Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа
Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.
Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы
Взаимосвязь социально-психологических явлений как внутри каждого слоя групповой активности, так и между слоями (стратами) и образует разработанную А.В, Петровским стратометрическую концепцию межличностных отношений в коллективе. По мнению автора, уровень развития межличностных отношений является ключевым параметром интрагрупповой активности, непосредственно коррелирующим с успешностью групповой деятельности, содержанием психологического климата, ценностными ориентациями участников группы.
С позиции стратометрической концепции А.В. Петровского уровень межличностных отношений развития имеет две составляющие: степень опосредования межличностных отношений предметным содержанием совместной деятельности (структурная составляющая); характер, нравственные особенности целей и ценностей (содержательная составляющая).
Выявленные слои групповой активности, а также основные параметры коллектива позволяют характеризовать межличностные отношения, внутри групповое взаимодействие на разных этапах становления группы как коллектива[36].
Таким
образом, особенностями межличностных
отношений в подростковом возрасте является
повышенная значимость общения со сверстниками,
в то время как со взрослыми у них возникают
сложности во взаимоотношениях, связанные
с возрастными особенностями подростков.
Главным итогом переходного возраста
является формирование самосознания,
которое проявляется в сопоставлении
себя с другими людьми и потребности в
самооценке. Подростковое общение имеет
три формы и две противоположные тенденции.
Актуальной считается в отечественной психологии и педагогике проблема формирования межличностных отношений, которая включает создание научно обоснованной системы воспитательных воздействий, а более конкретно требует изучения путей, методов и средств руководства внутри-коллективными связями. Эти воздействия осуществляются в различных видах деятельности детей, которая сплачивает коллектив, удовлетворяет интересы ребят, их потребность в общении друг с другом. Одним из условий осуществления этих процессов является тренинг общения.
В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. В наиболее широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.
Определяя границы понятия "психологический тренинг", И.В.Вачков пишет: "Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах" [14, C.7].
Рассматривая тренинг в рамках деятельности по развитию личности, мы
представим разнообразные
формы групповой
Рис. 1. Соотношение
понятий "психотерапия", "психокоррекция"
и "обучение" [14, C.13].
Прежде
всего это подразумевает
Тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А.А.Александров – 1997, К.Рудестам – 1993 и др.), выделяют общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
Татьяна Яничева в своей статье выделяет следующие функции тренера в подростковой группе:
1. Функция «организатора процесса». Выражается в создании условий, предложении процедур, и, может быть, постановки (точнее, заострении, акцентировании) проблем, которые могут быть важны и полезны в поиске подростком своего Я. Необходимо отсутствие давления со стороны тренера. 2. Ведущий группы как модель желательного поведения. Психолог становится для подростков своеобразной моделью «взрослого» поведения, имея при этом шанс продемонстрировать «другого взрослого» — неавторитарного, открытого, понимающего и принимающего. Обратной связью будет являться проявление именно таких качеств, что является безусловной ценностью или открытием для всех участников групп.
3. Функция источника информации [52].
Для эффективности протекающей работы на тренинговых занятиях необходим учет принципов психологического тренинга, которые включают в себя: принципы создания среды тренинга, принципы поведения участников тренинга, организационные и этические принципы (табл. 1) [28].
Принципы
тренинга содержательно тесно связаны
с факторами изменений психологических
феноменов, воплощение которых в среде
тренинга относится к принципиальным
условиям эффективного применения метода.
Таблица 1
Принципы психологического тренинга
Принципы создания среды тренинга | Принципы поведения участников тренинга | Организационные принципы | Этические принципы |
Системная
детерминация Реалистичность Избыточность |
Активность,
Исследовательская и творческая позиция, Объективация поведения, Субъект-субъектное общение, Искренность, «Здесь и теперь» |
Физическая открытость,
Комплектование группы (гомогенность-гетерогенность),
Пространственно временная организация |
Конфиденциальность,
Соответствие заявленных целей тренинга его содержанию, Ненанесение ущерба |
Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия (проигрывание ситуаций, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других). Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Эффективными для достижения целей тренинга являются упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип
исследовательской, творческой позиции. В
ходе тренинга участники группы осознают,
обнаруживают, открывают идеи, свои личные
ресурсы, возможные особенности. А работа
тренера заключаете том, чтобы придумать,
сконструировать и организовать те ситуации,
которые давали бы возможность членам
группы осознать, апробировать и тренировать
новые способы поведения, экспериментировать
с ними. В тренинговой группе создается
креативная среда, основными характеристиками
которой являются проблемность, неопределенность,
принятие, безоценочность. И даже люди,
которые сопротивляются непривычным им
способам поведения, имея уже другой определенный
опыт общения, со временем начинают творчески
относиться к жизни и самому себе, а также
экспериментировать со своим поведением.
Принцип объективации (осознания) поведения.
В процессе занятий поведение участников
переводится с импульсивного на объективированный
уровень, позволяющий производить изменения
в тренинге. Универсальным средством объективации
поведения является обратная связь.
Под обратной связью понимается адресованное
другому человеку сообщение о том, что
он о нем думает, как воспринимает их отношения,
какие чувства у него вызывают слова, действия,
поступки другого человека. При этом говорить
нужно не только приятные вещи, но и неприятные
[6, С.72]. Создание условий для эффективной
обратной связи в группе — важная задача
тренерской работы.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.
Принцип «искренности» включает два аспекта: с одной стороны, каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности, а с другой стороны, тренер в начале занятий предлагает для обсуждения, а затем своими действиями поддерживает идею, заключающуюся в том, что в ходе обсуждения тех или иных вопросов не стоит говорить неправду.
Принцип «здесь и теперь» предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников тренинга от происходящего в группе в сферы, возможно, весьма интересные, но не имеющие отношения к актуальной ситуации. Вместе с тем принцип «здесь и теперь» не относится к универсальным, так как им не объемлются действия участников тренинга, связанные с рефлексией прошлого опыта и с проекциями содержания тренинга и приобретенных в его ходе результатов в будущее [29].
Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, является рефлексия, что также необходимо использовать в тренинге общения. Более того, можно считать рефлексию ключевым моментом развития личности.
Рефлексия — это ретроспективная оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопросы: зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и ведущему [8]. Можно выделить два типа рефлексии (по предмету, на который она направлена):
Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков