Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

      Для оценки результатов тренинга общения с подростками разработана анкета И. Головатенко (Лидерс, 2001), которая будет предложена участникам на последнем занятии (Приложение 4). Полный конспект занятий № 3, 7 и 8 представлен в Приложении 5.

      Тематический план:

Тема Цель Время
1 «Тайна моего имени» Способствовать  гармонизации осознания ребёнком своего имени. 1,5 часа
2 «Мир эмоций» Обогащение знаний об эмоциональных состояниях 1,5 часа
3 «Открытое общение» Формирование невербальной коммуникации. 1,5 часа
4 «Волшебные средства понимания» Формирование дружелюбного отношения к другим. 1,5 часа
5 «Ушки на макушке» Познакомить с понятием активного слушания. 1,5 часа
6 «Контролируй разговор» Познакомить с этапами разговора 1,5 часа
7 «Сила уверенности» Знакомство с понятиями «уверенность в себе»,«неуверенность» и «агрессивность» 1,5 часа
8 «Искусство лидерства» Формирование лидерских качеств. 1,5 часа
9 «Правильная критика» Знакомство с понятием критики 1,5 часа
10 «Наши успехи» Подведение итогов тренинга 1,5 часа
 
 

     Содержание:

Занятие 1. «Тайна моего имени»

Цель: Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Задачи: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении, осознание своего имени как важной составляющей личности; установление правил работы в группе; предложение программы занятий.

    Содержание занятия.

  1. Начальный этап («разогрев»).

         Игра-ассоциация «На что похоже моё имя» - осознание своего имени как важной составляющей личности.

  1. Основной этап.

   Ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляются темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем подростков, развитии навыков общения, уверенности в себе.

       Упражнение: «Поменяйтесь местами» развитие наблюдательности, умению замечать и видеть других людей.

       Упражнение «Представление». Задача – подготовиться к представлению своего партнера всей группе, подметить его индивидуальность.

 Обсуждение: рассказчиков спрашивают, на сколько сложно было подметить индивидуальность партнера; а представляемого – на сколько партнеру удалось подметить его особенности.

  1. Заключительный этап

    Упражнение: «Ромашка с именем» (10 мин) – гармонизация осознания ребенком своего имени.

    Рефлексия «Мне сегодня...» - установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Занятие 2. «Мир эмоций»

Цель: Обогащение знаний об эмоциональных состояниях

Задачи: повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Содержание занятия.

  1. Начальный этап («разогрев»).

Приветствие (произнесение своего имени с разной интонацией).

  1. Основной этап.

         Упражнение: «Эмоциональное состояние» - формирование умений распознания эмоций друг друга.

         Групповая дискуссия: «Составление банка эмоциональных состояний».

         Игра «Слепой и поводырь» - вырабатывать доверие к ближнему, ответственность за безопасность другого.

Обсуждение: спросить не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

Что мешает быть искренними с другими людьми? Что способствует открытости в общении с другими людьми?

         Упражнение «Несмеяна» - снятие эмоциональных барьеров.

Обсуждение: какие средства использовали? Сложно ли было рассмешить? У «Несмеяны» - сложно ли было противостоять напору? Удалось ли участникам его «оживить»?

  1. Заключительный этап.

         Упражнение «Поросячьи бега» - повышение эмоционального уровня, сплочение группы, снятие барьера на проявление эмоций.

    Рефлексия «Мне сегодня...» - установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Занятие 3. «Открытое общение»

Цель: Формирование невербальной коммуникации.

Задачи: знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения.

Содержание занятия.

  1. Начальный этап («разогрев»).

        Упражнение «Построимся» - демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения.

  1. Основной этап.

          Упражнение «Зеркало» - отработка гибкости невербального общения

   Групповая дискуссия «Какими способами мы общаемся».

    Упражнение «Разговор через стекло» - отработка навыков понимания с помощью невербального общения.

Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

  Упражнение «Иди ко мне» - формирование эмоционального контакта с помощью невербальных средств.

  1. Заключительный этап.

   Рефлексия «Мне сегодня...» - установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

          «Тепловое кольцо» (ритуал прощания)

Домашнее задание: понаблюдать за различными в использовании элементов невербальной коммуникации разными людьми и в разных ситуациях.

    Занятие 4. «Волшебные средства понимания»

Цель: Формирование дружелюбного отношения к другим.

Задачи: Развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Побуждать к самораскрытию,  продолжать развивать умение понимать и выражать свои чувства и эмоции. Стабилизация и повышение самооценки детей, актуализация их личностных ресурсов.

      Содержание  занятия.

      1. Начальный этап («разогрев»).

    Упражнение: «Живые руки» – упражнение на активное взаимодействие.

      2. Основной этап.

    Упражнения  на внимание: «Выражение чувств» -  открытое проявление эмоций социально приемлемыми способами.

Обсуждение: Что такое позитивные чувства? Зачем в общении нужно выражать позитивные чувства? Что такое негативные чувства, почему они так называются? Какие чувства можно отнести к негативным? Зачем нужно в общении выражать негативные чувства?»

    Упражнение  на доверие: «Слепой футбол» – учить вниманию, ответственности, формировать чувство доверия к людям, умению играть по правилам и до конца удерживать свою роль

Обсуждение: Какие переживания и мысли возникли в ходе выполнения упражнения (Чувство доверия к людям, ответственности за других людей)?

    Мини-лекция «Искусство выражения эмоций»

    Упражнение  на выход отрицательных  эмоций.

Обсуждение: каким способом еще можно выразить свои отрицательные эмоции? Участники говорят, что чувствовали при этом, чему научились.

      3.  Заключительный этап.

    Упражнение: «Ожерелье пожеланий» – интеграция эмоционально-положительного опыта, полученного на занятиях.

    Рефлексия «Мне сегодня...» - установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

         Занятие 5. «Ушки на макушке»

Цель: познакомить с понятием активного слушания

Задачи: развитие навыков активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга, развитие умений правильно вести спор.

    Содержание  занятия.

  1. Начальный этап («разогрев»).

      Упражнение: «Поменяйтесь местами» развитие наблюдательности, умению замечать и видеть других людей.

  1. Основной этап.

      Упражнение: «Как ты себя чувствуешь» - развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого.

      Мини- лекция «Типичные приемы слушания»

      Упражнение «Рассказчик — наблюдатель — слушатель» - развитие навыков активного слушания.

Обсуждение: Какими приемами слушания пользовались? На сколько удалось их применить? Отмечаются наиболее успешные участники.

    Упражнение «Спор при свидетеле» - отработка правильного и конструктивного ведения спора.

Обсуждение: Какие трудности в использовании схемы встретили вы в разговоре? Кто из партнеров не понял другого: тот, кто говорил, или тот, кто слушал?

  1. Заключительный этап.

Сеанс релаксации (обучение приемам саморасслабления)

«Летний отдых на морском побережье»

    Рефлексия «Мне сегодня...» - установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Домашнее задание. Попытаться применить в разговоре с родителями умение активно слушать. На следующем занятии сообщить о результатах.

    Занятие 6. «Контролируй разговор»

Цель: познакомить с этапами разговора.

Задачи: выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

    Содержание  занятия.

  1. Начальный этап («разогрев»).

      Упражнение "Карлики и великаны" – развитие внимания

Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков