Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учитилей-предметников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить взаимосвязь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме;
Выявить уровень эмоционального выгорания у учителенй-предметников;
Определить стиль педагогической деятельности у учителенй-предметников;
Выявить связь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников;
Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ.

Специальность «Психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТИЛЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ 
 
 

Научный руководитель

Пучкова И.М. 
 
 
 
 
 

КАЗАНЬ 2011.

 

      ВВЕДЕНИЕ  

     Проблемы образования во всем мире становятся приоритетными, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача воспитания новой личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей, государств и всей планеты.

     В новых условиях профессиональная привычка, неуверенность в новых подходах к образованию, некомпетентность, а  иногда и личная несостоятельность  представляют собой серьезные психологические барьеры в совершенствовании индивидуального стиля деятельности учителя, в создании уникальной и гуманистической обучающей технологии взаимодействия с учащимся.

     Личность  учителя в педагогической деятельности - это личность носителя культуры и  её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

     В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности (И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).

     Обновляемое в инновационной деятельности российских учителей образование (обучение и воспитание), имеющее значительный позитивный опыт основано на дидактической теории и все еще остается массово-репродуктивным, а не индивидуально-творческим (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова).

     Вместе  с тем, перед современным учителем стоит задача опережающего научного прогнозирования тех условий, в  которых он может стать подлинно независимой и ответственной личностью, способной преодолевать внешние влияния и пределы заданного и интегрировать на уровне своего индивидуального стиля деятельности достижения мировой педагогической науки и практики.

     Актуальность  темы исследования. В современном образовании существует противоречие между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности учителя и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ индивидуального стиля деятельности, отсутствием сравнительного анализа индивидуального педагогического стиля деятельности в различных культурах и системах образования. Это определило актуальность исследования.

     Цель исследования: определить взаимосвязь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников.

     Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме;
  2. Выявить уровень эмоционального выгорания у учителенй-предметников;
  3. Определить стиль педагогической деятельности у учителенй-предметников;
  4. Выявить связь эмоционального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей-предметников;
  5. Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

     Объект  исследования учителя-предметники

     Предмет исследования эмоциональное выгорание и стиль педагогической деятельности

     Гипотеза  исследования: авторитарный стиль педагогической деятельности способствует эмоциональному выгоранию учителей-предметников.

     Методологию исследования составляют: концепции исследования стиля деятельности, исходными положениями которой являются интегрирующей идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.М. Теплова, В.С .Мерлина и других. А также системный подход теории функциональных систем, предпринятая П.К. Анохиным, позволила использовать системный подход в педагогике и в психологии.

     Методы исследования основаны на изучении и анализе научной литературы по проблеме курсовой работы, наблюдении и опросных методах. В работе были применены: Методика определения стиля руководство трудовым коллективом и Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, t-критерий Стьюдента.

     Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие учителя СШ № 41 г.Казань.

     Научная новизна работы. Определили взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности.

     Практическая  значимость. Содержащиеся в курсовой работе теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для социально-психологического обеспечения деятельности педагогов. Основные положения и работы могут найти свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности функционирования педагогов, а также могут быть полезны психологам, работающим в школах по выработке навыков эффективного педагогического общения.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Курсовая работа выполнена в объеме 76 страниц из них 13 страниц (63-76) занимают ПРИЛОЖЕНИЯ.

     При написании курсовой работы было использовано 30 основных источников, преимущественно научного, научно-методического, периодического характера.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

      1.1 Проблема эмоций  в жизни человека 

     Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

     Эмоции - особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [8; c. 42].

     Эмоции  человек не только переживает, но и  выражает внешне в виде телесных проявлений: мимики (изменения положения губ и бровей), пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики), ряда вегетативных явлений (изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и более или менее глубоких биохимических изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т. д.). Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства.

     Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные  реакции человека - от бурных взрывов  страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес [8; c. 54].

     Структура эмоциональных процессов существенно  отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы [13; c. 122]. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

     Наиболее  мощная эмоциональная реакция - аффект. Он полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными и тем самым образуя обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. Аффект - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

     Настроение - эмоциональное "хроническое" состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

     Чувство - высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.

     Страсть - сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они - реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки.

     Стресс - это такое состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

     Все эмоциональные проявления характеризуются  направленностью (положительной или  отрицательной), степенью напряжения и  уровнем обобщенности [13; c. 154].

     Органическая  взаимосвязь двух основных компонентов эмоции - объективного и субъективного - позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека. Отражая вероятностные события, эмоция определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого обучения. Например, эмоция страха заставляет ребенка избегать огня, которым он когда-то обжегся. Эмоция может предвосхищать также благоприятные события.

     При эмоциональном возбуждении человека, его состояние сопровождается определенными  физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц [21; c. 128].

     Физиологические изменения существенны не для  переживания эмоций, а для активизации  всех сил организма для усиленной  мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией.

     В одной из своих лекций И.П. Павлов пояснял причину тесных связей между  эмоциями и мышечными движениями. Весьма выразительное описание физиологических  и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приводит в своих работах Г.Н. Ланге [25; c. 237].

     Однако  биологический компонент приспособительной  функции такого сложного психического процесса, как эмоция, - способствовать своевременной и полноценной  энергетической мобилизации организма в экстремальных условиях - не ограничивает роль эмоций в жизни человека.

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учитилей-предметников