Условия и этапы развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление условий развития личности на этапе младшего школьного возраста.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- дать определение условиям и этапам развития личности
- рассмотреть основные теоретические подходы к этой теме;
- подобрать группу лиц младшего школьного возраста для выявления у них эмоциональных состояний, которые преобладают на данном этапе развития личности;
- подобрать необходимые методики для проведения экспериментальной диагностики;
- провести тестирование, на его основании сделать соответствующие выводы;
- подобрать необходимые практические рекомендации по улучшению условий развития младшего школьника

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический подход к изучению развития личности и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.1 Психологические теории изучения условий и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.2 Психологические особенности условий развития личности на этапе младшего школьного возраста……………………………………………13
1.3 Диагностические методики изучения условий и этапов развития личности…………………………………………………………………….16
Глава 2. Экспериментально – диагностическое изучение условий и этапов развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Практические рекомендации для улучшения условий развития на этапе младшего школьного возраста………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………….….32
Используемая литература….……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

«Запомни порядок»

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.

«Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

Игры для развития коммуникативных умений

Клубочек

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

Найти друга

Одной половине играющих завязывают глаза, дают возможность походить по комнате и предлагают найти и узнать друга (ребенка). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, играющие меняются местами.

Рукавички

Для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий перемешивает их и раздает детям, каждому по одной. По команде ведущего играющие находят свою пару, берут карандаши, и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

Дотронься до…

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро отыскать у участников игры что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел – водит.

Сиамские близнецы

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга рукой за пояс, одну ногу ставят возле ноги другого, и связывают их веревочкой. Теперь они сиамские близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Ведущий предлагает детям походить и побегать по комнате, повернуться, присесть, порисовать и т.д.

Поводыри

Играющие разбиваются на пары. Один стоит впереди (это «поводырь»), а другой с закрытыми глазами позади на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего. По команде ведущего поводырь начинает передвигаться по комнате сначала медленно, а затем все быстрее, меняя траекторию движения. Слепой следует за поводырем, стараясь не оторваться от него. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются местами.

Упражнения на развитие внимания у ребенка

1. Игра "Найди и продолжи закономерность".

Например, продолжи ряд до конца строки:

2. Срисовывание картинки по точкам.

Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом такой же рисунок нарисовать.

Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.

3. "Нарисуй узор" - графические диктанты (выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания.

Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. (Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

 

4. "Зашифрованные цвета".

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым - все сектора "А", зеленым - все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

5. Разные задачи типа:

1. Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.

2.  Уже нарисовано, например, 4 круга: большой - маленький - большой - большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.

6.Упражнение на распределение внимания.

В старой книжке в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разным способом. Например, букву "А" - зачеркиваем вертикальной чертой, букву "Л" - просто подчеркиваем, а букву "О" - горизонтальной чертой. Можно усложнить задачу: одновременно в незнакомом тексте вычеркивать буквы и запоминать содержимое. А потом проверить, как этот текст усвоен и сколько букв правильно вычеркнуто.

«Шерлок Холмс»

Эта игра развивает наше внимание и наблюдательность. Мы все будем Шерлоками Холмсами — внимательными и все замечающими. А некоторые из нас будут «преступниками».

Перед классом выходят 5-7 человек. Остальные пол-минуты смотрят на них и запоминают, как они выглядят. Затем группа выходит за дверь и делает 3-5 изменений в своем облике и одежде (меняются пиджаками, снимают галстуки, вытаскивают воротничок из-под свитера, изменяют прическу — делают пробор на другую сторону и т.п.). Затем они заходят в класс и становятся не в том порядке, как сначала. Задача класса — обнаружить все изменения в облике «преступников», назвать, в каком порядке они стояли. Затем «преступники» становятся спиной к классу, а класс пробует сказать: какого цвета глаза у каждого из них, у кого есть/нет веснушки, у кого сколько пуговиц на пиджаке? Те, кто отвечают правильно, становятся следующей группой «преступников».

«Слова и буквы»

А теперь посмотрим, как много разных слов вы знаете.

На доске чертится три колонки для каждого ряда. Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы в своей колонке. Задания: за пять минут

— написать как можно больше слов, где буква О встречается три раза;

— как можно больше героев мультфильмов на Т (З, Р, …);

— как можно больше слов, где нет букв А и Е;

— как можно больше слов, начинающихся и оканчивающихся на одну и ту же букву;

— составить из букв одного слова как можно больше других слов (из САМОЛЕТ — ЛОМ, ТЕЛО, АТОМ, ЛЕТО, СМЕЛО, МЕЛКО, …). Можно только существительные или только предметы, можно — любые.

«Сказка наоборот»

А теперь проверим, как вы помните сказки. Но не просто помните, а очень подробно, буквально каждую строчку и каждое событие. Попробуйте рассказать наоборот какую-нибудь очень известную (но не очень большую) сказку («Репка», «Колобок», «Вершки и корешки»).

Например:

— «И стали они жить-поживать, да добра наживать»

— «Дал ему король коня и полкоролевства в придачу и принцессу в жены»

— «Вернулся он в родное королевство»

— «Отрубил он дракону третью голову и тот испустил дух»

— …

«Найди лишнее»

Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. (Слова пишутся заранее на закрытой доске).

Гусь, утка, курица, петух, рыба.

Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста.

Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож.

Солнце, луна, ветер, звезда, планета.

Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза.

Катя, пальто, юбка, кофта, платье.

Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка.

Волк, овца, коза, собака, лошадь.

Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед.

Весна, лето, осень, мороз, зима.

А теперь задание наоборот: что общего у этих пяти слов, можно ли их объединить в одну группу и почему?

«Отгадай стихотворение»

 

Учитель загадывает четверостишие из известного всем стихотворения. Вызывает перед классом столько человек, сколько слов и говорит каждому на ушко его слово. Затем из класса выбирается ведущий. Он спрашивает у любого человека его слово. Задача — чтобы ведущий или кто-то из класса быстрее догадался, какое это стихотворение.

«Дети наоборот»

Мы уже засиделись — давайте подвигаемся! Представьте, что мы все — очень вредные детки и делаем все наоборот: скажут сесть — встанем, побежать — стоим, опустить руки — поднимаем. Делайте наоборот все, что делаю я« (Учитель встает — дети садятся, побежит — дети стоят, одевает пиджак — дети снимают, качает головой сверху вниз (да) — дети мотают головой из стороны в стороны (нет) и т.п.).

«Самый-самый»

На доске заранее написаны строчки. Задача детей — расположить в порядке убывания, подписав под словами соответствующие цифры. Например:

— Кто самый быстрый: ракета, бабочка, птица, самолет, вертолет» — ответ: «ракета-1, бабочка-5, птица-4, самолет-2, вертолет-3.

— Что ярче светит: настольная лампа, люстра, прожектор, свеча, солнце?

— Что теплее: шуба, платье, купальник, пальто, сарафан?

— У кого хвост длиннее: заяц, мышь, лиса, еж, белка?

— Кто самый медленный: собака, лошадь, червяк, змея, черепаха?

— Что самое крепкое: древесина, железо, пластмасса, алмаз, бумага?

— Если в воду бросить камень, картонную коробку, платье, деревянный стул и булку, что упадет на дно первым, а что — потом?

«Угадай меня»

Учитель вместе с группой детей из 5-6 человек загадывает какого-либо человека (из класса, учительницу, актера, мультипликационного героя и т.п.). они становятся перед классом и класс задает им вопросы, пытаясь отгадать загаданного человека:

— Кто он (наш одноклассник, герой мультфильма, учитель)?

— На какой цветок он похож?

— С каким цветом его можно сравнить?

— На какое животное он похож?

— Какой у него характер?

— Что он любит и не любит?

— О чем он мечтает?

И т. д.

«Лучший счетчик»

Дети делятся на две команды. Команда, ответившая первой, получает балл. Кто ответил неправильно, выбывает из игры. Всего десять вопросов:

1. Сколько в комнате дверей?

2. Сколько столов?

3. Сколько ручек на партах первого ряда?

4. Сколько косичек у девочек?

5. Сколько галстуков у мальчиков?

6. Сколько стульев в комнате?

7. Сколько учеников сидят у окон?

8. Сколько учебников на первых трех партах?

9. Сколько пальцев на руках у сидящих на задних партах?

10. Сколько в классе юбочек?

 

 

 

Развитие навыка самоконтроля

Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира, москвоведения), так и во внеклассной работе.

Методы и приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.

Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:

-  сверка с написанным образцом;

-  проверка по инструкции;

-  взаимопроверка с товарищем;

-  коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

-  сочетание коллективной и индивидуальной работы;

-  выполнение задания по алгоритму;

-  проверка с помощью сигнальных карточек;

-  подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

 

Упражнения для снижения уровня страха и тревожности.

 

“ НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

Упражнение “ Петушиные бои”

Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

 

Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.

Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был маленьким..”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

Упражнение “ Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Упражнение “ Дом ужасов”

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

Упражнение “Смелые ребята”

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.

Информация о работе Условия и этапы развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста