Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
Цель исследования: определить взаимосвязь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме;
Выявить уровень эмоционального выгорания у учителенй-предметников;
Определить стиль педагогической деятельности у учителенй-предметников;
Выявить связь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников;
Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ
Однако одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества.
В организации можно выделить три момента. Один из них – это неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий «мужской», либо излишне мягкий «женский», нередко нечеткий и неуправляемо эмоциональный. «Мужской» стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. А «женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу реализацию перфекционизма, а значит - целостность собственной личности.
Также угрозой перфекционизму является работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять-таки появлению психосоматики.
Третий момент – это отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального выгорания. В качестве иллюстрации этого положения можно привести пример Водопьяновой, которая отмечает, что уровень выгорания у израильских менеджеров ниже, чем у американских. При этом считается, что уровень жизни в Америке существенно выше. Данное явление объясняется тем, что израильтяне получают поддержку от ощущения чувства социальной сплоченности.
Но
нельзя не учитывать и влияние
социально-культурных факторов. Как
говорят различные
Итак,
мы описали факторы риска
Согласно их позиции в личности можно выделить три состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель, каждое из которых имеет свой функционал. В частности, в Ребенке выделяют естественного и приспособившегося. Качества первого – спонтанность, нежность, импульсивность, чувственность, открытость творчеству, жизнерадостность, шаловливость, бесконтрольность. Качества второго – послушность, вежливость, адаптированность. с таким ребенком окружающим общаться удобно. И если естественный ребенок делает то, что ему хочется делать, и чувствует себя при этом хорошо, то приспособившийся делает все, чтобы получить одобрение взрослых, то есть чтобы было хорошо окружающим. Более того, некоторые перестают видеть разницу между своими желаниями и требованиями окружения, перестают «хотеть». А с этим теряют жизнерадостность и оптимизм [25; c. 404].
1. Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции изучали Джеймс В. и Г.Н. Ланге, И.П. Павлов, П.К. Анохин, П.В. Симонов и др.
2. Вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым ставился еще в 60-е годы 19 века (А.Ю. Колесников). В зарубежной психологии проблема стиля взаимодействия берет начало в трудах К. Левина в 30-е г. 20 в., которым было предложено понятие «стиля лидерства». В отечественной же психологии систематическое, целенаправленное изучение стиля началось позже, в 50-60-х г., В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым в рамках материалистического подхода, на основе психологической теории деятельности. Анализ шагов к исследованию индивидуального стиля общения можно разделить на два направления: деятельностный и интерактивный. А.К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности.
3.
Синдром эмоционального
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ
РУКОВОДСТВА НА
УСПЕШНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1
Организация и
этапы исследования
Успех
реализации реформы школы в значительной
степени зависит от мастерства учителя,
от максимального и полного
В работе мы опирались на подход В.С. Мерлина к индивидуальному стилю как к проявлению вариативности удовлетворительных программ выполнения деятельности, вызванной ее «зоной неопределенности» [14; c. 11].
Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учителей-предметников с целью анализа практикуемых и предпочитаемых стилей педагогической деятельности и их влияние на успешное преподавание.
В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: авторитарный стиль педагогической деятельности способствует эмоциональному выгоранию учителей-предметников.
В эксперименте участвовали 40 учителей гуманитарных предметов средней школы № 41.
На
первом этапе исследовалось стиль
педагогической деятельности учителей-предметников
и их эмоциональное выгорание. Для этого
использовались методики: Методика определения
стиля руководство трудовым коллективом
и Методика диагностики эмоционального
выгорания М. Бойко.
2.2
Методы и методики
исследования
Методика
разработана В.П. Захаровым на основе
опросника А.Л. Журавлева. Основная
методика состоит из 27 групп утверждений,
отражающих различные аспекты
Более подробное описание методики в Приложении 1.
2. Методика диагностики эмоционального выгорания М. Бойко
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9
и менее баллов - не сложившийся
симптом, 10-15 баллов - складывающийся
симптом, 16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более
баллов относятся к
Методика
позволяет увидеть ведущие
Дальнейший
шаг в интерпретации
- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
-
какими сложившимися и
- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
-
какой симптом (какие симптомы)
более всего отягощают
-
в каких направлениях надо
влиять на производственную
-
какие признаки и аспекты
Более
подробное описание методики в Приложении
2.
2.3
Анализ и интерпретация
результатов
На первом этапе исследовалось стиль педагогической деятельности преподавателей и эмоциональное выгорание по методикам М.Бойко и методике определения стиля руководства трудовым коллективом.
По
методике М.Бойко, были получены следующие
результаты
Таблица 2.1
№ п/п | Испытуемые | напряжение | резистенция | истощение |
1 | Мария | 85 | 93 | 106 |
2 | Ольга | 5 | 26 | 30 |
3 | Дмитрий | 11 | 36 | 44 |
4 | Инна | 13 | 58 | 30 |
5 | Наталья | 8 | 43 | 42 |
6 | Мария Л. | 46 | 72 | 64 |
7 | Елена С. | 29 | 53 | 34 |
8 | Кирилл | 40 | 78 | 45 |
9 | Елена М. | 57 | 55 | 46 |
10 | Ольга С. | 45 | 50 | 28 |
11 | Ольга Ш. | 41 | 49 | 61 |
12 | Денис | 12 | 50 | 36 |
13 | Павел | 28 | 54 | 39 |
14 | Анна | 46 | 89 | 77 |
15 | Софья | 73 | 73 | 43 |
16 | Анна К. | 13 | 52 | 13 |
17 | Виктория | 44 | 48 | 56 |
18 | Елена Б. | 41 | 69 | 44 |
19 | Анастасия Р. | 69 | 58 | 33 |
20 | Ольга К. | 33 | 43 | 58 |
21 | Виктория П. | 37 | 52 | 24 |
22 | Анастасия К. | 25 | 60 | 18 |
23 | Людмила | 31 | 57 | 31 |
24 | Юлия | 7 | 78 | 31 |
25 | Федор | 12 | 19 | 29 |
26 | Оксана | 88 | 65 | 50 |
27 | Александр | 82 | 77 | 78 |
28 | Валерия | 48 | 67 | 50 |
29 | Мария Р. | 22 | 14 | 9 |
30 | Светлана | 48 | 89 | 52 |
31 | Екатерина | 25 | 42 | 41 |
32 | Людмила Л. | 37 | 52 | 36 |
33 | Игорь | 46 | 40 | 34 |
34 | Сергей | 66 | 75 | 37 |
35 | Николай | 48 | 55 | 36 |
36 | Майя П. | 87 | 73 | 20 |
37 | Валентина | 75 | 55 | 40 |
38 | Наталья Ш. | 52 | 60 | 34 |
39 | Валерий Е. | 55 | 37 | 39 |
40 | Андрей | 53 | 41 | 35 |