Условия и этапы развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление условий развития личности на этапе младшего школьного возраста.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- дать определение условиям и этапам развития личности
- рассмотреть основные теоретические подходы к этой теме;
- подобрать группу лиц младшего школьного возраста для выявления у них эмоциональных состояний, которые преобладают на данном этапе развития личности;
- подобрать необходимые методики для проведения экспериментальной диагностики;
- провести тестирование, на его основании сделать соответствующие выводы;
- подобрать необходимые практические рекомендации по улучшению условий развития младшего школьника

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический подход к изучению развития личности и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.1 Психологические теории изучения условий и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.2 Психологические особенности условий развития личности на этапе младшего школьного возраста……………………………………………13
1.3 Диагностические методики изучения условий и этапов развития личности…………………………………………………………………….16
Глава 2. Экспериментально – диагностическое изучение условий и этапов развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Практические рекомендации для улучшения условий развития на этапе младшего школьного возраста………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………….….32
Используемая литература….……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Ангьял (1965) отмечает, однако, что на самом деле развивается не одна структура личности, а две. Одна структура здоровая, а другая – невротическая. Первая основана на чувстве уверенности в том, что возможно осуществлять стремления к автономии и гомономии; вторая вырастает из изоляции, чувствования себя несчастным, нелюбимым, из сомнений относительно собственных способностей совладать со средой. Оба эти структуры существуют в каждом их нас, но одна обычно доминирует. Более того, возможно весьма неожиданное замещение одной структуры другой, поскольку это не изменяющиеся элементы, а ведущий системный принцип здоровья или невроза.[7]

Процесс формирования и  развития   личности  наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт  личности. Детерминанты  личности  – это группы факторов, предопределяющие формирование и  развитие   личности. Наиболее исследованные детерминанты – это биологические, социальные и культурные.

Биологические (наследственные, генетические, физиологические) факторы влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела). Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека. Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, ее восприятие и поведение. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например, сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняются и отличаются в разных странах. На  личность  также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование  личности  или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступления).

Этапы  развития   личности. Этот подход рассматривает каждую человеческую  личность  как развивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Социализация – это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная  личность. Диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в процессе социализации обеспечивает оптимальное  развитие   личности  на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Главное – это идея  развития. Со временем люди меняются, и ход этих изменений в какой-то степени устойчив и не случаен, а следовательно, предсказуем. Многие изменения будут полезными и желательными как для человека, так и для организации. Как сознательные, так и бессознательные стадии  развития   личности  отмечены разнообразными кризисами переходных периодов («культурный и организационный шок» при вхождении в организацию и др.).

Подход с позиций черт личности. Подход к формированию личности, основанный на выделении ее черт, определяет такое их сочетание, которое лучше всего отражает личность. Принято считать, что черты личности организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования. Наиболее известны из теоретиков в этой области Г. Оллпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем.

Черта личности является базовой единицей личности и представляет широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.[8]

 

1.2 Психологические особенности условий развития личности на этапе младшего школьного возраста.

 

Развитие личности необходимо держать под контролем уже, начиная с самых младенческих лет. Именно с детства в ребенке воспитываются главные черты, качества, именно многие комплексы происходят из детства, поэтому дети требуют особого внимания. Данная задача ложиться здесь на детские воспитательные учреждения

Актуально развитие ребенка и в школе.

На тему развития личности в учебном коллективе так же будет интересна работа Дусавицкого А.К. «Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности»

Актуальность его работы заключена в следующих положениях:

1.Положение о том, что форма коллективно-распределенной учебной деятельности в начальной школе является генетически исходным основанием, определяющим особенности развития личности в учебном коллективе.

2. Положение о том, что в современных условиях младший школьный возраст является благоприятным периодом для  формирования объективной позиции личности  (теоретической, познавательной) по отношению к социальной действительности, что создает возможность ее развития как саморазвития на последующих возрастных этапах.

Исследование поставленных положений подтвердило важность развития ребенка в младшем школьном возрасте.[9]

Условия формирования личности младшего школьника:

- учитель - эталон, образец для подражания;

- субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);

- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);

- семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.

В этот период происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием, происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы, что качественно меняет содержание притязания на признание. Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью). Таким образом, учебная деятельность становится во главу угла в притязаниях младшего школьника, обусловливая характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина).

Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников (И.В. Дубровина). В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", с другой - "быть лучше, чем все".

Стремление "быть как все" возникает в учебной деятельности по следующим причинам: учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу; правила поведения в классе и школе предъявляются всем вместе и каждому в отдельности; во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения и ориентируется на поведение других детей (в первом классе ребенку свойственны выраженные конформные реакции: ученики, например, часто поднимают руку вслед за другими, хотя внутренне не готовы к ответу).

Стремление "быть лучше, чем все" проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст и т.п. Ребенок, таким образом, стремится утвердить себя среди сверстников.

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками.[10]

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками.

 

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9 - 10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.

 

В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности. Ответственность как способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам, по словам В.С. Мухиной, должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника.

 

В возрасте 6-7 - 10-11 лет интенсивно развивается самосознание: ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры и пр.), коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; в то же время ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников.

В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

 

 

1.3 Диагностические методики изучения условий и этапов развития личности

 

Изучение условий и этапов развития требует различных диагностических методик.

 

      Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет. Методика

разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена для диагностики особенностей отношения ребенка к себе в период кризиса трехлетнего возраста.

                  Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации.

Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

   Методика "Нарисуй себя".  Тест предназначен для детей 4-6 лет и направлен на выявление уровня самооценки ребенка.

   Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет. Методика Рене Жиля. Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. (Приложение 1)

     Тест Розенцвейга. Тест является проективной методикой исследования личности. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Существует детский вариант, разработан и апробирован В.В. Добровым.

      «Тест тематической апперцепции» (ТАТ)

      Тест цветовых выборов Люшера (Приложение 2)

     Цветные прогрессивные матрицы Равена- это тест, разработанный Джоном Равеном для определения уровня интеллектуального развития личности. А точнее – для дифференциации людей по степени их умственных способностей.(Приложение 3)

      Тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.

     К наиболее известным текстам психических состояний и свойств личности относятся: опросник Айзенка, MMPI, Характерологический опросник Леонгарда, тест Кэттела, Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), тест Роршаха, и другие.

 

 

 

Глава 2. Экспериментально – диагностическое изучение условий и этапов развития личности на примере  этапа развития детей младшего школьного возраста.

 

Для проведения диагностики были выбраны 6 детей младшего школьного возраста, учащиеся 2 класса средней общеобразовательной школы. (8 лет).

              Методика Рене Жиля.

Результаты.

Показатели

Настя

Саша

Маша

Костя

Вера

Иван

Отношение к матери

Более выявлено

 

Более выявлен

Более выявлен

Более выявлен

 

Отношение к отцу

 

Более выявлен

 

 

 

Более выявлен

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

 

 

 

 

 

 

Отношение к братьям и сестрам

 

Более выявлен

 

 

Более выявлен

 

Отношение к бабушке и дедушке

 

 

Более выявлен

 

 

 

Отношение к другу (подруге)

 

Более выявлен

 

Более выявлен

 

 

Отношение к учителю

 

 

 

 

 

 

Любознательность

Более выявлено

Более выявлен

 

 

 

Более выявлен

Доминант-ность

 

 

 

 

Более выявлен

 

Общитель-ность

 

Более выявлен

 

Более выявлен

Более выявлен

Более выявлен

Закрытость

Более выявлено

 

Более выявлен

 

 

 

Социальная адекватность поведения

Более выявлено

Более выявлен

 

Более выявлен

Более выявлен

Более выявлен

Информация о работе Условия и этапы развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста