Синдром эмоционального выгорания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Профессиональное выгорание — это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжительных профессиональных стрессоров средней интенсивности. Исследованиями подтверждено, что больше всего от профессионального выгорания страдают представители так называемых интеллектуально-коммуникативных профессий — руководители, продавцы, консультанты, агенты, преподаватели, врачи, журналисты, специалисты различных социальных служб, чья работа связанна с большими нервно-психическими нагрузками.

Содержание

Синдром Эмоционального «выгорания», почему он возникает. Специфика профессий типа «человек-человек»…………………………………………………………………………………….……………………………..2
Модели изучения психического «выгорания»……………………………………………………………………….2
Стадии «профессионального выгорания»…………………………………………………………………..………….3
Способы выхода………………………………………………………………………………………………………………………..6
Методика измерения профессионального «выгорания» (MBI)…………………………………………..7
Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания В. В. Бойко (СЭВ)…………..9

Работа содержит 1 файл

к.р. псих.практикум.docx

— 607.62 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине «Психологический практикум»

По теме « Синдром эмоционального выгорания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила  студентка:

                                                   

                                                                          Гр. 100101 65(ИМ) УСК. 3,5 г.                                             Проверил:

 

 

 

 

 

 

Калининград 2013 г.

 

 

 

Содержание:

 

  1. Синдром Эмоционального «выгорания», почему он возникает. Специфика профессий  типа «человек-человек»…………………………………………………………………………………….……………………………..2
  2. Модели изучения психического «выгорания»……………………………………………………………………….2
  3. Стадии «профессионального выгорания»…………………………………………………………………..………….3
  4. Способы выхода………………………………………………………………………………………………………………………..6
  5. Методика измерения профессионального «выгорания» (MBI)…………………………………………..7
  6. Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания В. В. Бойко (СЭВ)…………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синдром Эмоционального «выгорания», почему он возникает. Специфика профессий  типа «человек-человек».

       Профессиональное  выгорание — это долговременная  стрессовая реакция, возникающая  вследствие воздействия продолжительных  профессиональных стрессоров средней  интенсивности. Исследованиями подтверждено, что больше всего от профессионального  выгорания страдают представители  так называемых интеллектуально-коммуникативных  профессий — руководители, продавцы, консультанты, агенты, преподаватели,  врачи, журналисты, специалисты различных  социальных служб, чья работа  связанна с большими нервно-психическими  нагрузками.

       Действительно,  условия работы этих специалистов  далеко не комфортные. Здесь имеются  в виду не только физиологические  факторы, связанные с условиями  труда: гиподинамия, повышенная  нагрузка на зрительный, слуховой  и голосовой аппараты и т.д.  Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся или клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.

       При такой работе  день за днем уровень напряженности  может накапливаться. Возможными  проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность,  беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях  тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут  быть и другие индивидуальные  ее проявления.

       При достижении  определенного уровня напряженности  организм начинает пытаться защитить  себя. Это проявляется в неосознаваемом  или осознаваемом желании как  бы уменьшить или формализовать  время взаимодействия с учащимися,  клиентами.

       Как показывает  наш опыт, признаки синдрома могут  развиваться быстрее у специалистов  службы занятости, милиции, системы  здравоохранения, социального обеспечения  — то есть всех тех, кто  имеет дело с клиентами, находящимися  в негативном эмоциональном состоянии,  имеющими различные физические  и психические дефекты (безработные,  мигранты, люди с тяжелыми или  хроническими заболеваниями, инвалиды, преступники). У педагогов, которые работают с детьми, этот синдром обычно развивается медленнее.

Модели  изучения психического «выгорания».

В настоящее  время хорошо известны 3 модели «психического  выгорания» и соответственные им методы его оценки. Согласно первой, одномерной, модели, «выгорание» - это  состояние физического, психологического и прежде всего эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием  в эмоционально перегруженных ситуациях  общения. Данная трактовка близка пониманию  «выгорания» как синдрома «хронической усталости». В противоположность  другим подходам сторонники одномерного  подхода не приписывают «выгорание»  определенным группам.

Вторая модель принадлежит голландским исследователям. Они рассматривают «выгорание»  как двухмерный конструкт, состоящий  из эмоционального истощения и деперсонализации. Последняя проявляется в ухудшенном отношении к другим, а иногда и к себе лично.

       Наиболее интенсивно  синдром «burnout» начал изучаться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы выгорания приобрело на Западе практически массовый характер.

       В MBI синдром  психического выгорания рассматривается  как трехмерная конструкция, включающая  в себя: эмоциональное истощение,  деперсонализацию и редуцирование  личных достижений.

       Эмоциональное  истощение выступает, по мнению  многих исследователей, как основная  составляющая «профессионального  выгорания» и проявляется в  переживаниях сниженного эмоционального  тонуса, утрате интереса к окружающему  или эмоциональном перенасыщении;  в агрессивных реакциях, вспышках  гнева, появлении симптомов депрессии. 

       Деперсонализация  проявляется в деформации (обезличивании)  отношений с другими людьми: повышении  зависимости от других или,  напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам).

       Редуцирование  личных достижений проявляется  в тенденции к негативному  оцениванию себя, снижении значимости  собственных достижений, в ограничении  своих возможностей, негативизме  относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной  мотивации, в редуцировании собственного  достоинства, в снятии с себя  ответственности или отстранении  («уходе») от обязанностей по  отношению к другим.

       В настоящее  время нет единого взгляда  на структуру синдрома burnout, но несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

Стадии  «профессионального выгорания».

       Автор занимается  проблемой изучения и профилактики  профессионального выгорания около  десяти лет, работает с педагогами  и руководителями образования,  специалистами службы занятости,  системы социального обеспечения  и здравоохранения.

       Обобщение данных, а также результатов исследования  деятельности вышеуказанных специалистов  позволило выделить три основные стадии синдрома.

       Первая стадия  — на уровне выполнения функций,  произвольного поведения: забывание  каких-то моментов, говоря бытовым  языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или  нет в документацию, задан ли  планируемый вопрос, какой получен  ответ), сбои в выполнении каких-либо  двигательных действий и т.д.  Обычно на эти первоначальные  симптомы мало кто обращает  внимание, называя это в шутку  «девичьей памятью» или «склерозом».  В зависимости от характера  деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

       На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

       Третья стадия  — собственно личностное выгорание.  Характерна полная потеря интереса  к работе и жизни вообще, эмоциональное  безразличие, отупение, ощущение  постоянного отсутствия сил. Человек  стремится к уединению. На этой  стадии ему гораздо приятнее  общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может  формироваться от десяти до  двадцати лет.

Производственный стресс и синдром  «выгорания».

       Производственный (профессиональный) стресс — это  многомерный феномен, выражающийся  в физиологических и психологических  реакциях на сложную рабочую  ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, так как обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными особенностями сотрудников, их межличностными взаимодействиями. Производственный стресс влияет на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

       В наши дни  проблемы управления производственными  стрессами становятся наиболее  актуальными из-за быстро изменяющихся  социально-экономических и политических  ситуаций, увеличения нервно-психических  и информационных нагрузок, диверсификации  производства, постоянного роста  конкурентности и борьбы за рынки сбыта. В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс-факторов:

• физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);

• физиологические (сменный график, отсутствие режима питания);

• социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);

• структурно-организационные факторы («организационный стресс»).

       Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психо-социальных факторов, Бренерр (1981) сделал вывод, что на протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни: ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. Количество стресс-реакций возрастает, благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах.

       Синдром психического  «выгорания» рассматривается многими  авторами как следствие производственных  стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим большинство авторов склоняется к мнению, что синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий — профессий системы «человек—человек»: врачи, медицинский персонал, учителя, консультирующие психологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий, а также все категории руководителей-менеджеров. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Имеются основания считать, что «выгорание» имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, имеющих длительные межличностные коммуникации.

       Согласно результатам  исследований, у руководителей чаше, чем у представителей других  профессий встречается выгорание.  Объяснить такое положение дел  просто. Управленец делает огромное  количество такой работы, которая  лично ему не нужна. Т.е. он  многое выполняет потому, что  он должен это делать. И чем  выше его статус, тем больше  ограничений такого рода. Высокий  статус связан с чудовищным  количеством регламентов. Руководитель  оказывается заложником огромного  количества ожиданий от него  окружения, подчиненных, партнеров,  клиентов и у него возникает  колоссальное рассогласование между  тем, что он хочет, и между  тем, что он делает.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания