Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

Задачи:
проанализировать научную литературу по теме исследования;
изучить самооценку, как психологическую категорию;
изучить особенности самооценки у младших школьников;
изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников;
диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста;
проанализировать полученный результат.

Содержание

Введение 3 стр.

Глава 1.
1.1 Понятие и виды самооценки, теории происхождения самооценки 7 стр.
1.2 Особенности самооценки младших школьников 15 стр.
1.3 Теоретические основы влияния различных факторов на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 21 стр.

Глава 2.
2.1 Этапы, методы, методики исследования 29 стр.
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 35 стр.

Заключение.
40 стр.
Литература. 42 стр.

Работа содержит 1 файл

курсаччччч.docx

— 106.76 Кб (Скачать)

     По  результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.2, можно сделать вывод, что самооценка младших школьников адекватная.

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 38% (10) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 54% (14) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 8% (2) учащихся. 

     

     Таким образом, по результатам исследования самооценки младших школьников по методике Дембо-Рубинштейн у большинства  учащихся адекватная самооценка – 54%. 
 

     Анализ  результатов исследования методики «Лесенка» Т.Д. Марцинковская.

     Самооценка  младших школьников представлена в  таблице №3 [см. приложение №2]

     По  результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.3, можно сделать вывод, что самооценка младших школьников адекватная.

     

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 31% (8) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 61% (16) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 8% (2) учащихся.

     Таким образом, по результатам проведенной  методики «Лесенка» у большинства  учащихся адекватная самооценка – 61%. 

     Проведем  обобщение по всем методикам. На рис.4 видно, что у учащихся преобладает  адекватная самооценка – 51%.

     

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 37% (10) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 51% (13) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 12% (3) учащихся.

     Таким образом, анализируя все наше исследование, можно выделить следующие ключевые моменты:  

  1. у младших школьников преобладает адекватная самооценка;
  2. также стоит обратить внимание на детей с завышенной самооценкой, хоть это и является нормой для младшего школьного возраста, но эти дети нуждаются в коррекции самооценки.
  3. есть дети, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, родителей и психолога – это дети с заниженной самооценкой;

       Проведя, исследование мы выявили,  что в целом у младших школьников  преобладает адекватная самооценка. Также есть дети, у которых  самооценка завышена, и дети у  которых самооценка занижена. Эти  дети требуют особого внимания  со стороны педагогов, родителей  и психолога. 
 

 

     

     Литература.

  1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
  2. Б. Мищеряков, В. Зинченко «Большой психологический словарь»
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Словарь по педагогике» - М, 2004г.
  5. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978,
  6. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология»
  7. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
  8. Липкина А.И. «Самооценка школьника», 1980г.
  9. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976..
  10. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Маркс К. Капитал, т.1
  11. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
  12. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. 2003г
  13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000г.
  14. Подласый И.П. Педагогика,
  15. Психология самосознания. Хрестоматия  – Самара, 2003г.
  16. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога», с.139
  17. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973г.,
  18. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. 2003г
  19. Фестиваль открытых идей «Открытый урок» Абакшина С.В. «Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте».
  20. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
  21. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М., 1960..
  22. Шаповаленко И.В. «Возрастная психология»
  23. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.
  24. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №1

     Задание для методики «Три оценки» А.И. Липкиной.

     1. Ирина Николаевна — моя тетя. Она живет в Москве в Кузьминках. 2. Моя бабушка Анастасия Павловна живет в Оренбурге. 3. Наша соседка Клавдия Васильевна Андреева работает почтальоном. 4. Виктор Александрович Ковалев — лесничий. У него есть конь Кочубей, собака Дина и кот Ромка. 

     Стимульный  материал к методике «Лесенка» Т.Д, Марцинковская 
 

 

Приложение  №2. Таблица №1

Результаты  методики «Три оценки» А.И. Липкиной

Код оценка  учителем оценка  учеником самооценка
1 АЛ 4 3 Заниженная
2 АЕ 4 5 Завышенная
3 ЕЕ 5 5 Адекватная
4 БА 3 4 Завышенная
5 БЕ 4 5 Завышенная
6 ЖЕ 5 5 Адекватная
7 ЗВ 4 5 Завышенная
8 КО  3 4 Завышенная
9 КМ 4 5 Завышенная
10 КД 4 5 Завышенная
11 КЛ 4 5 Завышенная
12 ЛА 5 4 Заниженная
13 МР 4 5 Завышенная
14 НН 4 4 Адекватная
15 СК 5 5 Адекватная
16 СЕ 4 5 Завышенная
17 СА 3 3 Адекватная
18 СД 3 4 Завышенная
19 ССе 3 3 Адекватная
20 Сан 4 4 Адекватная
21 СС 4 3 Заниженная
22 ТА 4 4 Адекватная
23 ТЕ 4 4 Адекватная
24 ЧД 4 3 Заниженная
25 ЯД 4 4 Адекватная
26 ЯС 5 4 Заниженная

 

Приложение  №2. Таблица №2

Результаты  исследования самооценки младших школьников по методике Дембо-Рубинштейн.

Код II III IV V VI VII Общ.показ. Кол.показ самооценка
1 АЛ 70 72 99 100 100 100 541 90 Завышенная
2 АЕ 76 94 85 98 100 96 549 92 Завышенная
3 ЕЕ 70 71 82 63 77 77 440 73 Адекватная
4 БА 58 59 68 77 80 80 422 70 Адекватная
5 БЕ 95 75 99 98 87 99 553 92 Завышенная
6 ЖЕ 58 48 89 19 92 15 321 54 Адекватная
7 ЗВ 78 78 98 88 83 100 525 88 Завышенная
8 КО  76 66 79 80 72 79 452 75 Завышенная
9 КМ 75 83 78 98 96 82 512 85 Завышенная
10 КД 88 90 89 91 93 93 544 91 Завышенная
11 КЛ 97 98 96 93 100 96 580 97 Завышенная
12 ЛА 50 67 50 84 60 80 391 65 Завышенная
13 МР 48 44 39 57 69 70 327 55 Адекватная
14 НН 75 72 74 75 78 75 449 74 Адекватная
15 СК 72 50 92 72 50 92 428 72 Адекватная
16 СЕ 53 57 79 90 85 78 442 74 Адекватная
17 СА 92 44 100 59 40 92 427 71 Адекватная
18 СД 90 71 93 100 100 98 552 92 Завышенная
19 ССе 58 62 20 64 72 51 327 55 Адекватная
20 Сан 64 55 62 62 51 60 354 59 Адекватная
21 СС 38 52 20 61 48 50 269 45 Заниженная
22 ТА 66 51 75 63 71 70 396 66 Адекватная
23 ТЕ 68 65 63 74 75 78 423 70,5 Адекватная
24 ЧД 35 49 42 50 51 40 267 44 Заниженная
25 ЯД 78 62 61 75 63 65 404 67 Адекватная
26 ЯС 40 73 62 76 81 80 412 69 Адекватная

 

 

Приложение  №2. Таблица №3

Результаты  методики «Лесенка» Т.Д. Марцинксовская.

Код Ученик Мама Учитель Самооценка
1 АЛ оч.хороший оч.хороший плохой Завышенная
2 АЕ оч.хороший хороший хороший Завышенная
3 ЕЕ оч.хороший хороший хороший Адекватная
4 БА оч.хороший оч.хороший хороший Завышенная
5 БЕ оч.хороший оч.хороший хороший Завышенная
6 ЖЕ хороший хороший хороший Адекватная
7 ЗВ оч.хороший оч.хороший оч.хороший Адекватная
8 КО  оч.хороший оч.хороший оч.плохой Завышенная
9 КМ хороший хороший хороший Адекватная
10 КД оч.хороший оч.хороший хороший Адекватная
11 КЛ хороший хороший хороший Адекватная
12 ЛА оч.хороший оч.хороший хороший Завышенная
13 МР хороший хороший хороший Адекватная
14 НН хороший хороший хороший Адекватная
15 СК оч.хороший оч.хороший оч.хороший Адекватная
16 СЕ оч.хороший оч.хороший хороший Завышенная
17 СА хороший хороший хороший Адекватная
18 СД оч.хороший хороший оч.плохой Завышенная
19 Ссе хороший хороший хороший Адекватная
20 Сан хороший оч.хороший хороший Адекватная
21 СС плохой хороший хороший Заниженная
22 ТА хороший оч.хороший хороший Адекватная
23 ТЕ хороший хороший хороший Адекватная
24 ЧД оч.плохой оч.плохой хороший Заниженная
25 ЯД хороший оч.хороший хороший Адекватная
26 ЯС хороший хороший хороший Адекватная

Информация о работе Влияние оценочного воздействия на самооценку младших школьников