирилл940

     Елена М.457

     Ольга С.345

     Ольга Ш.241

     Денис312

     Павел328

     Анна  К.1046

     Софья873

     Анна  П.513

     Виктория544

     Елена Б.341

     Анастасия969

     Ольга К.433

     ВикторияП337

     Настя1025

     Людмила731

     Юлия87

     Федор312

     Оксана688

     Александр382

     Валерия848

     Мария Р.522

     Светлана748

     Екатерина625

     Людмила Л437

     Игорь346

     Сергей866

     Николай548

     Майя  П.887

     Валентина775

     Наталья Ш952

     Валерий555

     Андрей353

 

     

Spearman Rank Order Correlations (new.sta)
MD pairwise deleted
Valid Spearman 
  N  R  t(N-2)  p-level
АВТОРИТ & НАПРЯЖЕН40 ,284301 1,827984 ,075411
 

     Исходя  из результатов приведенных в  таблице можно заключить, что  эмоциональное выгорание (напряжение) и стиль педагогической деятельности находятся в статистически значимой прямой, сильной взаимосвязи (ρ = 0,284301, ρ = 0,001).

     Теперь  графически представим наши показатели  

       

     Теперь  мы можем сделать вывод, что авторитарный стиль педагогической деятельности способствует перенапряжению учителей-предметников.

     На  следующем этапе мы возьмем показатели методики определения стиля руководства  трудовым коллективом, а именно показатели испытуемых по шкале авторитарный стиль  руководства – 1 колонка, и сравним  с показателями эмоционального выгорания по каждой шкале – 2 колонка (регрессия).

     АВТОРИТ РЕГРЕС

     Мария493

     Ольга326

     Дмитр336

     Инна658

     Наталья443

     Мария Л.772

     Елена С.353

     Кирилл978

     Елена М.455

     Ольга С.350

     Ольга Ш.249

     Денис350

     Павел354

     Анна  К.1089

     Софья873

     Анна  П.552

     Виктория548

     Елена Б.369

     Анастасия958

     Ольга К.443

     ВикторияП352

     Настя1060

     Людмила757

     Юлия878

     Федор319

     Оксана665

     Александр377

     Валерия867

     Мария Р.514

     Светлана789

     Екатерина642

     Людмила Л452

     Игорь340

     Сергей875

     Николай555

     Майя  П.873

     Валентина755

     Наталья Ш960

     Валерий537

     Андрей341  

Spearman Rank Order Correlations (new.sta)
MD pairwise deleted
Valid Spearman 
  N  R  t(N-2) p-level
АВТОРИТ & РЕГРЕС40,5932544,542848,000055
 

     Исходя  из результатов приведенных в  таблице можно заключить, что  эмоциональное выгорание (регрессия) и стиль педагогической деятельности находятся в статистически значимой прямой, сильной взаимосвязи (ρ = 0,593254, ρ = 0,001).

     Теперь  графически представим наши показатели

 

       

     Теперь  мы можем сделать вывод, что авторитарный стиль педагогической деятельности способствует регрессии учителей-предметников.

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учитилей-предметников