Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель работы – изучить факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
проанализировать научную литературу по теме исследования;
изучить самооценку, как психологическую категорию;
изучить особенности самооценки у младших школьников;
изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников;
диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста;
проанализировать полученный результат.
Введение 3 стр.
Глава 1.
1.1 Понятие и виды самооценки, теории происхождения самооценки 7 стр.
1.2 Особенности самооценки младших школьников 15 стр.
1.3 Теоретические основы влияния различных факторов на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 21 стр.
Глава 2.
2.1 Этапы, методы, методики исследования 29 стр.
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 35 стр.
Заключение.
40 стр.
Литература. 42 стр.
Изучение
роли самооценки в познавательной деятельности
обнаружило, что особое значение ребенок
придает своим интеллектуальным
возможностям, оценка этих возможностей
другими его всегда очень беспокоит.
Так, в проведенном исследовании
ни один из учеников (в том числе
неуспевающие), перечисляя причины
своей недостаточно эффективной
или плохой успеваемости, не сослался
на затруднения в понимании
Развитие
самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы,
проходит в два этапа: на первом дети,
оценивая себя, ограничиваются главным
образом оценкой своих действий
и поступков, а на втором в сферу
самооценки включаются внутренние состояния
и моральные качества личности. Формирование
второго, высшего этапа самооценки
начинается в подростковом возрасте
и продолжается в течение всей
жизни человека по мере накопления
социального опыта и
Таким образом, с развитием личности младшего школьника более точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Причем самооценка становится не, только более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.
Основная
тенденция в становлении
1.3. Теоретические основы влияния различных факторов на самооценку в младшем школьном возрасте.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с фактами человеческой истории, с произведениями искусств, с миром природы не только расширяют у детей круг представлений о действительности. У них складывается определенное отношение к ним.
Самооценку с раннего детства формирует воспитание.
Воспитание самооценки в ребенке – одна из самых важных задач для его будущей жизни.
Большое
значение в становлении самооценки
имеет стиль семейного
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка – стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку – стиль “подавления”.
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Часто
родители придумывают, каким должен
быть ребенок в идеале, а, когда
он не соответствует их мечтам, упрекают
его за это, не замечая достоинств,
которые просто не были включены в
их, родительские, планы. Поэтому, чтобы
у ребенка не воспиталось низкой
самооценки и ощущения ущербности,
не стоит возлагать на него каких-то
огромных надежд, чтобы впоследствии
не прийти к разочарованию. И, наоборот,
нужно старательно замечать достоинства,
открывать в ребенке ему
Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя все, что делает ребенок, безоговорочно хвалить, но и ругать за все подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребенка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребенок понял критику и быстро все исправит.
Особенно аккуратно нужно вести себя с детьми, если их двое и больше. Есть родители, которые откровенно сравнивают детей, ставят одного другим в пример. Конечно, это отражается на самооценке детей, вызывает у них чувство зависти, сомнение в родительской любви и откровенную неприязнь к тому, кого постоянно превозносят.
Конечно, нужно приветствовать стремление ребенка к идеалу, иначе он вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путем кропотливого труда. Объяснить ребенку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе – идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
В
младшем школьном возрасте ведущей
является учебная деятельность. Именно
учебная деятельность как деятельность
по овладению обобщенными
1)
поскольку она направлена на
изменение самого ученика, в
процессе ее формирования
2)
структура учебной
В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).
На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно, более достоверное представление о самом себе.
Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.
Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально уровень притязаний носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и насколько это для него значимо.
Нередко у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению. [15]
Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности самопринятия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирования 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оценивать свой физический облик как "нелепый" и "вызывающий отвращение"
В школьные годы внешний облик ребенка во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на общей самооценке. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, "козлы отпущения", предмет насмешек и издевательств - "дядь, достань воробушка", "жиртрест-мясокомбинат", "очкарик", "прыщ", "рыжий, рыжий, конопатый" и т. д. в том же роде, вплоть до приписывания детям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств.
В формирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующие проблемы:
1) проблема роста: ученица страдает от того, что она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход – страдание. Ребенок мыслит образами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким, каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен отрицательными чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и искривленными деталями, весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственным воображением уродливой модели доставляет ребенку физическое страдание.
2)
проблема внешности:
бывает такое,
что ребенок призирает
самого себя: не
любит свою внешность,
ненавидит свои
способности, вообще,
тяготится самим
собой. Такого
рода рефлексирующий
негативизм –
явление довольно
частое. И этот
негативизм рождается
на грани позитивного
качества –
Самооценка
тесно связана с ожидаемой
родительской оценкой — так называемая
"эхо-самооценка", или зеркальное
отражение в самооценке родительского
видения ребенка и эмоционального отношения
к нему. "Я больная - так и мама считает",
"Я честная. Так мама говорит", "Мама
говорит, что я эгоистка. Так оно и есть".
Даже самостоятельно придумывая свободные
шкалы самооценивания, дети часто говорят:
"Как считают родители, я...", "Мама
мне часто говорит, что я...". Самооценка
как бы отстает в своем развитии, продолжая
оставаться "линейной функцией" от
отношения родителей к ребенку. Это создает
чрезвычайно психотравмирующую ситуацию
для него. Стремясь спрятаться от неблагоприятно
складывающихся отношений вне семейного
круга, полный ребенок в своей семье сталкивается
с отсутствием истинно глубоких чувств
и эмоциональным отвержением родителей,
что еще более усугубляет его чувство
неполноценности. [12]
Информация о работе Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников