Условия и этапы развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление условий развития личности на этапе младшего школьного возраста.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- дать определение условиям и этапам развития личности
- рассмотреть основные теоретические подходы к этой теме;
- подобрать группу лиц младшего школьного возраста для выявления у них эмоциональных состояний, которые преобладают на данном этапе развития личности;
- подобрать необходимые методики для проведения экспериментальной диагностики;
- провести тестирование, на его основании сделать соответствующие выводы;
- подобрать необходимые практические рекомендации по улучшению условий развития младшего школьника

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический подход к изучению развития личности и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.1 Психологические теории изучения условий и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.2 Психологические особенности условий развития личности на этапе младшего школьного возраста……………………………………………13
1.3 Диагностические методики изучения условий и этапов развития личности…………………………………………………………………….16
Глава 2. Экспериментально – диагностическое изучение условий и этапов развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Практические рекомендации для улучшения условий развития на этапе младшего школьного возраста………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………….….32
Используемая литература….……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

С первым приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.

Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно из дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.

Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Они, как правило, специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на годы вперед. Организуется рабочее место, ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться  и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самым строго контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольно быстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться на постороннее.

Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, почувствовать, что значит «делу – время, потехе – час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.

Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Важно не забывать сопровождать педагогический и психологический процессы сбалансированным питанием, прогулками на свежем воздухе и витаминотерапией.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.[11]

Экспериментальная работа Ещенко С. «Развитие творческой личности младшего школьника через театрализованную деятельность» была направлена на изучение влияния театрализованной деятельности на развитие ребенка. Были поставлены цели: Развитие умение вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь); Формировать чувство долга и стремление к достижениям успехов; Развивать интерес дошкольников к художественной литературе и театру; Учить свои сказки и рассказы и издавать их и др.

Средства для реализации поставленных целей являются: занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по изодеятельности и ручному труду, занятия в театральной студии, а так же чтение художественной литературы в свободное время. Которые способствуют творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), умение держать себя в обществе.

Результаты оказались очень важными: у детей появилось чувство долга и стремление к достижениям успехов, трудолюбие, Развились познавательные и коммуникативные умения и навыки, поставленные перед собой и решения реальных задач, а так же нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы.

Таким образом, развитие творческой личности ребенка через театрализованную деятельность стало средством и речевой и социальной, и интеллектуальной компетентности.[12]

Главнейшей задачей школы является забота о всестороннем развитии каждого школьника. Ее решение требует от педагога серьезной разносторонней деятельности. Для того была создана экспериментальная программа для учеников. (Александрова С. «Индивидуальная программа развития ученика»)

Цель программы: создать условия для развития личностных качеств учащегося, сохранить его неповторимость, раскрыть в нем потенциальные способности, помочь самоопределиться в профессиональной сфере.

Программа состоит из  диагностического и коррекционно-развивающего этапов.

1. этап – диагностический

Диагностику развития  личности ученика путем анкетирования, тестирования, наблюдения я провела по следующим направлениям:

·     диагностика психологического здоровья;

·исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей;

·исследование в области профориентации·        диагностика познавательной деятельности;

·  диагностика межличностных отношений;

Исследовав результаты диагностики, составила карту открытий и развития личности.

2 этап – коррекционно-развивающий

На основе диагностических данных, учеником были определены цели собственного развития на предстоящий год.

Работа, которая сопровождает создание программы, включает в себя планирование общешкольных и классных ключевых дел, создание матрицы ключевых дел. На основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в  личностном развитии и межличностных отношениях я выбрала направления. Каждое направление имеет свои цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты.

Составление индивидуальной программы развития – работа трудоемкая, требующая затрат времени, но дающая свои плоды. Правильно построенная, она предопределяет успех, действенность всей воспитательной работы в классе.[13]

 

Для детей младшего школьного возраста основными упражнениями для развития личностных свойств являются игры. Причем игры могут быть использованы как индивидуально, так и в классе.

Игры развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в группе.

Объекты внимания должны быть самые разные: звуки, голоса, предметы, люди, их одежда, эмоции, др.

«Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руки?», «Какой предмет самый большой (теплый, шершавый)?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный?» и т.д.

Примерные игры на развитие памяти, коммуникативных умений, внимания, самоконтроля представлены в приложении 4

Большие возможности представляет младший школьный возраст для воспитания отношений, основанных на принципе коллективизма. За несколько лет младший школьник накапливает, при правильном воспитании, важный для своего дальнейшего развития опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Формирование коллективистических качеств — процесс постепенный. Совместная работа в классе сама по себе еще не делает группу детей коллективом. Первоклассники еще не чувствуют себя частью единого коллектива, они в каком-то смысле обособлены и независимы друг от друга. Они еще не все доброжелательны друг к другу, нередко у них можно заметить проявления отчужденности, завистливости, наивного хвастовства. Первоклассники стремятся хорошо выполнять свои личные школьные обязанности и не столько думают о взаимопомощи, сколько о том, чтобы им не мешали соседи по парте (исследования Н. Ф. Добрынина и А. М. Бардиан). Если первоклассники и помогают друг другу, то обычно это происходит не по собственной инициативе, а по прямому указанию учителя. Более того, это происходит через учителя (ученик, в ответ на просьбу учителя одолжить лишний карандаш товарищу, передает карандаш учителю, а тот уже — ученику).

Коллектив начинает складываться тогда, когда под влиянием специальной работы учителя дети впервые начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам, достижениям и ошибкам одноклассников, начинают относиться к учебной деятельности как делу всего класса, когда дети впервые начинают принимать близко к сердцу мнение о классе в целом, когда слова «наш класс» перестают быть для них выражением только самого факта совместного пребывания в классном помещении, когда, наконец, свои личные успехи они будут рассматривать как часть общих успехов. Большое значение в создании коллектива имеет участие в посильных общественных коллективных делах, которые совершают октябрята и пионеры. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Если учебная деятельность младших школьников еще может мыслиться как индивидуальная деятельность, то деятельность октябрятских групп или тем более пионерской организации просто нельзя представить вне ее коллективных форм и содержания. Они по самой своей сущности коллективны. Этим и определяется их огромное воспитательное значение.

Немалое значение в этом плане имеют и коллективные игры ребенка. Еще Н. К. Крупская и А. С. Макаренко отмечали, что игра воспитывает не только волю, организованность, находчивость, инициативность (что и само по себе важно), но игра создает коллектив, воспитывает чувство товарищества, чувство локтя, умение руководствоваться в своем поведении интересами коллектива.

Велико воспитывающее значение труда младших школьников. Однако заметим, что не всякий труд воспитывает общественно ценные черты личности. Труд может воспитать и эгоиста, который готов охотно и много трудиться на собственную пользу, но которому чужда сама мысль о возможности добросовестно и бескорыстно трудиться на общую пользу. Особенно внимательно надо относиться к воспитанию трудолюбия в младшем школьном возрасте, когда дети занимаются самообслуживанием, изготовляют полезные для себя предметы (закладки, коробочки, счетный материал, папки для тетрадей и т. д.). Очень важно постепенно включать школьников в труд для других, для общей пользы, в доступные виды общественно полезного труда (уборку класса, пришкольных участков, спортплощадки, изготовление полезных предметов для младших школьников, для воспитанников подшефного детского сада и т. д.). Это тем более важно, так как у первоклассников отчетливо выступают личные мотивы их трудовой деятельности: ведь для себя первоклассник делает с большим усердием и старанием, а опыта работы для других у него еще нет.

В одном из первых классов учительница изменила характер трудового задания: счетный материал ученики стали делать не каждый для себя, а для всего класса. И вдруг один из мальчиков сделал «открытие»: «Я сделал для Вити, а для меня сделала Надя!» Класс воспринял эти слова с большим интересом и реагировал на них очень живо. Все стали обсуждать создавшуюся ситуацию. Впервые дети реально почувствовали, что значит труд на пользу другому человеку, и это вызвало у них положительные эмоции. Дети постепенно осознают, что своим трудом они могут приносить пользу окружающим людям,— это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение. Такие чувства и надо закреплять.[14]

 

Заключение

 

Фрейд был первым психологом-теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности.

Юнг так же внес свой вклад в изучение развития личности. Самая заметная черта теории личности Юнга, помимо концепции коллективного бессознательного и его архетипов, – то внимание, которое он уделяет поступательному характеру развития личности

Интересен взгляд Салливана на изучаемый процесс. Салливан очень тщательно описал последовательность межличностных ситуаций, в которые вовлекается личность на пути от младенчества ко взрослости, и то, как эти ситуации влияют на формование личности.

Так же наиболее известны из теоретиков в этой области Г. Оллпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем.

Актуально развитие ребенка и в школе.

Условия формирования личности младшего школьника:

- учитель - эталон, образец для подражания;

- субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);

- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);

- семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.

Изучение условий и этапов развития требует различных диагностических методик, таких как методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет. Методика Рене Жиля, Тест Розенцвейга, Тест тематической апперцепции» (ТАТ), Тест цветовых выборов Люшера. К наиболее известным текстам психических состояний и свойств личности относятся: опросник Айзенка, MMPI, Характерологический опросник Леонгарда, тест Кэттела, Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), тест Роршаха, и другие.

Исходя из значения показателей проведенных выше тестов, можно сделать вывод о том, что дети индивидуальны в своем развитии, и каждый ребенок отличается своими индивидуальными особенностями. На их развитие в значительной степени повлияли родители (в основном отец или мать) и друзья. Большинство из них раскрепощены и общительны.

Информация о работе Условия и этапы развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста