Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:50, доклад

Описание работы

Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, на момент осуществления этого выбора является уже во многом сформировавшейся личностью со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальные качества педагога в любом случае должны отвечать общим психологическим требованиям к данной профессии. Кроме того, в педагогической деятельности, относящейся к типу профессий «человек– человек», в обязательном порядке необходимо учитывать психологические особенности другой стороны – учащихся.

Работа содержит 1 файл

Доклад по возрастной.docx

— 15.83 Кб (Скачать)

Каждый  взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, на момент осуществления  этого выбора является уже во многом сформировавшейся личностью со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальные качества педагога в любом случае должны отвечать общим психологическим  требованиям к данной профессии. Кроме того, в педагогической деятельности, относящейся к типу профессий  «человек– человек», в обязательном порядке необходимо учитывать психологические  особенности другой стороны –  учащихся. Например, стиль работы и  общения с учениками учителя  начальных классов как непосредственно  на уроке, так и вне его будет  заметно отличаться от стиля общения, допустим, учителя химии, работающего  исключительно со старшими подростками  и юношами. В свою очередь, преподаватель  вуза по стилю деятельности будет  значительно отличаться от школьного  учителя, в том числе и преподающего ту же самую дисциплину. Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности – а) индивидуально-психологические особенности педагога; б) особенности педагогической деятельности; в) особенности обучающихся.

Индивидуально-психологические  особенности учителя, формирующие  стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие  особенности. Под особенностями  педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом  профессиональной деятельности, так  и содержание дисциплины, курса, учебного материала. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень  знаний и т.д.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется:

    1. в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
    2. характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
    3. выборе методов обучения;
    4. подборе средств воспитания,
    5. стиле педагогического общения;
    6. реагировании на действия, на поступки студентов;
    7. манере поведения;
    8. предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
    9. применении средств психолого-педагогического воздействия на студентов.

С.И. Архангельский  рассматривает три группы характеристик  индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики1.

Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

    1. преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
    2. адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
    3. оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
    4. рефлексивность-интуитивность.

Аналогично  выделяются динамические характеристики.

Говоря  об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и  формы поведения, педагог учитывает  свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и  те же, но реализуют их по-разному.

1 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы  и методы. – М., 1980. – С. 45. 

2.См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.


Информация о работе Индивидуальный стиль педагогической деятельности