Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

Задачи:
проанализировать научную литературу по теме исследования;
изучить самооценку, как психологическую категорию;
изучить особенности самооценки у младших школьников;
изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников;
диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста;
проанализировать полученный результат.

Содержание

Введение 3 стр.

Глава 1.
1.1 Понятие и виды самооценки, теории происхождения самооценки 7 стр.
1.2 Особенности самооценки младших школьников 15 стр.
1.3 Теоретические основы влияния различных факторов на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 21 стр.

Глава 2.
2.1 Этапы, методы, методики исследования 29 стр.
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 35 стр.

Заключение.
40 стр.
Литература. 42 стр.

Работа содержит 1 файл

курсаччччч.docx

— 106.76 Кб (Скачать)

      Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено  тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

      Итоговым  измерением Я, формой существования  глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание  его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие  цели перед собой ставит.

      Совокупность  таких целей образует уровень  притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [14].

      По  мнению Л.И. Божович, познание другого  не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление  себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая  себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у  себя то, что сначала замечает у  других, и в результате приходит к осознанию своих поступков  и действий, свойств и качеств  собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных  свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами  ряда психологических  исследований [3].

      Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов  поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания  школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия  его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие,  его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания  оценки самого человека» [3]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку. [1].

      Формируясь  в процессе всей жизнедеятельности  личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором  различных видов деятельности и  поведения человека. Многие советские  ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее  поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с  окружающими людьми.

      По  мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей  старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает «  внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать  свое поведение через  отношение к себе, к своим возможностям. [24].

      Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения  развивается  на ряду с развитием других психических  особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает  качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают  со становлением ее устойчивости, так  как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение

      Западноевропейские  и американские психологи рассматривают  самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде,  согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З. Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я».[20].

      Купер Смит называет самооценкой отношение  индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный  характер; оно проявляется как  одобрение или неодобрение, степень  которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.[15].

      По  мнению М.Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства  самоуважения, ощущения собственной  ценности и позитивного отношения  ко всему тому, что входит в сферу  его «Я». [13]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности.

      Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок». [5]. 

      Таким образом, самооценка  - отношение  человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к  внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой  представляет. В тех же случаях, когда  человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко  расходится с тем, каким его считают  другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.

      Знать самооценку человека очень важно  для установления отношений с  ним, для нормального общения, в  которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

      Самооценка  является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек  узнает о себе от других, и его  собственная активность, направленная на осознание своих действий и  личностных качеств.

 

      1.2 Особенности самооценки  младших школьников.

      Младший школьный (6-7 – 10-11 лет) возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет  много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу  вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его  жизни. [6] Это очень ответственный  период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень  интеллекта и личности, желание и  умение учиться, уверенность в своих  силах. [22]

      Исследования  показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного  завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности  и в то же время снижается тенденция  переоценивать себя.

      Устойчивая  заниженная самооценка проявляется  крайне редко. Все это говорит  о том, что самооценка младшего школьника  динамична и в то же время имеет  тенденцию к устойчивости, переходит  в дальнейшем во внутреннюю позицию  личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

      Так, дети, имеющие адекватную самооценку: активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу  младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

      Дети  с высокой адекватной самооценкой  отличаются активностью, стремлением  к достижению успеха в каждом виде деятельности.

      Их  характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это  — оптимисты. Причем их оптимизм и  уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

      Неадекватная  заниженная самооценка у младших  школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить  свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять  себя, мотивируя это тем, что все  равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко  сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экспериментальной  ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в  силу этого в чем-то боятся самой  деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей  особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

      Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них  свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой  мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих  начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, повышено тревожны, застенчивы, робки.

      Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах  затрудняет их общение с детьми и  взрослыми. И в то же время эти  дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

      Дети  с завышенной самооценкой переоценивают  свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются  на самую легкую задачу, движимые мотивом  престижности. Они не обязательно  расхваливают себя, но зато охотно бракуют  все, что делают другие, критичны к  другим.

      Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность  — эти черты личности легко  формируются у детей с завышенной самооценкой.

      Исследование  Л. С. Славиной показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует  его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникает  потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень  притязаний.

      Если  уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у  него возникают острые аффективные  переживания, вызывающие некоторые  отрицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчивость, агрессивность  и пр.

      Экспериментальная перестройка неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке  и ребенок склонен сохранить  ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в  свое сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет  место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все - таки получает от кого - либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими - то способностями, которые  обеспечивают ему частичный или  временный успех.

      Если  у ребенка не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения детей выяснились источники, породившие и поддерживающие неадекватную самооценку ребенка, то самооценку удается изменить, сняв одновременно и аффективные переживания, и привести поведение к норме. [11]

      Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать  влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная  самооценка накладывает отпечаток  на все стороны жизни ребенка. 

      Младшему  школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и  контролировать свое поведение, управлять  собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс  формирования самоконтроля зависит  от уровня развития самооценки. Младшие  школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого  и с участием сверстников. Представления  о себе основа самооценки младших  школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности. [9]

      Неоднозначны  критерии самооценки. Индивид оценивает  себя двумя путями: 1) путем сопоставления  уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими  людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи  и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом  своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее  важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в  целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно  для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о  человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

Информация о работе Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников