Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:18, реферат
Психологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIX в. Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями - менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.
В 70% случаев потеря слуха возникает в возрасте двух - трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается. Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играют следующие факторы:
Психологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIX в. Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями - менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.
В 70% случаев потеря слуха возникает в возрасте двух - трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается. Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играют следующие факторы:
неблагополучное протекание беременности - вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (краснуха, корь, грипп, герпес);
врожденные деформации слуховых косточек;
атрофия или недоразвитие слухового нерва;
химические отравления (хинином);
родовые травмы (деформация головы ребенка при наложении щипцов);
механические травмы - ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями (свистки, гудки), контузии при взрывах;
заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды);
заболевания родителей (алкоголизм и «кессонная болезнь».
Большое значение в возникновении
нарушений слуха имеют и
Отечественная и зарубежная
статистика показывает, что число
детей с нарушениями слуха
увеличивается. Становится выше и число
детей со сниженным слухом в возрастной
группе после пяти - десяти лет. Проведенные
в различных странах
Развитие личности и самосознания
детей с нарушениями слуха
протекает в сложных условиях,
связанных с трудностями в
общении с окружающими людьми,
замедлением процесса переработки
информации, с более бедным и менее
разнообразным опытом, ограниченными
возможностями спонтанного
У детей с нарушениями слуха отделение себя от окружающих людей, выделение собственных качеств и качеств другого человека происходит в более старшем возрасте, чем у нормально слышащих детей. Они позже начинают указывать на себя.
Нарушение словесного общения
частично изолирует ребенка от окружающих
его говорящих людей, что создает
трудности в усвоении социального
опыта. Не слышащим детям недоступно
восприятие выразительной стороны
устной речи и музыки. Отставание в
развитии речи отрицательно сказывается
на осознании своих и чужих
эмоциональных состояний и
К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности.
Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям - дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства и музыки.
Таким образом, четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми эмоционального состояния другого человека.
Нами было проведено исследование
среди детей младшего подросткового
возраста (11 лет) общеобразовательных
школ в количестве 60 человек, где 30 детей
- это дети-инвалиды по слуху, обучающиеся
в специализированных классах, и 30 детей
- это дети с сохранным слухом,
обучающиеся в
Ребенок-инвалид по слуху - это ребенок с ограниченными возможностями, имеющий дефекты развития слухо-речевой зоны, приобретенные в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия, имеющий сохранный интеллект или задержку психического развития, в силу своего дефекта. Так как ребенок-инвалид по слуху не всегда понимает смысл обращенной к нему речи, не может правильно оценить суть предложенной инструкции, мы применили проективные методики, которые позволили нам изучить особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху.
В данном исследовании нами были рассмотрены проблемы своеобразия личностного развития детей-инвалидов по слуху, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни в сравнении с детьми с сохранным слухом.
По результатам проведенного исследования, мы пришли к следующим результатам. Так, мы узнали, что уровень самооценки у детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом заметно отличаются (результаты представлены в таблице 1).
Таблица 1.Особенности самооценки детей - инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом
Уровень самооценки |
Дети - инвалиды по слуху |
Дети с сохранным слухом |
Неадекватно завышенная |
70 % |
0 % |
Высокая |
23 % |
14 % |
Адекватная |
7% |
73 % |
Низкая |
0 % |
14 % |
Таким образом, мы видим, что 70% детей-ивалидов по слуху имеют неадекватно завышенную самооценку, в то время как у детей с сохранным слухом данный вид самооценки отсутствует.
Такие различия в результатах
связаны с тем, что на формирование
завышенной самооценки у детей с
нарушенным слухом влияют разные факторы
- условия семейного воспитания,
учебные навыки и достижения, степень
развития коммуникативных навыков,
условия обучения. Так же влияет
и тот факт, что дети-инвалиды
по слуху получают похвалу за меньшие
достижения. Замедленные темпы
Дети-инвалиды по слуху показали большее наличие тревоги и нейротизма (20% и 16%). У детей с сохранным слухом - чувство уверенности и настойчивость (33%), активность, стремление к общению и веселость (26%).
Свое неблагополучное состояние путем компенсации дети-инвалиды по слуху показали с наименьшими показателями (30%), в сравнении с показателями детей с сохранным слухом (100%).
Такие результаты связаны
с тем, что дети-инвалиды по слуху
относительно позднее знакомятся с
многообразием чувств человека, это
и трудности в понимании
Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Однако именно в семьях,
где у детей есть какие-то нарушения
в психическом развитии, часто
возникает специфическая
Рождение ребенка в семье с нарушениями в развитии приводит, как правило, к дезадаптации семьи, нарушениями внутрисемейных отношений. Степень выраженности дезадаптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношений к проблемам ребенка и от прилагаемых ими усилий.
В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми, другими родственниками. Известно, что глухой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, следовательно, желанием общаться с другими людьми, он может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих, его родители могут принадлежать к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушением слуха и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности и инертности.
При обследовании семей, имеющих детей с нарушениями слуха, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья и сестры, которые проявляли положительные чувства по отношению к глухому брату или сестре, сохраняли тесную эмоциональную связь с родителями. Те же, кто высказывал негативные чувства, считали, что их связь с родителями нарушилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверхностной, а забота и внимание распределяются неодинаково.
У глухих детей, имеющих слышащих
родителей, обнаруживается меньше положительных
эмоциональных проявлений к родителям,
чем у слышащих детей или глухих,
имеющих глухих родителей; у них
отмечается примерно такое же число
проявлений положительных эмоций по
отношению к братьям и сестрам
и резко отрицательное
Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. Глухой ребенок, желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями, и не достигая его, переносит свои положительные эмоции и отношение на братье и сестер. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстро находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть. Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха. Поэтому нами была проведена проективная методики «Моя семья» с целью изучения и сравнения уровня взаимоотношения между членами семьи, как дети воспринимают свое место в семье, как они относятся к семье в целом и к отдельным членам семьи, какой климат и особенности взаимоотношений доминирут в семьях с детьми-инвалидами по слуху и с детьми с сохранным слухом (результаты представлены в таблице 2).
Таблица 2. Анализ структуры изображения рисунков детей-инвалидов по слуху и детей. имеющих сохранный слух
Структуры изображения рисунка |
Дети - инвалиды по слуху |
Слышащие дети |
детализация изображенных членов семьи |
83% |
0% |
разъединение рук |
50% |
20% |
объединение рук |
50% |
80% |
изображение полной семьи |
36% |
57% |
искажение реального состава семьи |
64% |
43% |
изображение всех членов семьи |
36% |
37% |
уменьшение состава семьи |
24% |
23% |
увеличение состава семьи |
40% |
40% |
отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи |
83% |
0% |
В результате в рисунках детей-инвалидов по слуху низкий уровень эмоциональных связей у 50%, искажение реального состава семьи, эмоциональный конфликт у 64%,.
Рисунки детей с сохранным слухом более развернутые, яркие, декорированные. низкий уровень эмоциональных связей у 20%, сплоченность членов семьи у 80%, эмоциональный комфорт у 57%, эмоциональный конфликт у 43%.
Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей-инвалидов по слуху с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций.
В методике «Тест-опросник детско-родительских отношений» мы узнали, что в семьях, где есть ребенок-инвалид, структуирование параметров детско-родительских отношений имеют значительные отличия от семей с детьми, имеющими сохранный слух (результаты представлены в таблице 3).
Таблица 3. Характерные особенности детско-родительский отношений в семьях с детьми-инвалидами по слуху и в семьях с детьми, имеющими сохранный слух
Наименование шкал |
Семьи с детьми-инвалидами по слуху |
Семьи с детьми сохранным слухом |
Инвалидизация |
50% |
13% |
Отвержение |
20% |
10% |
Гиперсоциализация |
16% |
13% |
Социальная желательность |
7% |
33% |
симбиоз |
7% |
31% |
Родитель ребенка с
нарушенным слухом часто считает, что
его ребенок не может быть приспособлен
к самостоятельной жизни, они
не обучают ребенка навыкам