Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление условий развития личности на этапе младшего школьного возраста.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- дать определение условиям и этапам развития личности
- рассмотреть основные теоретические подходы к этой теме;
- подобрать группу лиц младшего школьного возраста для выявления у них эмоциональных состояний, которые преобладают на данном этапе развития личности;
- подобрать необходимые методики для проведения экспериментальной диагностики;
- провести тестирование, на его основании сделать соответствующие выводы;
- подобрать необходимые практические рекомендации по улучшению условий развития младшего школьника
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический подход к изучению развития личности и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.1 Психологические теории изучения условий и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.2 Психологические особенности условий развития личности на этапе младшего школьного возраста……………………………………………13
1.3 Диагностические методики изучения условий и этапов развития личности…………………………………………………………………….16
Глава 2. Экспериментально – диагностическое изучение условий и этапов развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Практические рекомендации для улучшения условий развития на этапе младшего школьного возраста………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………….….32
Используемая литература….……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...
Упражнение “ Азбука страхов”
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
Упражнение “ Страшная сказка по кругу”
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.
Упражнение “ На лесной полянке”
Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки.
Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
Игры для развития мышления у детей:
Игра "Данетка".
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".
Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Достоинства "данеток":
1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".
3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.
Визуальные "данетки".
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Ситуативные "данетки".
Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти?
Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.
2
[2] Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теория личности Перевод И.Б.Гриншпун Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005 С.46
[3] Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теория личности Перевод И.Б.Гриншпун Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005 С.74
[4] Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теория личности Перевод И.Б.Гриншпун Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005 С.76
[5]Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теория личности Перевод И.Б.Гриншпун Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005 С110
[8] Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е издание, дополненное и переработанное. Под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой 2-е издание, 2010 год, 464 стр.
[9] Дусавицкий А.К.Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности. Автореферат диссертация. доктора психол. наук. М., НИИ ОПП АПН СССР, 1989.
[10] Возрастная психология и психология развития: тексты лекций Учебно-методическое пособие Составитель: Инесса Олеговна Карелина,Учебно-методическое пособие Составитель: Инесса Олеговна Карелина, Филиал ЯГПУ в г. Рыбинске, 2009
[11] Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. – Санкт-Петербург, 1994 с. 3, 5, 113, 132-135.
[12] Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность Ещенко С.В., // Дошкольное образование №4, 2010
[13] Александрова С. Индивидуальная программа развития ученика (http://solnechnyy.do.am/
[14] В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников" "Просвещение", Москва, 1976 г.