Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

Задачи:
проанализировать научную литературу по теме исследования;
изучить самооценку, как психологическую категорию;
изучить особенности самооценки у младших школьников;
изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников;
диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста;
проанализировать полученный результат.

Содержание

Введение 3 стр.

Глава 1.
1.1 Понятие и виды самооценки, теории происхождения самооценки 7 стр.
1.2 Особенности самооценки младших школьников 15 стр.
1.3 Теоретические основы влияния различных факторов на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 21 стр.

Глава 2.
2.1 Этапы, методы, методики исследования 29 стр.
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 35 стр.

Заключение.
40 стр.
Литература. 42 стр.

Работа содержит 1 файл

курсаччччч.docx

— 106.76 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Башкирский  государственный университет

факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников» 
 
 
 
 
 

выполнил:

студент IV курса

ОДО фак-та психологии

Шамсутдинов А.Р.

проверила:

канд. псих. наук, доцент

Муфтахова Ф.С. 
 
 
 
 
 
 

Уфа – 2011г.

Введение 3 стр.
 
Глава 1.
 
1.1  Понятие и виды самооценки, теории происхождения самооценки 7 стр.
1.2 Особенности самооценки младших школьников 15 стр.
1.3 Теоретические основы влияния различных факторов на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 21 стр.
 
Глава 2.
 
2.1  Этапы, методы, методики исследования 29 стр.
2.2  Характеристика выборки и анализ  результатов исследования 35 стр.
 
Заключение.
 
40 стр.
Литература. 42 стр.
   

Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Формирование  социально активной, нравственной, реализующей  свои способности  личности – главные  задачи образования, успешность решения  которых во многом зависит от направления  и темпа реформ школьной жизни. Сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

     Знать самооценку человека очень важно  для установления отношений с  ним, для нормального общения, в  которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно  учитывать самооценку ребенка. Как  и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей  мере, чем у взрослого, поддается  воздействию, изменению.

     Усваивая  в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных  суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей  учебной деятельности, так и к  самому себе как личности. С возрастом  он все с большей определенностью  различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая  определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка  на оценку своих возможностей –  один из основных компонентов самооценки.

     Среди отечественных психологов, которые занимались проблемой изучения самооценки, можно  выделить следующих  авторов: С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,  Л. И. Божович, А. И. Липкина, Б.Г. Ананьев, Е.И. Савонько. Среди зарубежных психологов, можно  выделить: М. Розенберга, З. Фрейда, И.С. Кона. Следует отметить, что центральной  характеристикой  любой личности является «Я-концепция». «Я –  концепция», по мнению знаменитого психолога  И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений  личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

     Составной и неотъемлемой частью « Я – концепции» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой  себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств  и возможностей. Самооценка является системообразующим  ядром индивидуальности личности, которая  во многом определяет жизненные позиции  человека, уровень  его притязаний, всю  систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения  и жизнедеятельность  человека. Другими  словами, самооценка во многом обуславливает  динамику и направленность развития субъекта.

     В возрастной и педагогической психологии младший  школьный возраст  занимает особое место: в этом возрасте осваивается  учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

     Учебная деятельность является одним из важнейших  факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки детей  младшего школьного  возраста, поэтому  учитель начальных  классов должен знать  психологические  особенности младших  школьников и учитывать  индивидуальные особенности  самооценки в учебном  процессе, осуществляя  индивидуальный и  дифференцированный подход в обучении.

     Именно  поэтому данная тема очень актуальна. Так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации  обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика  помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также  ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива.

     Цель  работы – изучить  факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста.

     Объект  исследования: самооценка у младших школьников.

     Предмет исследования: факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника.

     Задачи:

  1. проанализировать научную литературу по теме исследования;
  2. изучить самооценку, как психологическую категорию;
  3. изучить особенности самооценки у младших школьников;
  4. изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников;
  5. диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста;
  6. проанализировать полученный результат.

     Методы  исследования:

  1. теоретический: анализ научной литературы по теме исследования, метод математической статистики, экспериментально-диагностический анализ полученных данных;
  2. эмпирический: наблюдение, констатирующий эксперимент, диагностические методики;
  3. методики исследования:
    1. «Три оценки» А.И. Липкиной;
    2. изучение самооценки и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди по методике «Лесенка» Т.Д. Марцинковская;
    3. исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.
 

      База  исследования: г. Уфа, МОУ СОШ №18, 2а класс, 26 испытуемых: 13 мальчиков, 13 девочек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Теоретические  основы проблемы влияния  различных факторов на самооценку в младшем  школьном возрасте.

      1.1 Понятие и виды  самооценки.

      К настоящему времени накоплен большой  эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем  адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах. Следует  подчеркнуть, что личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение  к окружающему миру. Процесс, в  результате которого человек привыкает  действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами  данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. [14]

      Интерес ребенка к своему “я”, к своим  особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется  по-разному, на каждой ступени жизни  обогащается новым содержанием. “Я сам!” - говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил  себя из окружающего предметного  мира, отличил от других людей. Для  нас такое отличие самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для  малыша – это заметный шаг в  развитии.

      “Кто  я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” - спрашивает себя подросток; и это  – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

      Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

      Важной  стороной самосознания и показателем  достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

      Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова.

      Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. [19].

      Самооценка, как и самосознание в целом, имеет  общественный характер и обусловлена  социальными условиями.

      Исследования  показывают, что критерии, по которым  оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению  к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными  отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: «Общественная  оценка человека основывается у нас  … на его общественно полезном труде … на том, что он собой  представляет, и что он дает. Поэтому  и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид  делает для общества. Это новое  … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается  вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [17].

      Самооценка  – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится  к самому себе как к человеку» [10].

      Самооценка  – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель, имеет огромное значение в формировании личности.

      Самооценка  в зависимости от своей формы  (адекватная, завышенная, заниженная) может  стимулировать или, наоборот, подавлять  активность человека. [20].

      Самооценка  связана с одной из центральных  потребностей человека – потребностью в самоутверждении, со стремлением  человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в собственном  мнении. Различают общую и частную  самооценку. Частной самооценкой  будет, например, оценка каких-то деталей  своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или  неодобрение, которое переживает человек  по отношению к самому себе.

      Человек может оценивать себя адекватно  и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может  быть высокой и низкой, оптимальной  и неоптимальной, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит  свои возможности и способности, достаточно критически относится к  себе, стремиться реально, смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж (к ним применимы слова: «Если бы я занимал более высокое положение в обществе, то имел бы и лучшее мнение о себе»). У них более выражена потребность в одобрении. Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни. Необходимо отметить, что в некоторых случаях низкий уровень самоуважения предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последующие действия оказываются успешнее.

Информация о работе Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников