Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

Задачи:
проанализировать научную литературу по теме исследования;
изучить самооценку, как психологическую категорию;
изучить особенности самооценки у младших школьников;
изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников;
диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста;
проанализировать полученный результат.

Содержание

Введение 3 стр.

Глава 1.
1.1 Понятие и виды самооценки, теории происхождения самооценки 7 стр.
1.2 Особенности самооценки младших школьников 15 стр.
1.3 Теоретические основы влияния различных факторов на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 21 стр.

Глава 2.
2.1 Этапы, методы, методики исследования 29 стр.
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 35 стр.

Заключение.
40 стр.
Литература. 42 стр.

Работа содержит 1 файл

курсаччччч.docx

— 106.76 Кб (Скачать)

     Таким образом, основными факторами, влияющими  на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные  воздействия учителя, родителей, стиль  семейного воспитания, принятые в  семье ценности и их отношение к учебной деятельности.

      Учебная деятельность является одним из важнейших  факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому  учитель начальных  классов должен знать  психологические  особенности младших  школьников и учитывать  индивидуальные особенности  самооценки в учебном  процессе.

 

      

Глава II. Исследование влияния различных факторов на самооценку в младшем школьном возрасте.

     2.1. Этапы, методы, методики исследования

      Цель исследования: изучить самооценку младших школьников.

     Задачи  исследования:

  1. исследовать самооценку у младших школьников;
  2. провести диагностическое обследование;
  3. анализ полученных результатов.

     Этапы исследования:

  1. отобрать группу испытуемых из числа младших школьников – 2 класс;
  2. подобрать методики для измерения самооценки;
  3. провести констатирующий эксперимент с помощью выбранных методик;
  4. обобщить полученные результаты.
 

     В исследовании принимали участие  учащиеся 2а класс – в количестве 26 человек: 13 мальчиков  и 13 девочек.

     Для исследования младших школьников использовались следующие методики:

        1. Методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковская;
        2. Методика «Три оценки», А.И. Липкиной;
        3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

     Методика  психологического исследования – совокупность приемов, способов организации и  регуляции психологического исследования, порядок их применения и интерпретация  полученных результатов при достижении определенной научной цели [4].

     Констатирующий  эксперимент – дает возможность  установить наличное состояние знаний (умений и навыков). [2] 

     «Лесенка» Т.Д. Марцинковская.

     Ребенку дается листок с нарисованной на ней  лестницей, состоящей из семи ступенек. Объясняется значение ступенек. На рисунке располагают фигурку  ребенка. «Посмотри на эту лестницу. Видишь, тут стоит мальчик (или  девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей. Чем лучше дети, тем их ставят выше. А на самой  верхней ступеньки – самые  хорошие ребята. На какую ступеньку  ты сам себя поставишь? На какую ступеньку  тебя поставит мама? А папа? А воспитательница (учительница)?» Важно, чтобы ребенок  понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить  его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

     Оценка  ответов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам  себя поставил. Считается нормой, если дети 5-7 лет ставят себя на ступеньки  «очень хорошие дети» и «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой  из нижних ступенек говорит об отрицательном  отношении к себе, неуверенности  в собственных силах. Это очень  серьезное нарушение структуры  личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у ребенка. Как правило, это связано с  холодным отношением к детям, с отвержением  их или с суровым, авторитарным воспитанием. Ребенок считает, что его любят  только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут  быть хорошими постоянно, они начинают сомневаться в себе, в своих  силах и в любви к ним  родителей. Как крайнее пренебрежение  ребенком, так и постоянная опека  и контроль приводят к сходным  результатам. Для нормального, комфортного  самоощущения, которое связано с  появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Я не самый хороший, иногда балуюсь. Но мама меня любит, поэтому поставила сюда». Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным. Все это необходимо для нормального развития детей 5-7 лет. Признаком неблагополучия в отношениях с родителями и в структуре личности ребенка являются ответы, в которых родные ставят его на нижние ступеньки. Если при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница (учительница)? » ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально. Ребенок себя адекватно оценивает, особенно в том случае, если он действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы (учительницы).

     «Три  оценки» А.И. Липкиной.

     Ученикам  предлагается выполнить любое учебное  задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы  из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о  выполненном задании, и поэтому  они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с  учениками выясняются ответы на следующие  вопросы:

     1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

     2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила  тебе «5». Обрадуешься ты этому  или это тебя огорчит?

     3. Какие оценки тебя радуют, какие  огорчают?

     Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим  показателям:

  • совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
  • характер аргументации самооценки:

     а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

     б) любая другая аргументация.

  • устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы. [16]

     Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

     Данная  методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым  предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками  уровень развития у них этих качеств  и уровень притязаний, т.е. уровень  развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

     Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого  качества человеческой личности можно  условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать  самое низкое развитие, а верхняя  – наивысшее.  В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

  1. Здоровье
  2. Ум, способности
  3. Характер
  4. Авторитет у сверстников
  5. Умение многое делать своими руками
  6. Внешность
  7. Уверенность в себе

     Под каждой линией написано, что она  означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны  вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой  или почувствовали гордость за себя.

     Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

  1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
  2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
 

               Низкий средний   высокий

     Уровень притязаний      до 60           60-74                     75-100

     Уровень самооценки     до 45            45-59                    60-100

     Уровень притязаний. Норму притязаний, по мнению автора, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для личностного развития — от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

     Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

     Количество  баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует  о завышенной самооценке и указывает  на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может  подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может  указывать на существенные искажения  в формировании личности — «закрытое  для опыта», нечувствительности к  своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует  о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут  скрываться два совершенно разных психологических  явления: подлинная неуверенность  в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного  позволяет не прилагать никаких  усилий. [23]

     Таким образом, цель нашего исследования, изучить  самооценку младших  школьников. В нашем  исследовании мы использовали следующие методики: «Три оценки» А.И. Липкиной, исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна, «Лесенка» Т.Д. Марцинковская. 
 
 
 
 

     2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования

     В исследовании принимали участие  учащиеся 2а класса (8-10 лет) – в количестве 26 человек: 13 мальчиков и 13 девочек. В классе учатся 28 учеников: 15 девочек и 13 мальчиков; 24 человека – 2002 года рождения, 2 девочки – 2003 года рождения, 3 мальчика – 2001 года рождения. По состоянию физического развития; только 4 человека здоровы, остальные имеют различные отклонения в здоровье. Социально-психологические параметры семьи и особенности семейного воспитания: в полных семьях живут 17 человек; многодетных семей в классе нет; 11 человек воспитываются в не полной семье. Отношения во многих семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство, принимают участие в школьной жизни, состоят в родительском комитете. Особенности внутриколлективных взаимоотношений учеников: между учениками уже прослеживаются признаки взаимопомощи, сплоченности; в классе выделен один лидер; психологический климат класса можно охарактеризовать, как положительный. В целом ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, общественно – полезному труду). Творческий потенциал: дети в классе очень активные, принимают участие во внеурочной и внеклассной работе. Традиционные мероприятия для класса: День именинника, походы в лес с родителями, поездки за пределы города Характеристика младших школьников по успеваемости: дети учатся выше среднего. Есть один отличник, 16 ударников, в остальных по одному. 
 

     Анализ  результатов исследования методики «Три оценки» А.И. Липкиной.

     Самооценка  младших школьников представлена в  таблице №1 [см. приложение №2].

     По  результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.1, можно сделать вывод, что самооценка младших школьников завышена.

     

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 42% (11) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 39% (10) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 19% (5) учащихся.

     Таким образом, по результатам проведенной  методики «Три оценки» у большинства  младших школьников завышенная самооценка – 42%. 

     Анализ  исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

     Учащимся  необходимо было оценит себя по шкалам: I Здоровье; II Ум, способности;  III Характер; IV Авторитет у сверстников; V Умение многое делать своими руками; VI Внешность; VII Уверенность в себе. I шкала не учитывается. Самооценка младших школьников представлена в таблице №2 [см. приложение №2]

Информация о работе Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников