Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

      В ходе тренинга необходимо формирование коммуникативных навыков: навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс. Здесь группа является своего рода лабораторией, где каждый участник исследует свой стиль общения и экспериментирует с ним, устанавливая и моделируя в процессе игр взаимоотношения с другими членами группы. Каждый еще и наблюдает за поведением других. У всех есть возможность дать и получить обратную связь, что позволяет развивать умение эффективного общения.

     Коммуникативные умения, которые развиваются тренинговой группе:

      Усиление сплоченности. Если наблюдается регресс группового процесса, усталость, нежелание заниматься, то нужно уделить время игровым, развлекательным упражнениям: активным занятиям - играм, которые призваны усиливать сплоченность. Один из вариантов - это разыгрывание сценок, сказок, которые очень любят дети.

      Установление контакта. Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные (улыбка, контакт глаз, организация пространства) и вербальные средства (комплименты, «ритуальные» вопросы)

      Описание поведения. Этот термин означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнеров общения большее желание понять и изменить свое поведение. Например: «Лена, ты неряха» - это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» - описание поведения.

      Коммуникация чувств. Этот навык вызывает наибольшие затруднения, так как чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное поведение. Вербализация собственных чувств делает человека менее защищенным, поэтому требует доверия группе.

      Эмпатия. Этот навык помогает при общении или другой тренинговой работе понимать другого человека через вчувствование, проживание ситуации вместе с ним, почувствовать то, что чувствует он. А вследствие возможность помочь ему в трудной ситуации.

      Активное слушание. Часто люди стремятся переговорить других, привести свои аргументы, а не выслушать и понять аргументы другого. Такая позиция мешает им договориться, прийти к компромиссу. Активное слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели, расходятся ли они или частично сходятся. Оно помогает понять аргументы вашего собеседника, ход его мыслей, его эмоциональное состояние. Позволяет показать вашу заинтересованность и, с другой стороны, это помогает привлечь внимание собеседника к вашим словам, позволяет вовлечь в обсуждение своих сообщений. Активное слушание необходимо при деловом общении.

      Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов. Данный навык делового общения тесно связан с уверенностью в себе и проявляется в уверенном поведении.

      Навыки принятия решения и нахождения компромисса. Данные навыки практически не формируются в условиях коллективного воспитания в сиротском учреждении. Тем не менее формирование ответственности за свои решения и умение учитывать интересы других являются важными для самостоятельной жизни в обществе. Упражнения используются для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, предоставляет информацию о доминировании в группе.

      Разыгрывание трудных ситуаций в общении. Бывает, что группа выходит на какую-либо ситуацию из жизни, которая является типичной или трудной для всех членов группы или для какого-то участника, ситуация, в которой он не нашел, по его мнению, оптимального решения. При неоднократном проигрывании ситуации, с каждой попыткой меняется подход или способ поведения. Возможно проигрывание другими вспомогательными лицами, обмен ролями. Таким образом, показываются пути возможных решений, альтернативные методы взаимодействия. В стадии завершения при обмене впечатлениями ведущий подчеркивает проблемность ситуации и ее положительные аспекты. А также используются специальные упражнения и игры, которые позволяют актуализировать участникам свои сильные стороны [2].

      Стадии  развития группы. Опыт работы с разными по составу, возрасту, полу, профессиональной направленности и служебному статусу группами показал наличие определенных закономерностей групповой динамики.

      Л. М. Митиной (1994) была предложена модель конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы, происходящие на каждой стадии. Выделяются четыре стадии изменения поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие. Модель объединяет основные процессы изменения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия). 

Стадии развития групп со спонтанной динамикой:

      1.Подготовка

      Некоторыми  ведущими тренингов иногда недооценивается  такой важный фактор, как готовность участников к поведенческим изменениям. Между тем тренинговой группе для эффективной работы всегда необходим некоторый "разогрев", создание мотивации изменений. Иногда для "разогрева" группе достаточно нескольких часов, иногда этому требуется посвятить весь первый день занятий. Очевидно, это связано прежде всего со степенью внутренней готовности участников группы к непривычным и необычным способам работы и мотивированностью на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия, изменения своего поведения. На этом этапе в зависимости от состояния и поведения группы ведущий применяет различные тактики:

  • если группа настроена доброжелательно, но напряженно, то его задача – помочь расслабиться, избавиться от напряжения, создать атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и "мажорного" настроения у участников, позволяющую обеспечить условия для позитивной мотивации на групповое взаимодействие;
  • если группа с самого начала настроена скептически или даже враждебно (что случается ввиду насильственного включения в группу по требованию администрации учреждения или предприятия), ведущий сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая задания, трудные психологически и подчеркивающие отсутствие умений эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных способов решения проблемы.

      2. Осознание.

      Вместе  с тем продолжение работы в  группе вынуждает участников тренинга совершить шаги по преодолению периода кризиса. И тогда происходит переход на стадию осознания. На этой стадии основным процессом изменения является главным образом когнитивный. Как было указано выше, самосознание при переходе с более низкого уровня на более высокий характеризуется изменением рефлексивных процессов. Расширение, усложнение и углубление рефлексии связано с необходимостью своеобразного "раздвоения", выхода за пределы непосредственного текущего процесса или состояния. А это в свою очередь обусловливается остановкой, прекращением хода процесса, что является основой первичного различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Фиксация остановки в сознании определяет более высокий уровень рефлексии.

      Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации участники группы начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Все чаще звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмоционально поддержать. Активно применяются (разумеется, на игровых имитационных моделях) новые способы взаимодействия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы самопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.

На этой стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные на самораскрытие. Таковы, например, процедуры "Предмет рассказывает о хозяине", упражнение "Самоанализ" (участник дает 10 ответов на вопрос «Кто я такой?»).

      3. Переоценка

      Третьей стадией развития группы является стадия переоценки. Она сопровождается увеличением использования не только когнитивных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У участников появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (семью, коллег по работе) и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций участник группы все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать – основной результат этой стадии.

      На  этом этапе в группе активно используются техники гештальттерапии и психодрамы, а также телесной терапии и нейролингвистического программирования. Закономерным на стадии переоценки является обучение способам решения личных и профессиональных проблем и изменения отношений к событиям и людям. Для того чтобы изменить отношение к какой-либо негативной фрустрирующей ситуации, полезно применять известную в НЛП технику расщепления экрана.

      К этому времени в группе уже  складываются теплые, дружеские отношения, рассказы о себе искренни и откровенны. Созданию обстановки взаимного доверия  способствуют техники телесной терапии, например, упражнение "Маятник".

      4. Действие

      Эта стадия, психологический смысл которой  – закрепление в поведении  и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники  группы апробируют новые способы  поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим  нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

      Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

      Существуют и другие подходы к выделению стадий в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяются следующие стадии:

1 стадия: заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

2 стадия: – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

3 стадия: самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

4 стадия: выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

      Стадии  развития групп с управляемой  динамикой:

1 этап: заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

2 этап: рефлексия групповой ситуации "здесь  и теперь", заключение нового  психологического контракта. 

3 этап: личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

4 этап: изменение контракта, усиление  межличностной динамики в группе, социометрия. 

5 этап: выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение  группы.

      При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой [14].

      Рассматривая критерии оценки эффективности тренинга, Пахальян  [35] разводит два понятия: «эффект» и «эффективность тренинга». В первом случае, как правило, имеются в виду возможные изменения в участниках и их взаимодействии, возникающие под воздействием тренинга. По критерию времени существования различают кратковременный и долговременный эффект тренинга. В первом случае изменения, возникающие под воздействием тренинга, не постоянны и исчезают через некоторое время. Bo втором, возникающие изменения необратимы или сохраняются в течение периода гораздо более длительного, чем продолжительность самого тренинга.

Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков