Исследование самооценки младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.

Объект исследования: самооценка учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников.

Нами выдвинуты две гипотезы:

I Существует взаимосвязь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка.

II Существует взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе и его самооценкой.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших школьников 6

1.1 Понятие о самооценке в отечественной и зарубежной психологии 6

1.2 Понятие о самооценке и её видах 12

1.3 Самооценка детей младшего школьного возраста 15

1.4 Факторы развития самооценки 21

2. Исследование самооценки младших школьников 25

Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования особенностей самооценки младших

школьников 29

Заключение 36

Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

работа1.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение            3

1. Теоретические  аспекты исследования самооценки  младших школьников   6

1.1 Понятие о  самооценке в отечественной и  зарубежной психологии             6

1.2 Понятие  о самооценке и её видах 12

1.3 Самооценка  детей младшего школьного возраста            15

1.4 Факторы  развития самооценки               21

2. Исследование  самооценки младших школьников                   25

    1. Организация и методы исследования                      25

2.2 Результаты  исследования особенностей самооценки младших        

школьников                                29

Заключение                 36

Список  литературы                39

Приложение                 41

      Введение

      Известно, что самооценка как важнейшая  личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения с окружающими людьми.

      Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и все в нем, она ещё только формируется и в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Вот почему родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки и в целом позитивной «Я» - концепции.

      В психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. А.И.Липкина считает, что в общем виде самооценка определяется как отношение человека к своим возможностям, способностям, личностным качествам, а также внешнему облику. Самооценка отражает уровень развития у человека чувства собственной ценности, позитивного отношения к себе [10, с. 78].

      Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. Мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками. Важность этого вопроса и возможность будущего использования полученных знаний в школьной психологической практике привели нас к необходимости исследования связи самооценки младшего школьника и его социального статуса, а также связи оценки учителя с самооценкой детей 9 -10 лет.

      Во  всем многообразии сведений о становлении  самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социального  статуса. Недостаточно освещается вопрос о влиянии оценки учителя на самооценку детей 9-10 лет посредством их социального статуса. Изучение данной проблемы в условиях обучения и воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет отношение к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения между учеником и учителем способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи.

      Многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги уделяют этой проблеме особое внимание. Это такие выдающиеся люди, как Л.И. Божович, Р. Бернс, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.И. Катрич, А.И. Липкина, И.А. Слободяник, А.В. Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Цукерман и др. Однако, в современных психологических исследованиях не существует единого взгляда на проблему развития самооценки.

      Цель  исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.

      Объект  исследования: самооценка учащихся младшего школьного возраста.

      Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников.

      Нами  выдвинуты две гипотезы:

      I Существует взаимосвязь между оценкой ребенка учителем и самооценкой ребенка.

      II Существует взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе и его самооценкой.

      Базой исследования явилась муниципальная общеобразовательная средняя школа № 106 г. Барнаула.

      Испытуемыми являлись ученики 2-4 классов, возрастом от 8 до 10 лет, с разной успеваемостью. Их количество составляло 50 человек.

      В исследовании поставлены следующие  задачи:

      1. Рассмотреть подходы к исследованию и самооценки отечественных и зарубежных авторов.

      2. Определить базовое понятие для развития самооценки.

      3. Изучить особенности самооценки в младшем школьном возрасте методом оценки и самооценки, выявить взаимосвязь с социальным статусом ребенка и оценкой ребенка учителем.

      Методы  исследования:

      1. Теоретические (анализ педагогической и психологической литературы по проблеме, обобщение, сравнение, систематизация).

      2. Тестирование (Метод Лисенка);

      3. Для количественной обработки полученных экспериментальных данных использовались математические методы.

      Методологическая  база исследования: подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина.

      Практическая  значимость: результатами исследования смогут воспользоваться учителя начальных классов, для воспитания детей с адекватной и устойчивой самооценкой. 
 
 
 
 
 

      
  1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших

школьников

      

  • 1.1 Понятие о самооценке в отечественной и зарубежной
  •       

  • психологии 
  •       А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание - это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

          С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически самосознание - более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания - это как бы общение человека с самим собой, для которого необходимо развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого [13, с. 82].

          В центре проблемы самосознания лежит  различение двух его сторон: выделение  «Я» как субъекта («действующее Я») и как объекта самопознания и  самоотношения («рефлексивное Я»). В  психологической науке это основополагающее для всех теорий «Я» различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» — то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способностей. Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной.

          Оценить значение внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью  субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются [9, с. 49].

          Если  сознание ориентировано на весь объективный  мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения [18, с. 11]. Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя [4, с. 74]. Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения.

          Самосознание - сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

          Другое  представление о структуре самосознания принадлежит В.С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосознания [20, с. 89].

          Первое  звено - имя собственное, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других уникального индивида.

          Второе  звено - притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

    Информация о работе Исследование самооценки младших школьников