Развитие личности у глухих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:18, реферат

Описание работы

Психологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIX в. Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями - менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.
В 70% случаев потеря слуха возникает в возрасте двух - трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается. Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играют следующие факторы:

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 28.65 Кб (Скачать)

 Психологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIX в. Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями - менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.

В 70% случаев потеря слуха  возникает в возрасте двух - трех лет. В последующие годы жизни  число случаев потери слуха уменьшается. Большую роль в возникновении  нарушений слуха у ребенка  играют следующие факторы:

неблагополучное протекание беременности - вирусные заболевания  матери в первом триместре беременности (краснуха, корь, грипп, герпес);

врожденные деформации слуховых косточек;

атрофия или недоразвитие слухового нерва;

химические отравления (хинином);

родовые травмы (деформация головы ребенка при наложении  щипцов);

механические травмы - ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными  звуковыми раздражителями (свистки, гудки), контузии при взрывах;

заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды);

заболевания родителей (алкоголизм и «кессонная болезнь».

Большое значение в возникновении  нарушений слуха имеют и наследственные факторы. В семьях глухих детей с  нарушениями слуха рождаются  значительно чаще, чем в семьях слышащих.

Отечественная и зарубежная статистика показывает, что число  детей с нарушениями слуха  увеличивается. Становится выше и число  детей со сниженным слухом в возрастной группе после пяти - десяти лет. Проведенные  в различных странах исследования показали, что 4 - 6% от всего населения  планеты имеют нарушения слуха  в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2% людей имеют  двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а 4% - выраженную одностороннюю тугоухость.

Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха  протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в  общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки  информации, с более бедным и менее  разнообразным опытом, ограниченными  возможностями спонтанного усвоения социального опыта.

У детей с нарушениями  слуха отделение себя от окружающих людей, выделение собственных качеств  и качеств другого человека происходит в более старшем возрасте, чем у нормально слышащих детей. Они позже начинают указывать на себя.

Нарушение словесного общения  частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает  трудности в усвоении социального  опыта. Не слышащим детям недоступно восприятие выразительной стороны  устной речи и музыки. Отставание в  развитии речи отрицательно сказывается  на осознании своих и чужих  эмоциональных состояний и обуславливает  упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных  переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания  другим людям и героям художественных произведений.

К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной  стороне эмоций, способность к  овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных  движений и жестов в процессе общения.

Основные направления  в развитии эмоциональной сферы  у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с  готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и  ситуаций с точки зрения их отношения  к жизнедеятельности.

Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям - дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства и музыки.

Таким образом, четкие внешние  проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного  опознания глухими детьми эмоционального состояния другого человека.

Нами было проведено исследование среди детей младшего подросткового  возраста (11 лет) общеобразовательных  школ в количестве 60 человек, где 30 детей - это дети-инвалиды по слуху, обучающиеся  в специализированных классах, и 30 детей - это дети с сохранным слухом, обучающиеся в общеобразовательных  школах города Экибастуза.

Ребенок-инвалид по слуху - это ребенок с ограниченными  возможностями, имеющий дефекты  развития слухо-речевой зоны, приобретенные в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия, имеющий сохранный интеллект или задержку психического развития, в силу своего дефекта. Так как ребенок-инвалид по слуху не всегда понимает смысл обращенной к нему речи, не может правильно оценить суть предложенной инструкции, мы применили проективные методики, которые позволили нам изучить особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху.

В данном исследовании нами были рассмотрены проблемы своеобразия  личностного развития детей-инвалидов  по слуху, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения  с окружающими людьми с первых дней их жизни в сравнении с  детьми с сохранным слухом.

По результатам проведенного исследования, мы пришли к следующим  результатам. Так, мы узнали, что уровень самооценки у детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом заметно отличаются (результаты представлены в таблице 1).

 

Таблица 1.Особенности самооценки детей - инвалидов по слуху и детей  с сохранным слухом

Уровень самооценки

Дети - инвалиды по слуху

Дети с сохранным слухом

Неадекватно завышенная

70 %

0 %

Высокая

23 %

14 %

Адекватная

7%

73 %

Низкая

0 %

14 %


 

Таким образом, мы видим, что 70% детей-ивалидов по слуху имеют неадекватно завышенную самооценку, в то время как у детей с сохранным слухом данный вид самооценки отсутствует.

Такие различия в результатах  связаны с тем, что на формирование завышенной самооценки у детей с  нарушенным слухом влияют разные факторы - условия семейного воспитания, учебные навыки и достижения, степень  развития коммуникативных навыков, условия обучения. Так же влияет и тот факт, что дети-инвалиды по слуху получают похвалу за меньшие  достижения. Замедленные темпы интеллектуального  развития у детей-инвалидов по слуху  приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоаналаза.

Дети-инвалиды по слуху показали большее наличие тревоги и  нейротизма (20% и 16%). У детей с сохранным слухом - чувство уверенности и настойчивость (33%), активность, стремление к общению и веселость (26%).

Свое неблагополучное  состояние путем компенсации  дети-инвалиды по слуху показали с  наименьшими показателями (30%), в  сравнении с показателями детей  с сохранным слухом (100%).

Такие результаты связаны  с тем, что дети-инвалиды по слуху  относительно позднее знакомятся с  многообразием чувств человека, это  и трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий  поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных  переживаний, поздно возникает сопереживание  тем или иным литературным героям. В результате мир переживаний ребенка-инвалида по слуху обедняется, упрощает складывающиеся межличностные отношения. Затруднения в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, повышению раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.

Для формирования гармоничной  личности, для развития у ребенка  адекватной самооценки, необходимой  для установления правильных взаимоотношений  с окружающими людьми, рядом с  ребенком должен находиться любящий  и понимающий его взрослый человек.

Однако именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения  в психическом развитии, часто  возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ребенка с отклонениями в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку  родители связывают с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечтаний, они  тем самым как бы поднимаются  на более высокую ступень личностного  развития, принимая на себя обязанности  воспитателей следующего поколения. Ребенок  с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей  многих возможностей. Создается психологическое  противоречие между созреванием  новых отношений в семье и  невозможностью их осуществления, которое  углубляется в случае единственно  возможного ребенка. В большей степени  это затрагивает слышащих родителей.

Рождение ребенка в  семье с нарушениями в развитии приводит, как правило, к дезадаптации семьи, нарушениями внутрисемейных отношений. Степень выраженности дезадаптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношений к проблемам ребенка и от прилагаемых ими усилий.

В семьях, где дети имеют  нарушения слуха, существуют специфические  проблемы, осложняющие взаимоотношения  между родителями, детьми, другими родственниками. Известно, что глухой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, следовательно, желанием общаться с другими людьми, он может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих, его родители могут принадлежать к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушением слуха и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности и инертности.

При обследовании семей, имеющих  детей с нарушениями слуха, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья и сестры, которые проявляли  положительные чувства по отношению  к глухому брату или сестре, сохраняли тесную эмоциональную  связь с родителями. Те же, кто  высказывал негативные чувства, считали, что их связь с родителями нарушилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверхностной, а забота и внимание распределяются неодинаково.

У глухих детей, имеющих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных  эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них  отмечается примерно такое же число  проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам  и резко отрицательное эмоциональное  отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При  этом наиболее благополучные эмоциональные  отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети открыто  выражают свои чувства по отношению  к ним. Отношения с матерью  эмоционально обеднены, а отношения  с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. К концу подросткового  возраста достигается сходство эмоциональных отношений в семьях, воспитывающих глухих и слышащих детей.

Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в  семье слышащих родителей, наличие  братьев и сестер играет положительную  роль. Глухой ребенок, желая найти  тесный эмоциональный контакт с  родителями, и не достигая его, переносит  свои положительные эмоции и отношение  на братье и сестер. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстро находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть. Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха. Поэтому нами была проведена проективная методики «Моя семья» с целью изучения и сравнения уровня взаимоотношения между членами семьи, как дети воспринимают свое место в семье, как они относятся к семье в целом и к отдельным членам семьи, какой климат и особенности взаимоотношений доминирут в семьях с детьми-инвалидами по слуху и с детьми с сохранным слухом (результаты представлены в таблице 2).

 

Таблица 2. Анализ структуры  изображения рисунков детей-инвалидов  по слуху и детей. имеющих сохранный слух

Структуры изображения рисунка

Дети - инвалиды по слуху

Слышащие дети

детализация изображенных членов семьи

83%

0%

разъединение рук

50%

20%

объединение рук

50%

80%

изображение полной семьи

36%

57%

искажение реального состава  семьи

64%

43%

изображение всех членов семьи

36%

37%

уменьшение состава семьи

24%

23%

увеличение состава семьи

40%

40%

отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи

83%

0%


 

В результате в рисунках детей-инвалидов по слуху низкий уровень эмоциональных связей у 50%, искажение реального состава  семьи, эмоциональный конфликт у 64%,.

Рисунки детей с сохранным  слухом более развернутые, яркие, декорированные. низкий уровень эмоциональных связей у 20%, сплоченность членов семьи у 80%, эмоциональный комфорт у 57%, эмоциональный конфликт у 43%.

Взаимное непонимание  в процессе социальных контактов  становится причиной значительного  своеобразия в эмоциональных  отношениях детей-инвалидов по слуху  с окружающими. Постоянный дефицит  в удовлетворении потребностей в  общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций.

В методике «Тест-опросник детско-родительских отношений» мы узнали, что в семьях, где есть ребенок-инвалид, структуирование параметров детско-родительских отношений имеют значительные отличия от семей с детьми, имеющими сохранный слух (результаты представлены в таблице 3).

 

Таблица 3. Характерные особенности  детско-родительский отношений в  семьях с детьми-инвалидами по слуху  и в семьях с детьми, имеющими сохранный слух

Наименование шкал

Семьи с детьми-инвалидами по слуху

Семьи с детьми сохранным  слухом

Инвалидизация

50%

13%

Отвержение

20%

10%

Гиперсоциализация

16%

13%

Социальная желательность

7%

33%

симбиоз

7%

31%


 

Родитель ребенка с  нарушенным слухом часто считает, что  его ребенок не может быть приспособлен к самостоятельной жизни, они  не обучают ребенка навыкам социализации (ходить самостоятельно в магазин, одним  играть на ближайшей территории) тем  самым инвалидизируя психику ребенка, что в дальнейшем сказывается на социальной зрелости. Они считают, что их дети нуждаются в постоянном обучении и руководстве. Другие же родители детей с нарушениями слуха отвергают любые взаимодействия с ребенком, считая, что если ребенок не слышит и не говорит, значит он эмоционально глуп.

Информация о работе Развитие личности у глухих детей