Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление условий развития личности на этапе младшего школьного возраста.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- дать определение условиям и этапам развития личности
- рассмотреть основные теоретические подходы к этой теме;
- подобрать группу лиц младшего школьного возраста для выявления у них эмоциональных состояний, которые преобладают на данном этапе развития личности;
- подобрать необходимые методики для проведения экспериментальной диагностики;
- провести тестирование, на его основании сделать соответствующие выводы;
- подобрать необходимые практические рекомендации по улучшению условий развития младшего школьника
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический подход к изучению развития личности и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.1 Психологические теории изучения условий и этапов развития личности………………………………………………………………..5
1.2 Психологические особенности условий развития личности на этапе младшего школьного возраста……………………………………………13
1.3 Диагностические методики изучения условий и этапов развития личности…………………………………………………………………….16
Глава 2. Экспериментально – диагностическое изучение условий и этапов развития личности на примере этапа развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Практические рекомендации для улучшения условий развития на этапе младшего школьного возраста………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………….….32
Используемая литература….……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...
Таким образом, данное исследование показало, что у большинства испытуемых младших школьников более выявлено отношение к матери. Это выражается как у мальчиков, так и у девочек. Отношение к отцу более выражено у мальчиков, особенно у Саши и Ивана. Отношение к отцу и матери как к родительской чете так же слабо выражено у всех детей. Более выявлено отношение к братьям и сестрам у Саши и Веры в связи с тем, что они близко общаются со своими родственниками. Костя и Саша так же активно общаются со своими друзьями. Отношение к учителю у всех испытуемых минимально. Большинство детей проявляют любознательность, отличаются повышенной общительностью. Исключение составляют Настя и Маша. Так же у Маши выявлена социальная неадекватность поведения.
Цветовой тест Люшера Оценка эмоционального состояния
Показатели | Настя | Саша | Маша | Костя | Вера | Иван |
в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда.
|
| Благоприятное эмоциональное состояние. |
| Благоприятное эмоциональное состояние.
| ||
допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда.
| Удовлетворительное эмоциональное состояние. |
| Удовлетворительное эмоциональное состояние. |
|
|
|
смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях.
|
|
|
|
|
|
|
черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, у Насти и Маши выявлено удовлетворительное эмоциональное состояние, у всех остальных наблюдается благоприятное эмоциональное состояние.
Тест Розенцвейга (детский вариант)
Показатели | Настя | Саша | Маша | Костя | Вера | Иван |
Агрессивные реакции |
|
| да |
|
| да |
Неагрессивные реакции | да | да |
| да | да |
|
Таким образом, агрессивность выявлена у Маши и Ивана. Остальные испытуемые показывают неагрессивные реакции.
Цветные прогрессивные матрицы Равена
Показатели | Настя | Саша | Маша | Костя | Вера | Иван |
«Супер-интеллектуал», |
|
|
|
|
|
|
«Интеллектуальные возможности явно выше среднего» | да |
|
| да |
|
|
«Средний интеллект» |
| да | да |
|
|
|
«Интеллектуальные возможности явно ниже среднего» |
|
|
|
| да | да |
«Существенное снижение интеллекта» |
|
|
|
|
|
|
При проверке интеллекта было выявлено, что интеллектуальные возможности выше среднего у Насти и Кости, средним интеллектом обладают Саша и Маша, а интеллектуальные особенности ниже среднего у Веры и Ивана.
Тест Кеттела (детский вариант)
Показа-тели | Настя | Саша | Маша | Костя | Вера | Иван |
Фактор А | Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный | Открытый, доброжелательный, общительный, участливый | Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный | Открытый, доброжелательный, общительный, участливый
| ||
Фактор В | Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний
| Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик
| ||||
Фактор С | Уверенный в себе, спокойный, стабильный
| Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый | Уверенный в себе, спокойный, стабильный
| Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый | ||
Фактор Д | Неторопливый, сдержанный, флегматичный | Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый
| ||||
Фактор Е | Послушный, зависимый, уступчивый
| Доминирующий, независимый, напористый | Послушный, зависимый, уступчивый
| Доминирующий, независимый, напористый | ||
Фактор G | Добросовестный, исполнительный, ответственный
| Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный | Добросовестный, исполнительный, ответственный
| Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный | ||
Фактор H | Социально смелый, непринужденный, решительный | Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе | Социально смелый, непринужденный, решительный
| |||
Фактор I | Реалистичный, практичный, полагающийся на себя
| Чувствитель-ный, нежный, зависимый от других | Реалистичный, практичный, полагающийся на себя | Чувствительный, нежный, зависимый от других | Реалистичный, практичный, полагающийся на себя | |
Фактор O | Безмятежный, спокойный, оптимистичный
| Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений | Безмятежный, спокойный, оптимистичный | Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений | ||
Фактор Q3 | Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов
| Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов | ||||
Фактор Q4 | Расслабленный, спокойный, невозмутимый
| Напряженный, раздражительный, фрустрированный | Расслабленный, спокойный, невозмутимый
| Напряженный, раздражительный, фрустрированный |
После проведения тестирования было выявлено:
Замкнуты, недоверчивы, обособленны, равнодушны Настя и Маша; открыты, доброжелательны, общительны, участливы все остальные дети.
Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладание конкретных форм мышления, объем знаний невелик – данные показатели более всего наблюдаются у Веры и Ивана.
Настя, Саша, Костя и Вера уверены в себе, спокойны и стабильны.
Легкой возбудимостью, нетерпеливостью обладают Костя, Вера и Иван.
Особенной уступчивостью и послушностью Настя, Саша, Костя и Вера.
Маши и Иван отличаются недобросовестностью, пренебрегают обязанностями, безответственны. Так же Маша выделяется особенной робостью, застенчивостью, чувствительна к угрозе. Она чувствительна, нежна, зависима от других.
Иван, в отличие от других детей обладает низким самоконтролем, плохим пониманием социальных нормативов, а так же напряженностью и раздраженностью.
Таким образом, исходя из значения показателей проведенных выше тестов, можно сделать вывод о том, что дети индивидуальны в своем развитии, и каждый ребенок отличается своими индивидуальными особенностями. На их развитие в значительной степени повлияли родители (в основном отец или мать) и друзья. Большинство из них раскрепощены и общительны.
Особое внимание требует к себе Маша. Она не общительна, замкнута, недружелюбна, робка, неуверенна в себе. Скорее всего, на данном этапе развития, чтоб в бедующем не возникло патологий, Машу необходимо показать психологи – специалисту.
Так же особый интерес у психолога может вызвать Иван. Воспитанный отцом, он приобрел такие качества, как агрессивность, напряженность, раздражительность. Он плохо воспитан, плохо понимает социальные нормативы. Следует уделять больше внимания мальчику, так как данные особенности могут медленно перейти в тяжелый кризис переходного возраста.
Глава 3. Практические рекомендации для улучшения условий развития на этапе младшего школьного возраста
На этапе младшего школьного возраста при формировании личности возрастает роль семьи. Естественно, эта роль важна во все этапы жизни ребенка. Роль педагогов, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период тоже была крайне актуальна. Именно в этот период шло формирование здоровья и здравия ребенка, его базовых личностных образований. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Это хорошо понимали священники, когда говорили «Оставьте мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно. Только роль, ее содержание во времени – разные. Что отнесено в работе к школьной педагогике отнесено к ней условно. Под этой условностью подразумевается, что школа и семья, семья и школа, они вместе, рука об руку, участвуют в воспитании и обучении ребенка. Говорить об этом взаимодействии можно долго, рассматривая различные аспекты, поэтому я возвращаюсь к более узкой трактовке в рамках моей работы.